Высшая военная школаВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения термина ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Высшая нервная деятельность

деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе образования временных связей. Особенности В.н.д. человека находятся в зависимости от типа нервной системы. Различные нарушения в развитии мозга и заболевания ц. н. с. могут вызвать общие нарушения В.н. д такие, как, например, имеющие место при олигофрении, эпилепсии и других нервно-психических заболеваниях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД)

наука о механизмах деятельности мозга, разработанная И.П. Павловым на основе представлений И.М. Сеченова об ее рефлекторной природе. ВНД базируется на принципах детерминизма, соответствия структуры и функции и сочетания процессов анализа и синтеза (дифференциация и интеграция) в коре больших полушарий при осуществлении высших нервных функций и поведения, в основе которых лежит механизм временной связи. Павловым была подробно исследована работа мозга при выработке временных связей в ситуации образования, сохранения, угасания условных рефлексов. Он исследовал соотношение и динамику (иррадиация, индукция) процессов возбуждения и торможения, различные виды торможения - безусловно-рефлекторной (внешней) и условно-рефлекторной (внутренней) природы. В результате наблюдений за поведением обезьян Павлов ввел в терминологию ВНД понятие ассоциации - еще одного варианта временной связи. Осн. принципы и механизмы ВНД не утеряли своего значения и в настоящее время. Представление о роли функционального взаимодействия нервных центров в мозговом обеспечении психических функций нашло отражение в учении (1941) А.А. Ухтомского о доминанте как функционально рабочем органе и теории функциональных систем П.К. Анохина. Современными учеными мозговая организация психических процессов рассматривается как результат функционирования распределенных нервных сетей, формирующихся на основе пластичных временных связей на период решения определенных задач, возникших в ответ на внешние стимулы, или при реализации целей и намерений индивида (внутренние стимулы). У человека такой принцип работы мозга доминирует над условно-рефлекторным, который может включаться, например, при необходимости овладения определенным навыком - последовательностью новых действий или операций, что требует тренировки и повторения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНД), интегративная деятельность высш. отделов центр. нервной системы (ЦНС), обеспечивающая поведение, т.е. оптимальное приспособление организма как целого к внеш. миру. Структурная основа ВНД у всех млекопитающих (в т. ч. у человека) — кора больших полушарий и подкорковые структуры мозга. Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, т.е. жесткой связи осн. проявлений ВНД с определенными отделами мозга не существует. Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики.

Термин «ВНД» введен И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». Непо-средств. предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И. М. Сеченов, к-рый в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистич. идеи о рефлекторной природе психич. деятельности.

Деятельность всех отделов ЦНС является рефлекторной. Рефлекс — ответное действие организма на раздражение — представляет собой осн. форму взаимодействия организма со средой. В рефлекторном механизме различаются 3 компонента: афферентный (чувствующий), центральный и эфферентный (двигательный). Возбуждение от раздражителя по афферентному нерву передается в центр. отдел (мозг), где переключается на двигат. нерв и по нему идет к рабочему органу. Таково традиц. представление о «рефлекторной дуге». Физиолог П. К. Анохин установил, что каждое движение организма отражается в мозгу в виде афферентного импульса, сообщающего об эффекте этого движения, о том, достигнут ли требуемый результат. В мозгу как бы представлена модель желаемого результата, с к-рой сличается фактически достигнутое. Если же полученный результат не соответствует заданной программе, то коррекция двигат. акта и тренировка эффекторной системы продолжаются вплоть до выработки автоматизма. Формирующийся в ходе приспособления к среде аппарат «опережающего отражения» — «акцептор действия» — контролирует результаты действия и сличает их с поставленной целью.

Исследования Н. А. Бернштейна и Анохина дополнили схему рефлекторного акта, введя в нее четвертое звено — «обратную связь». Благо даря наличию «обратной связи» обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма. Без этого обучение к.-л. действиям было бы невозможно.

Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные или, по классификации Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы (БР) являются функцией гл. обр. подкорковых структур головного мозга, условные рефлексы (УР) — высш. отдела мозга, коры больших полушарий.

БР совершается автоматически и не требует предварит. тренировки. Он приобретен данным видом живого организма в процессе всего предшествующего ист. развития (филогенеза) и передается по наследству. УР требует определенных условий для возникновения. По данным физиолога Л. А. Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.

УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя (для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания). В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механич. связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Т. о., безразличный ранее раздражитель становится сигналом к.-л. жизненно важного явления.

Одни только БР не могут обеспечить мн. животным, а тем более человеку, всесторонних связей со средой. Они дают лишь огранич. ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внеш. среды. Поскольку внеш. среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.

Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие разл. рода сигналов, совершает сложную аналитико-синтетич. деятельность — анализирует внеш. мир, выделяет разл. раздражители, Синтетич. деятельность коры состоит в образовании временных связей.

Павлов различал 2 принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внеш. мира, он назвал первой сигнальной системой, к-рая является общей у человека и животных. По Павлову, ВНД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в осн. к совокупности многообразных УР первой сигнальной системы. Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять осн. фонд ВНД детей в первые годы их жизни и занимают определенное место в ВНД человека в последующие возрастные периоды. Кора головного мозга человека способна реагировать и на раздражители иного рода — слова, к-рые также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания Павлов назвал второй сигнальной системой. Человек реагирует не на звуковую оболочку слова или его графич. изображение, а на его смысловое содержание. Слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку.

У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности. Поэтому так важно при обучении сочетать словесный рассказ с наглядными представлениями. Рассказывая детям о нек-ром предмете и одновременно показывая его изображение, учитель обеспечивает совместную работу первой и второй сигнальных систем.

Павловым выделены след. осн. законы ВНД: 1) УР, или временные связи, образуются благодаря встречному распространению возбуждения (у ребенка, как показали исследования психологов, временные связи начинают образовываться уже в сер. 1-го мес жизни); 2) величина УР зависит от силы раздражения; 3) условные раздражители суммируются; 4) торможение в коре развивается из-за отмены подкрепления УР, резкого усиления условною раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) взаимная индукция нервных процессов обеспечивает контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения.

Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.

Лит.: Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высш. нервной деятельности (поведения) животных, М., 1973: На пути к изучению высш. форм ней-родинамики ребенка, под ред. А. Г. Иванова-Смоленского, Э. Ю. Шурпе, М., 1934; Эль-конин Д. Б., Развитие нервной системы и высш. нервной деятельности в дет. возрасте, в его кн.: Дет. психология, М., 1960, гл. 3; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968: Симонов П. В., Высш. нервная деятельность человека, М., 1975; Воpонин Л. Г., Эволюция высш. нервной деятельности. М., 1977; Асратян Э. А., Рефлекторная теория высш. нервной деятельности, М., 1983.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0