Высшие психические функции
Высшие психические функции
сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Высшие психические функции
сложные процессы, сформированные при жизни человека, социальные по происхождению и характеризующие высший этап в развитии психики.
Высшие психические функции
(англ. higher mental functions) – теоретическое понятие, введенное Л. С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции развития психики человека, обозначающее сложные психические процессы, преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания, т. е. прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению и формированию.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредованные по психологическому строению, и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. В. п. ф. – одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко закреплена за определенными участками мозга, остальные – обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., В. п. ф. связаны с работой не одного мозгового центра и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованном и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у пациентов с локальными поражениями головного мозга – при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В. п. ф. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко закреплена за определенными участками мозга, остальные – обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., В. п. ф. связаны с работой не одного мозгового центра и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованном и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у пациентов с локальными поражениями головного мозга – при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В. п. ф. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.
Высшие психические функции
сложные психические процессы, социальные по своему происхождению и прижизненно формирующиеся, опосредствованные по своему психологическому строению и произвольные по способу осуществления. Понятие «высшие психические функции», предложенное Л.С.Выготским и развитое в работах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, является одним из основных понятий современной психологии. Л.С.Выготский выделил два уровня психических явлений — «натуральные» и «культурные» психические процессы, связывая первые с генетическим фактором, а вторые — с формированием под влиянием социальных воздействий. Главная особенность В.п.ф. состоит в их знаковой опосредствованности, в усложнении их структуры за счет «встраивания» в нее «психологических орудий», являющихся продуктом историко-культурного процесса. Основные характеристики В.п.ф.: опосредствованность, осознанность, произвольность. К системным психическим процессам, составляющим человеческое сознание, можно отнести произвольное внимание, произвольную память, высшие формы мышления и т.д. Закономерность формирования В.п.ф. состоит в том, что первоначально они реализуются в коммуникативно-деятельностных формах взаимодействия между людьми, и лишь позже — как внутренний интрапсихический процесс. Переход культурной функции во внутренний план связан с превращением внешних средств осуществления функции во внутренние психологические средства (их интериоризацией). В возрастной и педагогической психологии понятие В.п.ф. используется как одно из центральных при изучении закономерностей развития психических процессов, механизмов их управления и формирования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Высшие психические функции
сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции - одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими психологами. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Разработка теории Высших психических функций позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Формирование Высших психических функций характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие Высших психических функций, - их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования Высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность "свертывается", приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура Высших психических функций. Психофизиологической основой Высших психических функций являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев. Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными мозговыми структурами, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональной системы в целом. Таким образом, каждая из Высших психических функций связана с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии