ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования и реализуемое в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, подготовку квалифицированных педагогических кадров и научных работников, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования и реализуемое в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтвержденный дипломом об окончании вуза. В языковых вузах это подготовка дипломированного специалиста по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с присвоением квалификации лингвист, преподаватель; лингвист, переводчик; лингвист, специалист по межкультурному общению, а по направлению «Филология» – филолог, бакалавр; филолог, магистр.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Высшее профессиональное образование
высший уровень про фессионального образования, уровень квалификации по специальности, полу ченный в высших учебных заведениях на базе полного среднего обра зования, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Характе ризуется освоением профессиональных, общекультурных компетенций, практических умений, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовле творение потребностей личности в уг лублении и расширении образования. В Российской Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, уста новлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени): «бакалавр» (срок для получения ква лификации – не менее четырёх лет); «дипломированный специалист» (срок для получения квалификации – не ме нее пяти лет); «магистр» (срок для полу чения квалификации – не менее шести лет).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательном учреждении, имеющем тип «учреждение высшего профессионального образования», по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. В Российской Федерации установлены следующие уровни (цензы) высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «Бакалавр» (не менее четырех лет обучения); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «Дипломированный специалист» (не менее пяти лет обучения, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «Магистр» (не менее шести лет обучения). Обучение с целью получения высшего профессионального образования осуществляется в следующих видах высших учебных заведений: университет, академия, институт. Тип и вид образовательного учреждения определяются в процессе его государственной аккредитации. М.И. Яскевич

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза. Характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса. В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, могут получать В.п.о. по сокращенным ускоренным программам. В Рос. Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, установлены следующие ступени В.п.о. с присвоением квалификации (степени): "бакалавр" (срок для получения квалификации - не менее четырех лет); "дипломированный специалист" (срок для получения квалификации - не менее пяти лет); "магистр" (срок для получения квалификации - не менее шести лет). В.п.о. можно получить в университете, академии, институте по дневной, вечерней и заочной форме обучения. Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за мн. тысяч лет до н.э. В школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодежи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон в предлагаемой им трехступенчатой системе образования аристократической молодежи выделял высшую - третью - для незначительной части юношей, проявивших способности к теоретическому мышлению. По мере развития науки, техники, культуры расширилось содержание и непрерывно повышался научный уровень высшего образования. В 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии и других странах Европы стали возникать университеты. Они стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины и философии. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты готовили образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. Университеты стремились сосредоточить в себе сумму наук, которая в своем латинском определении - universitas literarum (совокупность искусств) - отразилась в самом названии высшей школы. В 1632 создано первое русско-украинское высшее учебное заведение - Киево-Могилянская академия. В 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Начиная с 18 в. отечественное образование, заимствованное по воле Петра I из Германии, развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на "элитное" университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании - заслуга Петра I. Возникшая в России высшая школа являлась государственным учреждением, находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она возникла и создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечить определенную выучку в области тех знаний, которые государству были нужны. В 1725 в Петербурге осн. Академия наук и при ней Академический университет. В 1755 создан первый классический университет в Москве (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в Петербурге осн. приравненное к академии Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России (после ряда организаций с 1866 - Горный институт). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Московский университет инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии). В 19 в. процесс становления высшей технической школы протекал медленно. В 1809 в Петербурге создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне С.-Петербургский университет путей сообщения), в 1828 осн. Петербургский практический технологический институт, а в 1830 - Московское ремесленное учебное заведение "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями" (впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана). В конце 19 - начале 20 вв. был открыт ряд высших технических учебных заведений: Электротехнический институт в Петербурге (1891), Московское инженерное училище (1896), Томский технологический институт (1896, открыт в 1900), Петербургский политехнический институт (1899), который представлял новый тип высшего технического учебного заведения по богатству оборудования и новым отделениям (металлургическое, электромеханическое, кораблестроительное, экономическое). Организация высшего сельскохозяйственного образования началась в России в конце 18 в. Указом Павла I в 1797 учреждена Практическая школа земледелия с обширным земельным участком близ Петербурга (просуществовала 5 лет). Предыстория Лесного института началась в 1803 с образования в Царском Селе Практического лесного училища. В 1865 в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Существовали агрономические отделения при университетах и политехнических вузах. Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во 2-й половине 18 в. В начале 20 в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 организованы коммерческие институты. Московский коммерческий институт создан усилиями Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать купца А.С. Вишнякова. Осн. типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения; учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первым самостоятельным педагогическим высшим учебным заведением был Гл. педагогический институт (1816). В начале 20 в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались Петербургские Бестужевские курсы, Московские Высшие женские курсы В.И. Герье (см.Женское образование). Преподавание медицины в России стало более или менее регулярным со 2-й половины 17 в. При крупных военных госпиталях были открыты госпитальные школы (первая создана в Москве в декабре 1707 при Сухопутном госпитале). В 1764 в Московском университете начал действовать медицинский факультет. В 1798 Московский и Петербургский медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии. В 1895 основан на частные пожертвования Петербургский женский медицинский институт (с 1904 - на государственном финансировании). В начале 20 в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами, Военно-медицинской академией. Дореволюционная медицинская школа воспитала плеяду всемирно известных ученых и врачей-практиков, в числе которых Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Н.М. Якубович, Н.Ф. Филатов, В.М. Бехтерев и др. Развитие профессионального музыкального образования началось в 1-й половине 18 в. В 1740 при Придворной капелле, которая св. 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижеров, композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский), был учрежден "инструментальный класс". Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценических и музыкальных искусств - Театральное училище. Первая отечественная консерватория открыта в Петербурге в 1862, в 1866 создана Московская консерватория. В становлении художественного образования большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине 18 в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при АН. В 1757 осн. Академия трех знатнейших художеств, преобразованная в 1764 в Рос. имп. АХ. В 1893 на базе училища при АХ учреждено Высшее художественное училище. Существовали также художественные учебные заведения, осн. обществами и частными лицами. С быстрым развитием экономики в конце 19 - начале 20 вв. придавалось все большее значение В.п.о., обеспечивающему профессиональную компетентность и высокую квалификацию специалистов. В 30-70-х гг. 20 в. во главу угла в процессе В.п.о. ставилось усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой. Современное состояние. Система отечественного В.п.о., несмотря на признаки кризисного состояния, является в настоящее время одной из самых развитых в мире. В 2000 насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 90 госуд В 1994 Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены гл. задачи и для системы высшего и среднего профессионального образования: создание надежных гарантий реализации государственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; его высокая социальная и экономическая результативность. Осн. инструменты реализации этих задач: децентрализация управления системой; автономия вузов (см.Автономность) и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. Законом РФ об образовании (1992) предусмотрено последовательное развитие принципов демократизации управления и автономии учебных заведений путем самостоятельного определения ими содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово-хозяйственного механизма с учетом реальных условий в регионах. Развиваются осн. принципы и организационные формы демократического, государственно-общественного управления деятельностью системы В.п.о. Введены новые стандарты и классификаторы направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированные программы обучения. Осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Учреждения В.п.о. ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного назначения; при них развита большая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объема научных исследований. Законом РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996) определены гл. задачи вузов: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов. Управление системой В.п.о. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования является составной частью социально-экономической политики и представляет целенаправленную деятельность органов государственной власти России и ее субъектов по обеспечению развития этих ступеней образования на принципах, заложенных в законах Рос. Федерации об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Организационной основой государственной политики стала "Федеральная программа развития образования", утвержденная Федеральным законом РФ (№ 51-ФЗ) в апреле 2000, а также образовательные программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В.п.о. является Министерство образования РФ. В нижней палате Федерального Собрания (Государственная Дума) в составе Комитета по науке и образованию имеется подкомитет по высшему образованию, осуществляющий законодательный контроль за прохождением и исполнением бюджета, а также обеспечивающий работу по подготовке, обсуждению и принятию всех законодательных актов в области высшего образования. В Совете Федерации также есть Комитет по науке, культуре и образованию, который на своем уровне осуществляет функции контроля по всем вопросам В.п.о. К компетенции федерального органа государственного управления высшим образованием (Министерства образования РФ) относится: разработка и реализация целевых федеральных программ в области среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; формирование структуры, перечня специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, разработка федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов и установление требований к содержанию образовательно-профессиональных программ различного уровня; проведение лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; установление форм документов о среднем, высшем, послевузовском профессиональном образовании, определение их эквивалентности, проведение нострификации иностранных документов о соответствующих уровнях образования; разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объемам бюджетного финансирования и капитальному строительству; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем среднего, высшего и послевузовского образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, установление объемов и структуры приема студентов, аспирантов и докторантов в государственные образовательные учреждения на обучение за счет средств федерального бюджета. Для оценки качества подготовки и деятельности системы высшего образования в системе государственных органов создана государственная аттестационная служба, для которой предусмотрены следующие функции в области В.п.о.: контроль над соблюдением федеральных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; контроль над лицензированием и государственной аккредитацией вузов; контроль над качеством подготовки выпускников по завершению каждого уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными стандартами. Каждое высшее учебное заведение независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности проходит аттестацию не реже одного раз в 5 лет. Федеральной программой развития образования России в части высшего и среднего профессионального образования предусмотрены следующие основные положения: сохранение бесплатности на конкурсной основе государственного высшего и среднего профессионального образования, расширение доступа к высшему образованию с увеличением удельного веса очно-заочных и нетрадиционных форм получения образования на расстоянии (дистанционное образование), постепенный переход на нормативное и стабильное финансирование. Важнейшей задачей является сохранение и развитие единого образовательного и информационного пространства России. — образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) См. также Высшее образование, Высшие учебные заведения, История образования в России, Педагогика высшей школы, Профессиональное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
высшая ступень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза, характеризующийся совокупностью систематизированных знаний, практических навыков и умений, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи в условиях научно-технического и социального прогресса. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (срок для получения квалификации – не менее четырех лет); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (срок для получения квалификации – не менее пяти лет); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (срок для получения квалификации – не менее шести лет). Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующей ступени образования. Высшее профессиональное образование в Российской Федерации можно получить в следующих видах высших учебных заведений: университет, академия, институт – по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Историческая справка.
В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за несколько тысяч лет до н. э. В школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов и поэтов, получала некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодежи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон (428–348 гг. до н. э.) в предлагаемой им трехступенчатой системе образования для аристократической молодежи выделял высшую (третью) ступень для незначительной части юношей, проявивших способности к отвлеченному мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретическом плане (например, к овладению астрономическими знаниями не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной). Разделение образования на ступени сохранилось до наших дней. По мере развития науки, техники, культуры изменялось их наименование, появлялись промежуточные ступени, расширялось содержание и непрерывно повышался научный уровень образования на каждой ступени. Однако представление о высшем образовании в современном понимании стало складываться лишь в Средние века. В XII–XIII вв. в различных странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты как свободные корпорации преподавателей и учащихся. Имея преимущественно богословский характер, они в течение целых веков развивались в лоне церкви. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты стали расширять развитие своих питомцев, ведя их от одной области знания к другой. Прежние центры ученых клириков превратились в рассадники академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на государственной службе. Целью университетского образования стало изложение всех известных наук, область же применения полученных знаний определялась самой жизнью. Университеты прежде всего стремились сосредоточить в себе всю сумму наук, что отразилось в названии самой формы обучения (лат. universitas literarum – совокупность искусств). В 1632 г. открылось первое русско-украинское высшее учебное заведение – Киево-Могилянская академия, в которой изучались славянский, латинский и греческий языки, «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие. В 1687 г. в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которая содействовала распространению высшего образования в России. Из нее вышли многие видные деятели русской культуры XVII– XVIII вв.: В. К. Тредиаковский, Л. Ф. Магницкий, А. Д. Кантемир, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский. А. А. Барсов. В 1731–1735 гг. в академии учился М. В. Ломоносов. Начиная с XVIII в. образование в России развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на «элитное» университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании – заслуга Петра I.
Возникшая в России высшая школа находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечения подготовки в тех областях знания, которые были нужны государству. В 1725 г. в Петербурге были основаны Академия наук и при ней Академический университет (просуществовал до 1766 г.). Первый классический университет был создан в Москве в 1755 г. (ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова). Общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального производства, достижения в области естественных наук, развитие промышленности и международной торговли, первые шаги капитализма в России обусловили создание в стране высших специализированных учебных заведений. В 1733 г. в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России (с 1804 г. – Горный кадетский корпус, с 1833 г. – Институт корпуса горных инженеров, с 1866 г. – Горный институт.) В 1799 г. в Москве при Межевой канцелярии была открыта Землемерная школа, от которой берет свое начало Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С начала XIX в. шел процесс становления высшей технической школы. Процесс этот протекал крайне медленно. Лишь в 1809 г. в Петербурге был создан Институт корпуса инженеров путей сообщения. В 1828 г. был основан Петербургский практический технологический институт, а в 1830 г. – Московское ремесленное учебное заведение «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (знаменитое впоследствии МВТУ им. Н. Э. Баумана). Конец XIX – начало XX в. характеризуется значительными позитивными сдвигами в подготовке кадров для развивающейся промышленности. Был открыт ряд высших технических учебных заведений: в 1891 г. – Электротехнический институт в Петербурге, в 1896 г. – Московское инженерное училище, в 1900 г. – Томский технологический институт, в 1902 г. – Петербургский политехнический институт. Попытки организации высшего сельскохозяйственного образования предпринимались в России в конце XVIII столетия. Указом Павла I в 1797 г. была учреждена Практическая школа земледелия с отводом для нее обширного земельного участка близ Петербурга. Просуществовала она всего 5 лет. Предыстория Лесного института началась в 1803 г. с открытием в Царском Селе Практического лесного училища.
В 1865 г. в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия. В 1894 г. на базе академии был организован Московский сельскохозяйственный институт. Существовала практика создания агрономических отделений при университетах и политехнических вузах. Возникновение экономического образования в России связано с развитием промышленности и торговли. Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во второй половине XVIII в. В начале XX в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 г. были организованы коммерческие институты. Создание Московского коммерческого института стало результатом усилий Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать русского купца А. С. Вишнякова. Основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первое самостоятельное педагогическое высшее учебное заведение – Главный педагогический институт – было открыто в 1816 г. В начале XX в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались петербургские Высшие Бестужевские курсы и московские Высшие женские курсы В. И. Герье (университетского типа). Регулярное преподавание медицины в России началось во второй половине XVII в. При крупных генеральных военных госпиталях были открыты госпитальные школы. Первая такая школа начала действовать в Москве в декабре 1707 г. при Сухопутном госпитале. В открывшемся в 1755 г. Московском университете был предусмотрен и медицинский факультет, однако из-за отсутствия преподавателей он начал действовать лишь с 1764 г. В 1798 г. Московское и Петербургское медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии.
В 1895 г. на частные пожертвования был основан Петербургский женский медицинский институт, с 1904 г. перешедший на государственное содержание. В начале XX в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами, Военномедицинской академией. Дореволюционный период развития отечественной медицинской школы отмечен весьма значительными достижениями. Она воспитала плеяду всемирно известных ученых и врачей-практиков, в числе которых В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Н. И. Пирогов. И. М. Сеченов, Н. Ф. Филатов, Н. М. Якубович. Развитие профессионального музыкального образования было обусловлено ростом музыкальной культуры в России первой половины XVIII в. В 1740 г. при Придворной капелле, которая более 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижеров, композиторов (Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский и др.) был учрежден инструментальный класс. Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 г. в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства – Театральное училище. Первая отечественная консерватория была открыта в Петербурге в 1862 г., в 1866 г. основана Московская консерватория. В становлении художественного образования в России большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 г. Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине XVIII в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при Академии наук. В 1757 г. была основана Академия трех знатнейших художеств, преобразованная в 1764 г. в Российскую императорскую академию художеств. В 1893 г. на базе художественного училища при Академии художеств было учреждено Высшее художественное училище.
Помимо государственной Академии художеств в России существовал ряд художественных учебных заведений, основанных обществами и частными лицами. Становление системы профессионального образования было вызвано бурным развитием экономики России в конце XIX – начале XX в. Все большее значение стало придаваться профессиональной компетентности, достижению с помощью образования необходимой квалификации. В 1930-е гг. в связи с общей тенденцией профессионализации образования, реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла в процессе образования ставится усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой. К середине 1950-х гг. смысл образования практически не меняется. Высшее образование строится на основе общего или среднего специального и включает совокупность знаний, необходимых для специалиста высшей квалификации. К середине 1960-х гг. понятие «высшее образование» рассматривается как совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники, культуры. Современное состояние. Современная система отечественного высшего профессионального образования, несмотря на очевидные тенденции и признаки кризисного состояния, является одной из самых мощных и развитых в мире (в более чем 500 вузах обучается и работает свыше 6 млн студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников). Безусловным новшеством является то, что система высшей школы становится плюралистичной, представленной как государственными вузами, так и учебными заведениями негосударственного сектора. В связи с процессами регионализации в Российской Федерации, а также необходимостью вхождения России в мировое образовательное пространство наблюдаются и другие тенденции в развитии российской образовательной политики: создание многоуровневого, диверсифицированного высшего образования; достижение большей «регионализации» высшей школы; усиление процессов «университизации» высшего образования. Необходимо отметить и то, что фундаментализация базового высшего образования рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития высшей школы. Закрепляется представление о том, что образование не может быть ни центральным, ни региональным или областным, провинциальным; оно должно соответствовать высоким мировым стандартам, быть вовлеченным в мировое образовательное сообщество и обеспечивать опережающее развитие творческой интеллектуальной элиты, демонстрирующей наивысший уровень компетентности в руководстве и профессиональной деятельности. Система высшего профессионального образования, являясь активным институтом общества, способствует интеллектуальному, культурному, научно-техническому развитию, преодолению кризисных ситуаций в экономике, социальной среде и стимулирует развитие общественных отношений. Коренные изменения в экономике незамедлительно отражаются на деятельности высшей школы, вызывая пересмотр концепций, задач и приоритетов.
В 1994 г. Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены следующие главные задачи системы высшего и среднего профессионального образования: создание надежных гарантий реализации государственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; высокая социальная и экономическая результативность профессионального образования. Основными инструментами решения указанных задач являются: децентрализация управления системой профессионального образования; автономия вузов и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. В высшем и среднем профессиональном образовании России последовательно развиваются принципы демократизации управления образовательными учреждениями и их автономии, которые реализуются путем самостоятельного определения учебными заведениями содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово-хозяйственного механизма с учетом реальных условий в регионах, что предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В процессе реализации Программы сформированы и постоянно развиваются основные принципы и организационные формы демократического государственно-общественного управления различными сторонами деятельности системы профессионального образования. Осуществленные в период 1991–1996 гг. структурные изменения привели систему высшего образования в качественно новое состояние, что обусловлено введением многоуровневой структуры, новых стандартов и классификаторов направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированных программ обучения. Изменяются сами высшие учебные заведения, осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Университеты, академии и институты ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера; при них создана широкая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объема научных исследований. Главными задачами вузов как основных подразделений системы высшего профессионального образования, определенными в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
высшая ступень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза, характеризующийся совокупностью систематизированных знаний, практических навыков и умений, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи в условиях научно-технического и социального прогресса.
В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. В.п.о. может быть получено в образовательных учреждениях В.п.о. (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональноеобразование соответствующего профиля, могут получать В.п.о. по сокращенным ускоренным программам.
В Российской Федерации установлены следующие ступени В.п.о.: В.п.о., подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (срок для получения квалификации – не менее четырех лет); В.п.о., подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (срок для получения квалификации – не менее пяти лет); В.п.о., подтверждаемое присвоением лицу, прошедшим итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (срок для получения квалификации – не менее шести лет). Лицам, завершившим обучение по образовательным программам В.п.о. и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующей ступени образования. В.п.о. в Российской Федерации можно получить в следующих видах высших учебных заведений: университет, академия, институт. В.п.о. можно получить на дневной, вечерней и заочной формах обучения.
Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за много тысяч лет до н. э.; в школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодежи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон (428–348 гг. до н.э.) в предлагаемой им трехступенчатой системе образования для аристократической молодежи выделял высшую – третью – для незначительной части юношей, проявивших способности к отвлеченному мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретическом плане (например, астрономию не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной).
Разделение образования на ступени сохранилось до наших дней. По мере развития науки, техники, культуры изменялось их наименование, появились промежуточные ступени, расширилось содержание и непрерывно повышался научный уровень образования на каждой ступени. Однако представление о высшем образовании в современном понимании стало складываться лишь в средние века. В XII–XIII вв. в различных странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты как свободные корпорации преподавателей и учащихся. Имея преимущественно богословский характер, они целые века развивались в лоне церкви. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты стали обучать, расширять развитие своих питомцев, ведя их от одной области знаний к другой. Прежние центры ученых клириков превратились в рассадники академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. Целью университетского образования стало изложение всех известных наук, область же применения полученных знаний определялась самой жизнью. Университеты прежде всего стали стремиться сосредоточить в себе всю сумму наук, которая в своем латинском определении – universitas literarum (совокупность искусств) – отразилась в названии самой формы обучения.
В 1632 г. открылось первое русско-украинское высшее учебное заведение – Киево- Могилянская академия, в которой изучались славянский, латинский и греческий языки, «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие. В 1687 г. в Москве была организована Славяно- греко-латинская академия. которая содействовала распространению высшего образования в России. Из нее вышли многие видные деятели русской культуры XVII–XVIII вв.: В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Антиох Кантемир, первые профессора Московского университета Н.Н. Поповский, А.А. Барсов. В 1731–1735 гг. в академии учился М.В. Ломоносов. Начиная с XVIII в. русское образование, заимствованное по воле Петра I из Германии, развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на «элитное» университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании – заслуга Петра I. Возникшая в России высшая школа являлась государственным учреждением, находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она возникла и создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечить определенную выучку в области тех знаний, которые тогдашнему государству были нужны. В 1725 г. в Петербурге были основаны Академия наук и при ней Академический университет (просуществовал до 1766 г.). Первый классический университет был созданв Москве в 1755 г. (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального производства, достижения в области естественных наук, развитие промышленности и международной торговли, первые шаги капитализма в России обусловили создание в стране высших для того времени специализированных школ. В 1733 г. в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России. (С 1804 г. – Горный кадетский корпус, с 1833 г. – Институт корпуса горных инженеров, с 1866 г. – Горный институт.) В 1799 г. в Москве при Межевой канцелярии была открыта Землемерная школа, от которой берет свое начало Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С начала XIX в. продолжался процесс становления высшей технической школы. Процесс этот протекал крайне медленно. Лишь в 1809 г. в Петербурге был создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (известный в наши годы ЛИИЖТ). В 1828 г. был основан Петербургский практический технологический институт, а в 1830 г. – Московское ремесленное учебное заведение «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (знаменитое впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана). Конец XIX – начало XX в. характеризуется значительными позитивными сдвигами в подготовке кадров для развивающейся промышленности. Был открыт ряд высших технических учебных заведений: в 1891 г. – Электротехнический институт в Петербурге, в 1896 г. – Московское инженерное училище, 1900 г. – Томский технологический институт, в 1902 г. – Петербургский политехнический институт, представлявший новый тип высшего технического учебного заведения по богатству оборудования и новым отделениям (металлургическое, электромеханическое, кораблестроительное, экономическое).
Попытки организации высшего сельскохозяйственного образования предпринимались в России в конце XVIII столетия. Указом Павла I в 1797 г. была учреждена Практическая школа земледелия с отводом для нее обширного земельного участка близ Петербурга.
Просуществовала она всего 5 лет. Предыстория Лесного института началась в 1803 г. с образования в Царском Селе Практического лесного училища. В 1865 г. в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия. В 1894 г. на базе академии был создан Московский сельскохозяйственный институт. Существовала практика создания агрономических отделений при университетах и политехнических вузах.
Возникновение экономического образования в России связано с развитием промышленности и торговли. Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во второй половине XVIII в. В начале XX в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 г. были организованы коммерческие институты. Создание Московского коммерческого института стало результатом усилий Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать русского купца А.С. Вишнякова.
Основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения; учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первым самостоятельным педагогическим высшим учебным заведением был Главный педагогический институт (1816). В начале XX в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались Петербургские Высшие Бестужевские курсы, Московские Высшие женские курсы В.И. Герье (университетского типа).
Преподавание медицины в России началось более или менее регулярно во второй половине XVII в. При крупных Генеральных военных госпиталях были открыты госпитальные школы. Первая такая школа начала действовать в Москве в декабре 1707 г. при Сухопутном госпитале. В 1755 г. в открывшемся Московском университете был предусмотрен и медицинский факультет, однако из-за отсутствия преподавателей он начал действовать лишь с 1764 г. В 1798 г. Московское и Петербургское медико- хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии. В 1895 г. был основан на частные пожертвования Петербургский женский медицинский институт, с 1904 г. перешедший на государственное содержание.В начале XX в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами,Военно-медицинской академией. Дореволюционный период развития отечественной медицинской школы отмечен весьма значительными достижениями. Она воспитала плеяду всемирно известных ученых и врачей-практиков, в числе которых Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Н.М. Якубович, Н.Ф. Филатов, В.М. Бехтерев.
Развитие профессионального музыкального образования было обусловлено ростом музыкальной культуры в России первой половины XVIII в. В 1740 г. при Придворной капелле, которая более 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижеров, композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский) был учрежден «инструментальный класс». Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 г. в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства – Театральное училище. Первая отечественная консерватория была открыта в Петербурге в 1862 г., в 1866 г.создана Московская консерватория. В становлении художественного образования в России большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 г. Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине XVIII в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при Академии наук. В 1757 г. была основана Академия трех знатнейших художеств, преобразованная в 1764 г. в Российскую императорскую Академию художеств. В 1893 г. на базе художественного училища при Академии художеств было учреждено Высшее художественное училище. Помимо государственной академии, в России существовал ряд художественных учебных заведений, основанных обществами и частными лицами.
Широкое становление системы профессионального образования было вызвано бурным развитием экономики в России конца XIX – начала XX в. Все большее значение придается профессиональной компетентности, достижению с помощью образования необходимой квалификации. В 30-х гг. в связи с общей тенденцией профессионализации образования, реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла в процессе образования ставится усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой. К середине 50-х гг. смысл образования практически не меняется. Высшее образование строится на основе общего или специального среднего и включает совокупность знаний, необходимых для специалиста высшей квалификации. К середине 60-х гг. понятие «высшее образование» рассматривается как совокупность
систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники, культуры.
Современное состояние. Современная система отечественного В.п.о., несмотря на очевидные тенденции и признаки кризисного состояния, является одной из самых мощных и развитых в мире (в более чем 500 вузах обучается и работает более 6 млн студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников). Безусловным новшеством рассматривается то, что система высшей школы становится плюралистичной, представленной как государственными вузами, так и институтами негосударственного сектора. В связи с процессами регионализации в РФ, а также необходимостью вхождения в мировое образовательное пространство, наблюдаются и другие тенденции в развитии российской образовательной политики: создание многоуровневого, диверсифицированного высшего образования; достижение большей «регионализации» высшей школы; усиление процессов «университизации» высшего образования. Необходимо отметить и то, что фундаментализация базового высшего образования рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития высшей школы. Закрепляется представление о том, что образование не может быть ни центральным, ни региональным или областным, провинциальным; оно должно соответствовать высоким мировым стандартам, быть вовлеченным в мировое образовательное сообщество и обеспечивать опережающее развитие творческой интеллектуальной элиты, демонстрирующей наивысший уровень компетентности в руководстве и профессиональной деятельности.
Система В.п.о., являясь активным институтом общества, способствует интеллектуальному, культурному, научно-техническому развитию, преодолению кризисных ситуаций в экономике, социальной среде и стимулирует развитие общественных отношений. Коренные изменения в экономике незамедлительно отражаются на деятельности высшей школы, вызывая пересмотр концепций, задач и приоритетов. В 1994 г. Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены следующие главные задачи для системы высшего и среднего профессионального образования: создание надежных гарантий реализациигосударственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; высокая социальная и экономическая результативность профессионального образования. Основными инструментами решения вышеуказанных задач являются: децентрализация управления системой; автономия вузов и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. В высшем и среднем профессиональном образовании России последовательно развиваются принципы демократизации управления и автономии учебных заведений, которые реализуются путем самостоятельного определения ими содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово- хозяйственного механизма с учетом реальных условий в регионах, что предусмотрено законом РФ «Об образовании». В процессе реализации программы сформированы и постоянно развиваются основные принципы и организационные формы демократического, государственно-общественного управления различными сторонами деятельности системы профессионального образования. Осуществленные в период 1991–1996 гг. структурные изменения привели систему высшего образования в качественно новое состояние, что обусловлено введением многоуровневой структуры, новых стандартов и классификаторов направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированных программ обучения. Изменяются сами высшие учебные заведения, осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Университеты, академии и институты ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного назначения; при них развита большая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объема научных исследований.
Главными задачами вузов как основных подразделений системы В.п.о., определенных в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов.
Управление системой В.п.о. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования является составной частью социально- экономической политики и представляет целенаправленную деятельность органов государственной власти России и ее субъектов по обеспечению развития этих ступеней образования на принципах, заложенных в законах РФ об образовании, о выс-шем и послевузовском профессиональном образовании. Организационной основой этого развития стала «Федеральная программа развития образования» (раздел «Система среднего, высшего, послевузовского профессионального и дополнительного образования»), а также образовательные программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В.п.о. был Государственный комитет РФ по высшему образованию. В августе 1996 г. создано объединенное Министерство общего и профессионального образования. В нижней палате Федерального Собрания (Государственная Дума) имеется Комитет по науке и образованию, в составе которого есть подкомитет по высшему образованию, осуществляющий законодательный контроль за прохождением и исполнением бюджета, а также обеспечивающий работу по подготовке, обсуждению и принятию всех законодательных актов в области высшего образования.
К компетенции федерального органа государственного управления высшим образованием относится: разработка и реализация целевых федеральных программ в области среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; формирование структуры, перечня специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, разработка федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов и установление требований к содержанию образовательно- профессиональных программ различного уровня; проведение лицензирования и аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; установление форм документов о среднем, высшем, послевузовском профессиональном образовании, определение их эквивалентности, проведение нострификации иностранных документов о соответствующих уровнях образования; разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объемам бюджетного финансирования и капитальному строительству; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем среднего, высшегои послевузовского образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, установление объемов и структуры приема студентов, аспирантов и докторантов в государственные образовательные учреждения на обучение за счет средств федерального бюджета. Для оценки качества подготовки и деятельности системы высшего образования в системе государственных органов создана Государственная аттестационная служба, для которой предусмотрены следующие функции в области В.п.о.: контроль за соблюдением федеральных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; контроль лицензирования и государственной аккредитации вузов; контроль качества подготовки выпускников по завершению каждого уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными стандартами. Каждое высшее учебное заведение независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности проходит аттестацию не реже одного раз в 5 лет.
Финансирование. В России большая часть вузов находится в непосредственном подчинении отраслевых министерств и ведомств, которые обязаны финансировать деятельность подведомственных вузов, определять перспективы их развития, разрабатывать и осуществлять ведомственные программы развития В.п.о. Основным источником финансирования вузов федерального и ведомственного подчинения является федеральный бюджет. Из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются затраты на содержание подведомственных вузов, а также работы и услуги, имеющие республиканское и региональное значение. Научные фундаментальные и прикладные исследования финансируются федеральным органом отдельно от финансирования образовательной деятельности. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность как в сфере образования (прием на обучение с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами), так и в других сферах (научная, производственная, коммерческая), если это не идет в ущерб основной деятельности. Величина дополнительного приема на платное обучение согласовывается вузом с государственным органом управления. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств; вузы частного сектора финансируются учредителем, создавшим образовательное учреждение. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных вузов государственного сектора.
Федеральной программой развития образования России до 2000 г. в части высшего и среднего профессионального образования предусмотрены следующие основные положения: сохранение бесплатности на конкурсной основе высшего и среднего профессионального образования, расширение доступа к высшему образованию до уровня 220 студентов на 10 тыс. населения с увеличением удельного веса очно-заочных и нетрадиционных форм получения образования на расстоянии (дистантное образование), постепенный переход на нормативное и стабильное финансирование. Важнейшей задачей является сохранение и развитие единого образовательного и информационного пространства России.
Лит.: Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 10; Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 2; A.Ja. Savelyev. Russia: Higher Education System // Encyclopedia on Higher Education. – Pergamon Press, London, New Jork, 1998; Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г. Кинелева. – М., 1995; БСЭ. Т. 5. – М., 1971.
А.Я. Савельев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
146.82 кб

О качестве высшего профессионального образования

Аксютина Зульфия Абдулловна
В статье даются определения и основные признаки качества образования. Рассматривается общая модель современного человека, имеющего качественное высшее профессиональное образование.
Читать PDF
195.20 кб

Профессиональное и высшее образование Великобритании

Лощилова Марина Андреевна
Эффективная система профессионального образования необходима для устойчивого развития любого государства, поскольку является гарантом процветания общества в долгосрочной перспективе.
Читать PDF
361.24 кб

Система высшего профессионального образования России

Неустроева Валентина Ивановна, Никифорова Галина Ивановна
В статье рассматривается система высшего профессионального образования в России, анализируется динамика ее развития в 2010-2015 гг., а также выделены достоинства Болонской системы студентами ФЭИ СВФУ.
Читать PDF
134.04 кб

О высшем академическом и профессиональном образовании

Сенашенко Василий Савельевич, Ткач Геннадий Федорович
В статье рассматриваются некоторые тенденции развития высшего академического и профессионального образования в России.
Читать PDF
235.52 кб

Система высшего профессионального образования Монголии

Жамсранжав Ганбаатар
Рассмотрены этапы формирования системы образования, пути оптимизации системы образования на современном этапе развития страны и определены основные направления реформ высшего профессионального образования в Монголии.
Читать PDF
127.37 кб

Гарантии качества высшего профессионального образования

Галимов А. М.
В статье рассмотрен вопрос определения стратегии развития вуза в рамках выстраивания системы гарантии качества высшего профессионального образования в соответствии с требованиями «Стандартов и Директив для гарантии качества Высшег
Читать PDF
529.99 кб

Тенденции развития высшего профессионального образования

Свирелкина Ирина Ивановна
В статье анализируется динамика спроса и предложения на рынке высшего профессионального образования в России и в Вологодской области. Рассматриваются последствия этих изменений и выделяются основные проблемы высшего образования.
Читать PDF
5.59 мб

Профессиональная ориентация и качество высшего образования

Соловьев A. Н.
Автором сравниваются различные критерии качества высшего образования.
Читать PDF
1.25 мб

О проблемах высшего профессионального образования в России

Вечтомов Евгений Михайлович
Анализируется положение дел, и выясняются противоречия в нашем высшем профессиональном образовании.
Читать PDF
1.02 мб

Профессиональные компетенции в системе высшего образования

Давыдова С.Б., Разенкова Т.В.
Читать PDF
419.33 кб

Высшее профессиональное образование: проблемы трансформации

Трипольский Роман Израйлевич
Описываются факторы, определяющие необходимость трансформации структуры учреждений высшего профессионального образования (ВПО). На основе кластерного подхода предлагается вариант трансформации структуры ВПО в Мурманской области.
Читать PDF
254.91 кб

Прикладные дисциплины в высшем профессиональном образовании

Кагакин Евгений Иванович
Рассмотрена роль прикладных дисциплин в формировании специалиста при обучении в университете с учетом современных тенденций в образовании и экономике.
Читать PDF
309.27 кб

Профессиональное сообщество как субъект высшего образования

Бочарова Юлия Юрьевна
В статье 1 раскрывается потенциал профессионального сообщества в постановке целей, отборе содержания, содействия в организации и оценке качества профессионального образования.
Читать PDF
278.77 кб

Пути совершенствования высшего профессионального образования

Антропов В. А., Ефимов А. В.
Читать PDF
335.64 кб

Пути совершенствования высшего профессионального образования

Антропов Владимир Алексеевич, Ефимов Александр Васильевич
Социально-экономические задачи, стоящие перед нашим государством в аспекте его развития, могут решать только хорошо обученные кадры, соответствующие требованиям научно-технического прогресса и новым экономическим отношениям.

Похожие термины: