ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Всеобщее обучение
прин цип организации народного образования – обучение всех детей и молодёжи определённого возраста в учебных заве дениях, дающих учащимся установлен ный государством объём знаний и учебн ых навыков. Всеобщее обучение обеспечивается системой мероп риятий: законодательных (установ ление обязательности обучения и воз растных норм обязательного обучения, общедоступности учебных заведений, бесплатности обучения и т. п.), материа льно-хозяйственных (финансирование школьного дела, планирование, форми рование и развитие сети учебных заве дений, их строительство, оборудование и пр., обеспечение учащихся питанием, а в определённых случаях – жильём, одеждой и др.), организационно-педаг огических (определение численности и порядка комплектования контингентов учащихся, подготовка педагогических кадров, обучение учащихся на родном языке, издание и распространение учебной литературы и др.), программн о-методических (обеспечение преемственности последовательных ступеней обучения и воспитания и единого уров ня общеобразовательной подготовки в учебных заведениях различного типа).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
всеобуч, всеобщее образование, принцип организации нар. образования — обучение всех детей и молодежи определеннего возраста в уч. заведениях, дающих учащимся установленный гос-вом объем знаний и уч. навыков.
В. о. обеспечивается системой мероприятий: законодательных (установление обязательности обучения и возрастных норм обязат. обучения, общедоступности уч. заведений, бесплатности обучения и т. п.); материально-хозяйственных (финансирование шк. дела, планирование, формирование и развитие сети уч. заведений, их строительство, оборудование и т. п., обеспечение учащихся питанием, а в определенных случаях — жильем, одеждой и др.); организационно-педагогических (определение численности и порядка комплектования контингентов учащихся, подготовка пед. кадров, обучение учащихся на родном языке, издание и распространение уч. лит-ры и др.); программно-методических (обеспечение преемственности последоват. ступеней обучения и воспитания и единого уровня общеобразоват. подготовки в уч. заведениях разл. типа).
В. о. — одна из фундаментальных со-пиально-пед. идей, привлекавшая внимание мыслителей и теоретиков образования. К ней обращались гуманисты эпохи Возрождения (Т. Мор, Я. А. Коменский и др.), социалисты-утописты 18 в. В. о. стало одним из требований нар. масс в борьбе за свои социальные и политич. права.
Первый опыт практич. организации В. о. связан с Реформацией в Германии (16 в.). В протестантизме умение самостоятельно читать (Библию и др. религ. книги) было провозглашено нравств. долгом верующего. Это обусловило внимание протестантской церкви к нар. школе (см. в ст. Школа), гл. задачей к-рой считалось религ. обучение; с этой целью протестантские церк. уставы включали в себя и шк. уставы. В условиях соперничества протестантских и католич. гос— в нар. школа оказалась объектом интереса светской власти, увидевшей в шк. системе, организованной на принципах В. о., эффективный путь к подготовке грамотных солдат, работников, служащих.
Первые гос. законы о нач. В. о. были приняты в нек-рых землях Германии еще в 17 в. Практически они не были реализованы из-за слабого финансирования шк. дела, нехватки школ и подготовленных учителей. Становление нач. В. о. шло неравномерно, оно определялось особенностями экон. и социального развития отд. стран на пути капитализма. В Пруссии указы о нач. В. о. принимались в 1717 и 1763, в Австрии — в 1774. В 19 в. законы о нач. всеобуче приняты в Дании (1814), Швеции (1842), Норвегии (1848), США (1852—1900), Японии (1872), Италии (1877), Великобритании (1880), Франции (1882), в странах Лат. Америки (нач. 20 в.).
Первоначально В. о. чаще всего провозглашалось как обязательное (см. Обязательное обучение), как шк. повинность (одна из многих других, характерных лля феод. гос-ва). Лишь во 2-й пол. 19 в. обязательность стала стимулироваться бесплатностью обучения. В. о. было переосмыслено как инструмент гос. внутр. политики, влияющий на всю сферу обучения и воспитания подданных. С помощью В. о. гос-во превращало овладение общественно необходимым минимумом знаний, умений и навыков в гражд. обязанность, вытекающую из признаваемого этим гос-вом права личности на образование.
Вместе с тем организация нач. В. о. в 19 в. выявила его одностороннюю ориентацию на потребности рыночного х-ва. Несовпадение всеобщности и бесплатности обучения снижало эффективность деятельности шк. сети; обозначилась тенденция на разделение содержания нач. обучения на улучшенный (городской) и упрощенный (сельский) варианты. Тем не менее утверждение нач. В. о. сыграло важную роль в демократизации шк. дела: стали формироваться нац. системы нар. образования, был сделан важный шаг к массовому обучению, подорвана церковная и сословная монополия на образование.
В нач. 20 в. массовая общеобразоват. школа в большинстве индустриально развитых стран решила задачи нач. В. о., развернулся процесс перехода В. о. на уровень неполного среднего образования, в большинстве стран принятого как базовый. Нач. В. о. было введено и в ранее отстававших в экон. развитии европ. странах: Албании (1924, 1934), Болгарии (1921) и др. В развитии В. о. лидировали США, где возрастной ценз для школьников достигал 16—18 лет и быстро росли гос. расходы на шк. стр-во, подготовку учителей.
Науч.-техн. революция 2-й пол. 20 в. остро выявила необходимость повышения образоват. уровня трудящихся, организации гос. систем подготовки ква-лифициров. рабочих кадров. В 40—70-х гг. в большинстве индустриально развитых стран приняты законы о новом продлении сроков обязат. обучения. Всеобщность базового обучения подкреплялась разработкой модернизированных шк. программ, в т. ч. для т. н. компенсаторного обучения детей из малообеспеченных семей. Общей тенденцией стало усиление многовариантности получения базового и последующего шк. образования с использованием альтернативных уч. программ, реализуемых в уч. заведениях как государственного, так и негосударственного секторов, в разл. альтернативных школах и т. п. Характерный для нач. 20 в. организац.-пед. подход к В. о. сменился ориентацией на комплекс социально-пед. мер, призванных ослабить негативные последствия урбанизации, кризиса семьи и т. п., повысить мотивации к учению. Значит. внимание уделяется систематич. совершенствованию содержания общего образования, методик преподавания, условий обучения.
В развивающихся странах В. о. является одной из крупных социально-пед. проблем. В нач. 70-х гг. в Африке св. 50% детей шк. возраста не посещало нач. школу, в Азии — 40%, в Лат. Америке — св. 20%. В сер. 80-х гг. доля учащихся нач. школы в общей численности детей мл. шк. возраста возросла до 90%. Нач. школа в большинстве развивающихся стран стала превращаться в массовую. Однако вследствие недостаточного ма-териально-хоз. обеспечения, нехватки пед. кадров миллионы детей лишены возможности посещать нач. школу. Более чем в 40 странах не приняты законыо В. о. Серьезной проблемой остается организация обучения на родном языке. Трудности осуществления В. о. в развивающихся странах в Значит. мере объясняют сохранение высокого уровня массовой неграмотности в мире (см. Грамотность). А. М. Новиков, А. В. Лоренсов.
В России вопрос. о введении В. о. поднимался нек-рыми обществ. деятелями и педагогами с 18 в. В 60—70-х гг. 19 в. земства, к-ты грамотности и др. обществ. орг-ции накопили Значит. опыт развития негос. шк. сети и разработали эффективные методы распространения нач. обучения. Однако в 1881 в опубликованных материалах спец. обследования, проведенного по указанию властей, был сделан вывод о несвоевременности введения В. о. в России. После 1897 МНП выделяло Значит. кредиты на организацию школ силами местного самоуправления, но эти средства не могли существенно изменить развитие шк. сети, Организац. трудности, отсутствие закона об обязат. обучении не позволили приблизиться к радикальному решению проблемы В. о. Тем не менее к 1915 усилиями энтузиастов в 15 земствах из более чем 440 (т.е. в 3%) было введено локальное В. о.; св. 80% земств активно вели эту работу. Вместе с тем 40% городов не сочли возможным даже приступить к работам по осуществлению В. о. Разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты В. о. в России не получили силу закона.
С установлением сов. власти В. о. было провозглашено одной из ее гл. задач в области просвещения. В окт. 1918 ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, к-рое узаконивало обязательное бесплатное и совм. обучение всех детей шк. возраста в школах 1-й и 2-й ступени. Устанавливались обязательность учета детей в возрасте 6—17 лет, снабжение школьников уч. пособиями, питанием, обувью и одеждой. Введение совм. обучения способствовало ликвидации неравноправия женщин в области образования.
С 1923 началась разработка конкретных планов нач. В. о. в РСФСР. Решениями ВЦИК и СНК РСФСР (1925—28) местным сов. органам разрешалось вводить обязат. нач. обучение при достаточной обеспеченности всех детей шк. возраста сетью школ и создании условий доступности обучения.
Законы о введении нач. В. о. были приняты в УССР в 1924, в БССР в 1926, в ЗСФСР и республиках Ср. Азии — в кон. 20-х гг.
В соответствии с решениями 16 го съезда ВКП(б) (1930) и пост. ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном нач. обучении» (25 июля 1930) ВЦИК и СНК СССР приняли пост, о введении В. о. детей 8, 9 и 10 лет в объеме не менее 4-летнего курса нач. школы. К финансированию всеобуча, стр-ву и оборудованию школ были привлечены хоз. и обществ. орг-ции. К 1934 нач. В. о. введено повсеместно.
В 1933—37 в Рос. Федерации и др. республиках осуществлено обязат. 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Предусмотренное планом 3-й пятилетки введение ср. всеобуча в городах и завершение 7-летнего всеобуча в сел. местности было прервано нападением фаш. Германии на СССР. Обеспечение всеобуча было гл. задачей сов. школы в годы Вел. Отеч. войны. По пост. СНК СССР (1943) начато шк. обучение детей с 7 лет. С 1943 открывались ШРМ, с 1944 — ШСМ, дававшие образование в объеме семилетки. В 1950—56 в СССР осуществлено 7-летнее, а в 1958—62 — 8-летнее В. о.
В кон. 60-х гг. начался переход к всеобщему ср. образованию молодежи. Для решения этой задачи быстрыми темпами развивалась сеть ср. школ в сел. местности, а также ср. проф.-тех. и ср. спец. уч. заведений. Однако средний всеобуч вводился без достаточной науч. проработки этой сложной проблемы. Достигнутая массовость охвата учащихся ср. образованием вела к унификации школы и не сопровождалась должным совершенствованием подготовки педагогов, содержания и методик шк. обучения, его материальной оснащенности. Качество обучения, условия пед. деятельности вызывали нарастающую критику общественности. Остро встали проблемы учета в шк. программах и уч. лит-ре нац., культурных, гражд. интересов личности. Поспешная шк. реформа 1984 не могла поправить положение.
Во 2-й пол. 80-х гг. началась разработка путей радикального реформирования сложившейся в СССР системы образования. Важным этапом этой длительной работы стал Закон Рос. Федерации об образовании (1992). Он установил обязательным получение основного общего образования (требование сохраняет силу, как правило, до достижения возраста 15 лет). Возраст начала обучения и продолжительность его на этапах нач. и основного общего образования устанавливаются уставом уч. заведения. Совершеннолетние граждане могут выбирать уч. заведения и формы получения образования. Установлена обязательная пос-ледоват. преемственность программ общего образования. Впервые узаконено введение образоват. стандартов, в рамках к-рых возможны обучение по индивидуальным планам, получение разл. дополнит, образоват. услуг. В соответствии с Законом гос. органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образоват. программ на основе гос. стандартов. Закон отражает идеи многовариантности общеобразоват. школы при сохранении единых ориентации на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, на развитие гражд. общества и укрепление правового гос-ва.
Лит.: Нар. образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов 1917 —1973, М., 1974; Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Организация и планирование всеобщего ср. образования, М., 1957; Просвещение в странах мира, М., 1967; Т а н-гян С. А. Образование и обществ. прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Образование в совр. мире, М., 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
120.60 кб

В поисках главной цели всеобщего обучения

Щвирко-пилипчук Янина
В статье делается попытка найти ответ на вопрос о том, что предпринимается в образовательных действиях в школах Польши, в каждом их типе и на каждом уровне обучения в отношении главной цели всеобщего обучения, которая ставится в р
Читать PDF
239.45 кб

Формирование системы всеобщего обязательного обучения в России

Мова Антон Эвилиевич
В статье раскрыта взаимосвязь системы государственного устройства России и процессов формирования школьной системы, показана эволюция механизмов становления системы всеобщего образования в России на рубеже ХХ века
Читать PDF
359.99 кб

Развитие идеи всеобщего обучения в деятельности Вологодского губернского земства

Пазгалова Екатерина Сергеевна
В статье рассматривается деятельность земских учреждений на этапе введения всеобщего начального обучения в Вологодской губернии.
Читать PDF
197.73 кб

Царскосельское земство и вопрос о введении всеобщего обучения (конец XIX и начало XX в.)

Мартынова Т. А.
В данной статье рассматривается опыт решения вопроса о введении всеобщего обучения Царскосельским земством на двух ключевых этапах его деятельности в конце XIX (1894-1896 гг.) и в начале XX века (1906-1908 гг.).
Читать PDF
311.57 кб

Развитие школьного образования, ликвидация неграмотности и осуществление всеобщего начального обучен

Ломшин Александр Владимирович
Анализируется состояние образования в мордовском крае в годы Гражданской войны и установления советской власти, рассматриваются основные направления работы по ликвидации неграмотности населения.
Читать PDF
107.71 кб

2001. 02. 044. Бэнде Ж. Образование в XXI В. : всеобщее пожизненное обучение. Binde J. l'education a

Семеко Г. В.
Читать PDF
143.85 кб

Всеобщая грамотность и образование детей дошкольного возраста как основа для обучения в течение всей

Девис Джозефина Барии
Читать PDF
399.13 кб

Вопрос о языке обучения в дагестанской национальной школе в период осуществления всеобщего среднего

Мугутдинова Наида Шамильевна, Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич
Цель данной статьи изучение национально-языковой проблемы вообще и языка обучения в частности, представлен теоретический и практический материал для комплекса общественных наук: политологии, социологии, истории, педагогики. Метод.

Похожие термины: