ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович
1826-1874) — философ, психолог и педагог. Окончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен в ней в должности "наставника по классу философических наук". С 1861 в Московском университете (зав. кафедрой философии, в 1869-73 декан историко-филологического факультета). Гл. сфера интересов Ю. - антропология ("Сердце и его значение в духовной жизни человека", "Труды Киевской духовной академии", 1860, кн. 1, отд. 2; новое издание в кн.: "Философские произведения", 1990); развивал христианское учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравственном источнике душевной деятельности. В воспитании ребенка решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христианской этики. Осн. фактором такого формирования считал гуманное педагогическое воздействие. Гл. воспитательную роль отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, который понимал как "стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям". Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. "Курс общей педагогики" Ю. содержит характеристику различных "воспитательных мер", к которым он относил среду, обстановку, влияние, надзор, совет и пр. В особую группу "воспитательных побуждений" он выделял похвалу, порицание и наказание.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович
16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, - 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моск. унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869—73 декан ист. -филол. ф-та Моск. ун-та.
Гл. сфера филос. интересов Ю - антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд. 2, новое изд в кн Филос. произведения, M, 1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также Ф M Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ. учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств. источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца - переживании, чувствах, реакции - выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич.философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», - ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств. побуждения, захватывающие человеческое сердце
Дальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич.принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» - это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус. вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с И M Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол. понятие, относящееся лишь к «механич. устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус. вестник», 1862, № 4-g) P А Галецева
Религ. -филос. и психол. идеи Ю определили характер его пед.концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ. этики Цель воспитания, по Ю., совпадает с целью самой жизни: человек призван реализовать себя как «творение Божье». Осн. фактором формирования «достойной человеческой личности» Ю. признавал гуманное пед. воздействие, не отрицая при этом значения наследственности, влияния объективных условий и самовоспитания. Среди обществ. институтов роль гл. воспитателя отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, к-рый понимал как «стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям». Выступал против «многознайства», считая, что учащиеся должны иметь глубокие и прочные знания по конкретно очерченному обязательному кругу предметов. Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. «Курс общей педагогики» Ю. содержит характеристику разл. «воспитательных мер», к к-рым он относил среду, обстановку, дисциплину, надзор, непосредств. влияние, совет, просьбы и др. В особую группу «воспитат. побуждений» выделял похвалу и порицание, искусств, побуждения (почетное место в классе, похвальная грамота и т. п.), а также наказание. В отличие от большинства современных ему педагогов Ю. Значит. внимание уделял «пед. попечению о теле воспитанника». Пед. труды Ю. явились для своего времени наиб. содержательными и доступными источниками гуманистич. идей, основанных на признании приоритета христ. ценностей.
Соч.: Филос. произв., М., 1990; Непосредственное нравств. влияние, в кн.: Антология пед. мысли России второй пол. 19 - нач. 20 вв., М., 1990; Методика и личность учителя, там же.
Лит.: Соловьев В. С.,О филос. трудах П. Д. Юркевича, в кн.: Юркевич П. Д., Филос. произв., М., 1990; Шпет Г. Г., Филос. наследие П. Д. Юркевича, там же; Плеханов А. В., П. Д. Юркевич - философ и педагог, СП, 1991, № 12. П. А. Лебедев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
370.42 кб

Совесть и любовь как смыслообразующие ценности в философии Памфила Даниловича Юркевича

Сорочик Людмила Ивановна
Проблема поиска источника нравственности и нравственных ориентиров является особо актуальной в современной нравственной ситуации. Обращение к этико-антропологической концепции П.Д.