ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ (ВУС)
профессионально-политическая организация. Осн. в 1905 как "Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования" с целью организации борьбы за политические свободы, созыва Учредительного собрания, демократизации и децентрализации народного образования. В 1906 насчитывалось 16 тыс. членов. Союз участвовал в Революции 1905-07, провел 4 съезда (1905-07), осуществлял юридическую и материальную помощь учителям, в повышении их профессионального уровня (библиотеки, кружки, лекции), создавал экспериментальные учебные заведения, издавал литературу. В Центральное бюро съезда входили В.П. Вахтеров, В.В. Водовозов, В.А. Гердт, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и др. Работали комиссии: литературная, педагогическая, по оказанию взаимопомощи. В 1908 союз прекратил деятельность и возобновил ее в 1917 как ВУС (летом насчитывалось 150 тыс. членов), сохранив организационные и идеологические основы прежнего союза. В Совет вошли С.А. Золотарев, Гердт, Вахтеров, Н.Н. Иорданский, А.П. Пинкевич, Чехов и др. ВУС играл значительную роль в деятельности созданного по его инициативе Государственного комитета по народному образованию Временного правительства. Руководство ВУСа не приняло Октябрьской революции, бойкотировало решения Наркомпроса, организовало забастовку учителей в 1917-18. В 1918 ВУС распущен как контрреволюционная организация, закрыты его печатные органы ("Известия ВУСа", "Петроградский учитель", "Народный учитель", "Учитель"). См. также Учительские организации

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ
ВУС). Создан в апр. 1905 как проф.-политич. орг-ция «Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию». Осн. цель — борьба за по-литич. свободы, передачу власти в руки народа, созыв Учредит. собрания, а также за коренную реорганизацию, демократизацию и децентрализацию нар. образования. В 1906 в Союз входили 16 тыс. членов. В годы Революции 1905—07 члены Союза участвовали в Окт. политич. стачке (1905) в Москве, Одессе, Симферополе, Ялте, Самаре и др. городах; пропагандировали среди населения идеи Союза; организовывали съезды (1-й в июне 1905; 2-й в дек. 1905; 3-й — в 1906, — 4-й — в июне 1907); осуществляли юрид. материальную помощь учительству (защита педагогов от произвола администрации, организация кассы взаимопомощи, взаимного страхования); содействовали повышению уровня проф. подготовки педагогов (через б-ки, лекции, кружки); создавали эксперим. уч. заведения, издавали лит-ру. Структура союза: съезд (высш. законодат. орган), Центр. бюро (ЦБ), центр. касса взаимопомощи. В состав ЦБ входили: В. П. Вахтеров, В. В. Водовозов, В. А. Гердт, Я. И. Ду-щечкин, В. И. Чарнолуский, Н. В. Чехов и др. При нем действовали комиссии: литературная (составление систематич. каталогов книг для самообразования учителей); педагогическая (разработка предложений по проблемам школы, уч. программам); по оказанию взаимопомощи. В 1907 союз выступил как проф. орг-ция и выдвинул осн. требования: введение всеобщего бесплатного и обязательного нач. обучения; обеспечение общедоступности обучения; преподавание на родном языке во всех типах школ; признание преподавания религии частным делом и исключение этого предмета из курсов обществ. школ; уничтожение всех ограничений и привилегий в области образования, связанных с социальным положением, национальностью, вероисповеданием; совместное обучение девочек и мальчиков; передача дела нар. образования органам местного самоуправления.
В 1908 в условиях обществ.-политич. реакции союз прекратил свою деятельность и возобновил ее в апр. 1917 как ВУС, сохранив идейную преемственность с прежней оргцией, восстановив ее структуру. В апр. 1917 в него входило св. 72 тыс., летом 1917 — 150 тыс. членов. В уставах, утвержденных 5-м (апр. 1917) и 6-м (август 1917) съездами, как цели и задачи союза провозглашались: созыв Учредит. собрания; демократизация управления просвещением, создание органов руководства нар. образованием при местном самоуправлении (прообраз созданных в 1918 Советов по нар. образованию); реализация принципа автономии школы (под ним понималось самоуправление, к-рое осуществлялось коллективом учителей, родителей, учащихся и общественностью; самоопределение школ в уч.-воспитат. деятельности, в т. ч. творческая разработка учителями планов и программ; избрание директоров школ и педагогов пед. коллективом; хоз. самостоятельность и др.); широкая и повсеместная поддержка учительского труда, борьба за интересы учительства.
Совет союза включил отделы: охраны труда; культурно-просветительный, законодательства по нар. образованию; редакц.-издательский; орг-ций союза и союзных групп; финансовый; культурной и материальной взаимопомощи.
В состав Совета входили: С. А. Золотарев (пред, в апреле — июне 1917), Гердт (пред, с июня 1917), Вахтеров, Я. Я. Гуревич, H. H. Иорданский, А. П. Пинкевич, Чехов, И. Л. Цветков, Н. А. Челюсткин и др. ВУС играл активную роль в работе созданного по его инициативе Гос. к-та по нар. образованию Временного пр-ва, подготовившего материалы по реформе школы. Были установлены контакты с учительскими проф. орг-циями ряда заруб. стран.
Руководство ВУСа не приняло Окт. революции и не нашло взаимопонимания с Наркомпросом, оказывая сопротивление его начинаниям. Совет ВУСа вступил как проф. орг-ция во Всерос. к-т спасения Родины и революции, ставивший целью свержение сов. власти. В дек. 1917 — янв. 1918 ВУС организовал забастовку учителей, носившую в ряде городов всеобщий характер (напр., в Москве из 4 тыс. педагогов не приняло участие лишь 30 чел.), но не поддержанную сел. учительством. В марте — июне 1917 Совет рекомендовал своим членам тактику бойкота решений сов. власти и деятельности Наркомпроса. После 7-го съезда (июнь 1918), утвердившего предложения по реформе школы, наметилась тенденция к сотрудничеству членов ВУСа с Наркомпросом. Этому процессу способствовала публикация «Основных принципов единой трудовой школы» (1918), по сути отвечавших мн. требованиям ВУСа в области нар. образования.
Однако руководство Наркомпроса в мае 1918 приступило к ликвидации ВУСа. Пост. ВЦИК (23 дек. 1918) он был распущен, как контррев. орг-ция, закрыты его печатные органы — «Известия ВУСа», «Петроградский учитель», «Нар. учитель», «Учитель» (с 1917) и др. Наряду со справедливой критикой деятельности ВУСа, призывавшего учительство к саботажу и забастовкам, в пост, содержался и ряд неправомерных обвинений (напр., ВУС никогда не настаивал на обязательности преподавания закона Божия в школе, а также на нац. принципе воспитания в противовес идее интернационализма).
Лит.: Чарнолуский В. И., Учительские орг-ции в России, М., 1908; Золотарев С. А., Очерк по истории учительского объединения в России, [П.], 1915; Попова Н. В., К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; Организац. принципы проф. объединения, М., 1918; VII делегатский съезд Всерос. учительского союза, М., 1918; Единая школа, М., 1918; Золотарев С., Голубев А., Шацкий С., Трудовая школа, М., 1918; Дмитриев С., Первый Всероссийский, НО, 1989, № 4. М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия