ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Педагогический глоссарий
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Взаимодействие педагогическое — основа реализации любого педагогического процесса в субъект-субъектных отношениях участников процесса. Обеспечивается в следующей структуре: 1) создание комплекса педагогических условий (Педагог); 2) стимулирующие проявления поведенческой и деятельной активности воспитуемых (Ребенок, детская группа, детский коллектив); 3) обратная связь о результатах влияния на подростка (Педагог); 4) рефлексия результатов взаимодействия (Педагог-Ребенок);
5) коррекция целей и содержания дальнейшего взаимодействия (Педагог-Ребенок).
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
2) в педагогике и психологии термином В. уместно обозначать явления согласованной активности людей в разных видах совместной деятельности (трудовой, учебно- производственной, игровой). Во всех этих видах деятельности неотъемлемой составляющей является общение. Результатом установления В. людей является так называемая организационная реальность, т.е. система особых взаимозависимостей и взаимосвязей между членами некоторой социальной целостности (общности).
Не исключено, что древнейшим изобретением наших человекоподобных предков в области орудийных средств труда, положившим начало истинно человеческой истории, было не нечто вещественное (обколотый камень, заостренная палка и пр.), а соединение и согласование усилий нескольких людей для решения задачи, непосильной для одного (сдвинуть камень у входа в пещеру, переместить ствол упавшего дерева и превратить его в мост через поток, одолеть крупного зверя и пр.). Одним словом, первым истинно орудийным средством труда была, вероятно, реальность организационная: ведь именно в этом случае нужна взаимопонятная сигнализация (от ритмичного кряхтения до членораздельной речи). А возникновение речи, как широко признано, ведет к развитию сознания как совместнознания, способности умопостигать незримое, практического и теоретического мышления.
Для осуществления В. необходимо, чтобы его участники овладевали способами межличностного познания (см. Восприятие межличностное) и интерперсональными действиями (чтобы взаимно действовать, надо уметь это делать). Интерперсональныминазывают те действия, цель которых сводится к осуществлению межличностных отношений. В частности, воспитанный человек тем и характеризуется, что владеет этими действиями. А именно, он умеет установить контакт с другими людьми, поддерживать его или, если нужно, бесконфликтно прекратить. Он умеет поручить и принять поручение, предложить человеку помощь, не унижая его, или культурно отказаться от помощи. Этому учатся. К числу действий этого рода относятся следующие:
1. Коммуникативные (цель их – установление, поддержание или прекращение межлюдских контактов).
2. Организационные (цели их управленческие, педагогические, т.е. направленные на приобщение людей к групповым, коллективным ценностям, на сплочение или разобщение групп, изменение образа мыслей, настроения, сознания людей).
3. Поступки (цель их – выразить позицию человека по отношению к людям, группам).
Что значит установить межличностный контакт, вступить в контакт? Есть ли здесь основания говорить о целенаправленном действии и есть ли здесь чему учиться?
Ориентировочную основу этих действий составляют, как минимум, следующие элементы:
знание о состоянии партнера (скажем, напарника по бригаде, участника торговой сделки и т.п.), добытое в ходе некоторого – пусть краткого – сбора сведений о нем, наблюдения за ним. Состояние партнера должно быть оценено и понято с точки зрения уместности, своевременности, возможных вариантов развития предполагаемого контакта;
знание и оценка (с указанной точки зрения) обстановки (места, времени и других условий или возможных помех для предстоящего контакта);
разработанное представление о содержании, форме, желательных вариантах протекания намечаемого контакта. Чтобы быть правильно понятым, в случае необходимости приходится подумать об интонациях голоса, о придании необходимого выражения лицу, о позе, жестах и обо всем поведении, а не только о собственно словесном составе речи.
Исполнительную часть действия по установлению контакта составляют все те средства выражения мысли, информации, которыми может располагать вступающий в контакт. В принципе общение может быть не чисто вербальным (словесным) и даже не вербальным. В совместном практическом труде люди часто понимают друг друга без слов или «с полуслова».
Ориентировочная и исполнительная части коммуникативного действия сопровождаются контролем и самоконтролем (нужно не просто «самовыражаться», но следить за тем, правильно ли тебя понимают, как относятся к тебе, к сообщаемым тобой сведениям, следить за своей речью и всем поведением, «не выходить из себя» и пр.).
Итак, установление контакта даже с привычным, со «своим», а тем более незнакомым, но нужным для дела человеком, не всегда оказывается простым и само собой разумеющимся. Профессия управленца или педагога предполагает необходимость В. и с незнакомыми, с разными людьми. Есть немало профессий, где это дело составляет важнейшее звено в работе (руководитель производства, продавец, проводник пассажирского вагона дальнего следования, приемщик ателье, оператор почты, фельдшер скорой помощи и многие другие).
Аналогичным образом дело обстоит и с действиями по поддержанию и прекращению контактов.
Среди организационно-педагогических действий можно выделить ряд разновидностей:
1. Зондирующие (диагностические) действия.
2. Требования. «Шкала» требований может быть очень широкой – от «молчаливого упрека», «укоряющего взгляда» до категорического приказа. Известна следующая группировка требований: а) совет; б) выражение доверия; в) просьба; г) намек; д)одобрение; е) порицание; ж) условие («исправь двойку, пойдешь в поход»); з) угроза («не прекратите разговоры, удалю с занятия»; и) приказ.
3. Действия по рефлексивному управлению партнером (другим субъектом). Человеку «рисуют» такую мысленную картину ситуации, сообщают такие сведения, которые ведут, «подталкивают» его как бы к «самостоятельному» принятию решения, к определенному поведению. Здесь применяют: а) разъяснение перспективы, б) односторонне направленную, акцентированную, «однобокую» информацию о ситуации, в) внушение, г) убеждение.
Иногда акцентирование информации может вырождаться в ее грубое искажение (дезинформацию), что недопустимо в деловых отношениях (мораль допускает дезинформацию в отношении военного врага).
Психологическая роль эстетически оформленных торжественных, праздничных, траурных обрядов, ритуалов в том и состоит, что оказывая большое внушающее воздействие (не на рассудок, а на чувства), они по-своему объединяют, организуют людей, формируют сознание. Внушающую роль играют яркие интонации речи, выразительное поведение. Все это создает благоприятные условия для взаимопонимания и В. людей.
Разные приемы воздействия на людей должны выбираться сообразно обстановке и дополнять друг друга. Это своего рода «обработочные инструменты» управленца, педагога, участника делового общения (социального В.). Важна моральная оправданность этих действий.
4. Действия социальной координации и субординации. Это могут быть, в частности, а) выражение согласия или несогласия; б) выражение признания (важности, первенства кого-либо по отношению к другим); в) внесение предложения; г) постановка вопроса (обращение к кому-либо с вопросом); д) предложение о помощи; е) отказ от помощи; ж) выражение сочувствия (или неприязни) к кому-либо и т.д. В каждой профессии есть специфические наборы, признанные «комплекты» такого рода действий.
Что касается поступков, то особенность их состоит в следующем. Любое действие может стать поступком, если оно становится следствием преднамеренного, сознательного выражения человеком его отношения к ценностям другого человека или того или иного сообщества (обычаям, взглядам, правилам поведения, моральным нормам, признанным законам, идеалам и т.д.). Например, человек стоит, затем делает поворот направо и отходит. Само по себе это есть элементарное двигательное действие. Но если человек делает это во время разговора, не дослушав собеседника, чтобы выразить свое пренебрежение к нему и его словам, то это уже не просто «технический» разрыв контакта, но поступок. Болельщик отказался от предложенного ему билета на интересный для него хоккейный матч, так как билет всего лишь один, а у него есть закадычный друг, тоже заядлый болельщик. Ни тот, ни другой не считают возможным воспользоваться билетом в одиночку. Это тоже, в сущности, поступок, выражающий своеобразную дружескую симпатию к товарищу, отношение к идее дружбы.
Анализ поступков людей – важное средство изучения их характера, ибо характер и проявляется, и формируется в поступках, в сложных, конфликтных обстоятельствах, когда в процессе делового В. людей сталкиваются и противоречат их самые разные мотивы (личные и общественные, направленные на далекие и на близкие цели, более нравственные или менее и т.д.). Воспитание характера – это, в частности, создание условий для положительных поступков, тренировка человека на совершении положительных поступков и, следовательно, аспект подготовки его к оптимальному В. с другими.
В той степени, в какой компьютерные учебные программы моделируют В. педагога и учащегося, можно говорить о диалогическом В. в системе «человек – компьютер». Принципиально здесь В. все равно остается «межлюдским», с той лишь разницей, что между педагогом и учащимся помещается техническое средство обучения (и в этом смысле В. оказывается опосредованным, а не непосредственным).
Лит.: Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996; Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б.Т. Методика педагогического воздействия. – М., 1967; Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж. 1996; Климов Е.А. Основыпсихологии: Учебник для непсихологических вузов. – М., 1997; Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.; Воронеж. 1996.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.