ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Взаимодействие
целенаправленная передача информации, опыта от одного человека к другому.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Взаимодействие
двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более партнерами.

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

Взаимодействие
процесс взаимного действия объектов друг на друга с целью достижения общей цели.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Взаимодействие
форма взаимодействия педагогических объектов, характеризующих возникновение взаимной зависимости.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
совокупность действий субъектов друг на друга, имеющих единую или различные цели, открытые, скрытые, предметные или духовные.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Взаимодействие
[взаимо… + действие (деятельность)] – деятельность, как специфическая форма активных отношений двух субъектов между собой и к окружающему миру.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (в педагогике)
согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи [50, c. 6].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [80, c. 64].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Взаимодействие
система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Источник: Педагогический глоссарий

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Взаимодействие
1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. В. может быть различных видов: прямое и косвенное. Прямое воздействие возникает без посторонней помощи, дает быстрые результаты. Косвенное - опосредованное, возникающее через серию действий, этапов, операций.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность: каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Взаимодействие
процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В.: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Взаимодействие
состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная их черта, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов, описанных С.Л. Рубинштейном, подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей субъектов взаимодействия — предметно-практических и духовных.
Взаимодействие педагогическое — основа реализации любого педагогического процесса в субъект-субъектных отношениях участников процесса. Обеспечивается в следующей структуре: 1) создание комплекса педагогических условий (Педагог); 2) стимулирующие проявления поведенческой и деятельной активности воспитуемых (Ребенок, детская группа, детский коллектив); 3) обратная связь о результатах влияния на подростка (Педагог); 4) рефлексия результатов взаимодействия (Педагог-Ребенок);
5) коррекция целей и содержания дальнейшего взаимодействия (Педагог-Ребенок).

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. – это универсальная форма изменения состояний объектов. В социальной психологии В. используется для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной работы. Благодаря В. достигается приспособление действий одного человека к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла работы и солидарности или соглашения между ними. В процессе В. педагогов и учащихся можно не только обменяться информацией. Но и спланировать общую деятельность и организовать ее. В этом проявляется субъектный характер взаимоотношений, разграничение функций субъекта – воспитателя и субъекта – воспитуемого. В любом В. педагогов и учащихся, как правило, одна сторона бывает активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, целей и способов деятельности. В структуре В. обычно выделяют три компонента – когнитивный, эмоциональный и поведенческий – волевой.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Взаимодействие
процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Воспроизведение явления на основе взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя выступает как его развитие (саморазвитие). Именно взаимодействие представляет собой основу развития. В. характеризует внутренние и внешние связи процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Внешние связи являются причиной изменений. Отдельное движение стремится к равновесию, а совокупное движение снова уничтожает отдельное равновесие. Внутреннее входит в механизм развития. И в этом значении взаимодействие имеет такие характеристики, как связь, взаимосвязь, единство, систематичность, неравномерность, прерывность, непрерывность, гибкость. Педагогический смысл термина В., которым оперирует целый ряд наук (экономические, социальные, гуманитарные и др.), происходит от многозначного его содержания в языке и имеет аспекты, означающие всеобщую форму связи процессов, осуществляющихся в их взаимном изменении. Взаимодействующие процессы составляют систему процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя, в которой совершается процесс превращения их движения, причины в действие и обратно. Причина в качестве активной стороны В. выступает первоначально в виде движения процесса развития творческого потенциала учителя, в котором сосредотачивается движение всей системы, и вызывает в непрерывном образовании изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, то есть противодействие. Непрерывное образование в качестве пассивной стороны В. при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно. В. носит конкретный характер в том смысле, что оно всегда - отношение сторон процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Содержание В. обусловлено природой составляющих вышеобозначенных процессов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы. Во В. находятся между собой процессы непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Непрерывное образование есть не только следствие процесса развития творческого потенциала учителя. Возникая на основе процесса развития творческого потенциала учителя и получая в ней активный стимул своего развития, непрерывное образование оказывает обратное воздействие на процесс развития творческого потенциала учителя. При всей зависимости сторон В. ведущей является та, с которой начинается каждый новый круг развития. В отношении взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала ведущей стороной выступает процесс развития творческого потенциала учителя. На основании положения и сущности всеобщей связи и взаимообусловленности явлений мы правомерны отметить, что В. процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала – это закономерность, которую целесообразно учитывать как при определении содержания, форм, методов непрерывного образования, так и при определении содержания процесса развития творческого потенциала, методического обеспечения взаимодействия данных процессов. Данную закономерность мы не противопоставляем принципам, определяющим способы достижения цели. Педагогический смысл В. подразумевает согласованную основу процесса развития творческого потенциала учителя; условий, способствующих оптимальному развитию и саморазвитию творческого потенциала учителя. В. совершается в определенных временных и пространственных рамках, так как включение в процесс непрерывного образования, самоопределение в процессе развития творческого потенциала, в значительной мере обретает свой уровень творческого потенциала к моменту профессионального становления учителя. В качестве пространственных ограничений взаимодействия выступает школа, которая является для учителя центром самореализации творческого потенциала. В контексте проблемы В. непрерывного образования и процесса развития творческого потенциала может быть представлено как связь-процесс.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1) философская категория для обозначения разного рода связей между объектами (процессами, явлениями, предметами). Стилистика языка здесь как бы навязывает нам идею активного (преднамеренного и пр.) действия одного объекта на другой и тем самым – идею субъектности и взаимной «инициативы» объектов. На самом деле здесь надо иметь в виду нечто иное, а именно, самый широкий смысл понятия связи между объектами (те или иные связи объектов в природе могут возникать при хаотических механических столкновениях, при электромагнитных состояниях, химических реакциях и т.п.; связи могут иметь случайный или закономерный, причинно- следственный характер). Явления названного рода изучаются науками о природе, технике, информации. Существует широко признанный в философии закон всеобщей связи явлений действительности. Собственно «взаимное действие» как действие «друг на друга» в выраженной форме возможно прежде всего в мире людей;
2) в педагогике и психологии термином В. уместно обозначать явления согласованной активности людей в разных видах совместной деятельности (трудовой, учебно- производственной, игровой). Во всех этих видах деятельности неотъемлемой составляющей является общение. Результатом установления В. людей является так называемая организационная реальность, т.е. система особых взаимозависимостей и взаимосвязей между членами некоторой социальной целостности (общности).
Не исключено, что древнейшим изобретением наших человекоподобных предков в области орудийных средств труда, положившим начало истинно человеческой истории, было не нечто вещественное (обколотый камень, заостренная палка и пр.), а соединение и согласование усилий нескольких людей для решения задачи, непосильной для одного (сдвинуть камень у входа в пещеру, переместить ствол упавшего дерева и превратить его в мост через поток, одолеть крупного зверя и пр.). Одним словом, первым истинно орудийным средством труда была, вероятно, реальность организационная: ведь именно в этом случае нужна взаимопонятная сигнализация (от ритмичного кряхтения до членораздельной речи). А возникновение речи, как широко признано, ведет к развитию сознания как совместнознания, способности умопостигать незримое, практического и теоретического мышления.
Для осуществления В. необходимо, чтобы его участники овладевали способами межличностного познания (см. Восприятие межличностное) и интерперсональными действиями (чтобы взаимно действовать, надо уметь это делать). Интерперсональныминазывают те действия, цель которых сводится к осуществлению межличностных отношений. В частности, воспитанный человек тем и характеризуется, что владеет этими действиями. А именно, он умеет установить контакт с другими людьми, поддерживать его или, если нужно, бесконфликтно прекратить. Он умеет поручить и принять поручение, предложить человеку помощь, не унижая его, или культурно отказаться от помощи. Этому учатся. К числу действий этого рода относятся следующие:
1. Коммуникативные (цель их – установление, поддержание или прекращение межлюдских контактов).
2. Организационные (цели их управленческие, педагогические, т.е. направленные на приобщение людей к групповым, коллективным ценностям, на сплочение или разобщение групп, изменение образа мыслей, настроения, сознания людей).
3. Поступки (цель их – выразить позицию человека по отношению к людям, группам).
Что значит установить межличностный контакт, вступить в контакт? Есть ли здесь основания говорить о целенаправленном действии и есть ли здесь чему учиться?
Ориентировочную основу этих действий составляют, как минимум, следующие элементы:
знание о состоянии партнера (скажем, напарника по бригаде, участника торговой сделки и т.п.), добытое в ходе некоторого – пусть краткого – сбора сведений о нем, наблюдения за ним. Состояние партнера должно быть оценено и понято с точки зрения уместности, своевременности, возможных вариантов развития предполагаемого контакта;
знание и оценка (с указанной точки зрения) обстановки (места, времени и других условий или возможных помех для предстоящего контакта);
разработанное представление о содержании, форме, желательных вариантах протекания намечаемого контакта. Чтобы быть правильно понятым, в случае необходимости приходится подумать об интонациях голоса, о придании необходимого выражения лицу, о позе, жестах и обо всем поведении, а не только о собственно словесном составе речи.
Исполнительную часть действия по установлению контакта составляют все те средства выражения мысли, информации, которыми может располагать вступающий в контакт. В принципе общение может быть не чисто вербальным (словесным) и даже не вербальным. В совместном практическом труде люди часто понимают друг друга без слов или «с полуслова».
Ориентировочная и исполнительная части коммуникативного действия сопровождаются контролем и самоконтролем (нужно не просто «самовыражаться», но следить за тем, правильно ли тебя понимают, как относятся к тебе, к сообщаемым тобой сведениям, следить за своей речью и всем поведением, «не выходить из себя» и пр.).
Итак, установление контакта даже с привычным, со «своим», а тем более незнакомым, но нужным для дела человеком, не всегда оказывается простым и само собой разумеющимся. Профессия управленца или педагога предполагает необходимость В. и с незнакомыми, с разными людьми. Есть немало профессий, где это дело составляет важнейшее звено в работе (руководитель производства, продавец, проводник пассажирского вагона дальнего следования, приемщик ателье, оператор почты, фельдшер скорой помощи и многие другие).
Аналогичным образом дело обстоит и с действиями по поддержанию и прекращению контактов.
Среди организационно-педагогических действий можно выделить ряд разновидностей:
1. Зондирующие (диагностические) действия.
2. Требования. «Шкала» требований может быть очень широкой – от «молчаливого упрека», «укоряющего взгляда» до категорического приказа. Известна следующая группировка требований: а) совет; б) выражение доверия; в) просьба; г) намек; д)одобрение; е) порицание; ж) условие («исправь двойку, пойдешь в поход»); з) угроза («не прекратите разговоры, удалю с занятия»; и) приказ.
3. Действия по рефлексивному управлению партнером (другим субъектом). Человеку «рисуют» такую мысленную картину ситуации, сообщают такие сведения, которые ведут, «подталкивают» его как бы к «самостоятельному» принятию решения, к определенному поведению. Здесь применяют: а) разъяснение перспективы, б) односторонне направленную, акцентированную, «однобокую» информацию о ситуации, в) внушение, г) убеждение.
Иногда акцентирование информации может вырождаться в ее грубое искажение (дезинформацию), что недопустимо в деловых отношениях (мораль допускает дезинформацию в отношении военного врага).
Психологическая роль эстетически оформленных торжественных, праздничных, траурных обрядов, ритуалов в том и состоит, что оказывая большое внушающее воздействие (не на рассудок, а на чувства), они по-своему объединяют, организуют людей, формируют сознание. Внушающую роль играют яркие интонации речи, выразительное поведение. Все это создает благоприятные условия для взаимопонимания и В. людей.
Разные приемы воздействия на людей должны выбираться сообразно обстановке и дополнять друг друга. Это своего рода «обработочные инструменты» управленца, педагога, участника делового общения (социального В.). Важна моральная оправданность этих действий.
4. Действия социальной координации и субординации. Это могут быть, в частности, а) выражение согласия или несогласия; б) выражение признания (важности, первенства кого-либо по отношению к другим); в) внесение предложения; г) постановка вопроса (обращение к кому-либо с вопросом); д) предложение о помощи; е) отказ от помощи; ж) выражение сочувствия (или неприязни) к кому-либо и т.д. В каждой профессии есть специфические наборы, признанные «комплекты» такого рода действий.
Что касается поступков, то особенность их состоит в следующем. Любое действие может стать поступком, если оно становится следствием преднамеренного, сознательного выражения человеком его отношения к ценностям другого человека или того или иного сообщества (обычаям, взглядам, правилам поведения, моральным нормам, признанным законам, идеалам и т.д.). Например, человек стоит, затем делает поворот направо и отходит. Само по себе это есть элементарное двигательное действие. Но если человек делает это во время разговора, не дослушав собеседника, чтобы выразить свое пренебрежение к нему и его словам, то это уже не просто «технический» разрыв контакта, но поступок. Болельщик отказался от предложенного ему билета на интересный для него хоккейный матч, так как билет всего лишь один, а у него есть закадычный друг, тоже заядлый болельщик. Ни тот, ни другой не считают возможным воспользоваться билетом в одиночку. Это тоже, в сущности, поступок, выражающий своеобразную дружескую симпатию к товарищу, отношение к идее дружбы.
Анализ поступков людей – важное средство изучения их характера, ибо характер и проявляется, и формируется в поступках, в сложных, конфликтных обстоятельствах, когда в процессе делового В. людей сталкиваются и противоречат их самые разные мотивы (личные и общественные, направленные на далекие и на близкие цели, более нравственные или менее и т.д.). Воспитание характера – это, в частности, создание условий для положительных поступков, тренировка человека на совершении положительных поступков и, следовательно, аспект подготовки его к оптимальному В. с другими.
В той степени, в какой компьютерные учебные программы моделируют В. педагога и учащегося, можно говорить о диалогическом В. в системе «человек – компьютер». Принципиально здесь В. все равно остается «межлюдским», с той лишь разницей, что между педагогом и учащимся помещается техническое средство обучения (и в этом смысле В. оказывается опосредованным, а не непосредственным).
Лит.: Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996; Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б.Т. Методика педагогического воздействия. – М., 1967; Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж. 1996; Климов Е.А. Основыпсихологии: Учебник для непсихологических вузов. – М., 1997; Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.; Воронеж. 1996.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
418.52 кб

Взаимодействие работы школьных ученических организаций и Центра дополнительного образования в трудов

Ходжаева Мубина Джалоловна, Элмуродова Садбарг
Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в Республике Таджикистан существуют дополнительные образовательные программы и образовательные услуги.
Читать PDF
293.99 кб

Взаимодействие с работодателями: состояние и перспективы

Веселкова Светлана Борисовна
Читать PDF
210.32 кб

Взаимодействие педагога и учащихся как фактор повышения успеваемости в классах коррекционно-развиваю

Сороколетова Е. Н.
В современной общеобразовательной школе существуют классы коррекционно-развивающего обучения. Чтобы повысить успеваемость учеников в них, предлагается рассмотреть данную проблему через призму взаимодействия педагога и учащихся.
Читать PDF
404.59 кб

Междисциплинарное взаимодействие в рамках современного физического образования

Комаров Борис Алексеевич
Осознание единства процесса познания и человеческого знания о мире обусловливает введение интегративного компонента в состав каждого предмета как на операциональном уровне, так и на содержательном.
Читать PDF
297.12 кб

Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития ресурсных центров

Громова Лариса Алексеевна
Читать PDF
502.13 кб

Взаимодействие студента и педагога в образовательном процессе: новые проблемы и тенденции

Мирошниченко Л. В.
Читать PDF
159.15 кб

Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших школьников

Данг Лан Фыонг Данг Лан Фыонг
Читать PDF
365.01 кб

Взаимодействие вуза с заказчиком в реализации компетентностного подхода

Грачев Александр Алексеевич
Основу профессиональной деятельности практикоориентированного специалиста составляет совокупность профессиональных компетенций.
Читать PDF
94.85 кб

Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества полевых и научно-исследовательских практи

Соломин Валерий Павлович, Гдалин Даниил Александрович, Калугина Алевтина Михайловна
Идея интеграции педагогических университетов на базе формирования сетевого взаимодействия неслучайно получает свое развитие в Год учителя, год утверждения программной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Читать PDF
317.95 кб

Взаимодействие студентов кафедры теория и методика спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта с профессио

Рудакас Святослав Владимирович
Апробация подхода предусматривающего взаимодействие вуза с профессиональным клубом, основанном на данных, полученных в ходе изучения структуры ценностных ориентаций, условий жизни и бюджета времени современных студентов, способств
Читать PDF
298.90 кб

Взаимодействие Герценовского университета и школ Санкт-Петербурга в области дополнительного образова

Флоренкова Людмила Александровна
Читать PDF
325.80 кб

Взаимодействие кафедры педагогики с НИИ непрерывного педагогического образования

Радионова Нина Федоровна, Ривкина Светлана Викторовна
Читать PDF
327.21 кб

Взаимодействие в процессе оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоро

Смирнова Марина Николаевна
Читать PDF
245.66 кб

Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей

Сергиенко Т. Е.
Статья посвящена взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. В статье описана методика работы с родителями.
Читать PDF
0.00 байт

Взаимодействие власти и образования: критерии эффективной модернизации

Денисенкова Наталья Николаевна
Статья посвящена анализу взаимодействия власти и образования в контексте всеобъемлющей модернизации в современной России.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: