ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
организованное объединение учащихся, создающееся в детских оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и т. д.
ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
организованное объединение учащихся, созданное в летних лагерях, туристических группах или внутри постоянных коллективов на определенный период для выполнения коллективного творческого дела.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристических и экспедиционных группах, отрядах и др. В.к. может создаваться внутри постоянного коллектива на определенный период для выполнения коллективного творческого дела.
Будучи типом воспитательного коллектива, В.к. обладает общими с ним признаками, но и имеет свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Максимальный срок существования В.к. не превышает обычно 40–45 дней, а наиболее распространенный – 10–26 дней, поэтому в этот период не происходит значимых возрастных изменений в личности его членов. В.к. образуется из представителей различных постоянных групп и коллективов. Учащиеся, молодежь привносят в новый коллектив свой опыт общественной жизни, во В.к. быстрее завязываются контакты, возникают новые отношения, связи. Автономность В.к. проявляется во временном ослаблении влияния на личность учащегося семейного, классного, неформального и других коллективов. За 10–45 дней совершается законченный цикл развития В.к.: от рождения до прекращения существования. Во В.к.значительно ускоряется процесс образования коллектива. Уже к 3–4-му дню он обладает всеми основными признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать сплоченной общностью. В В.к. учащийся, как правило, видит непосредственные результаты своей деятельности, что положительно влияет на активность личности, самочувствие в коллективе. Процесс создания коллектива нуждается в постоянном поддерживании высокого ритма жизни, иначе он может приостановиться, а коллектив разрушиться.
Для учащегося жизнь во В.к. имеет и свои сложности, так как постоянное коллективное окружение, ускоренный темп деятельности могут создавать у него психологическое напряжение. Поэтому учащимся необходимы смена деятельности, индивидуальный подход со стороны воспитателей.
Попав в новую среду, учащийся получает возможность реализовать себя, компенсировать ранее не удовлетворенные потребности и интересы. Учащийся в определенной мере освобождается от представлений, стереотипов, оценок, сложившихся в семье, классе, среди друзей.
Во В.к. создается особая педагогическая управляемая среда, позволяющая закрепить в течение короткого времени положительный опыт учащегося. Вырабатывается модель поведения, являющаяся коллективной нормой и охватывающая личность своим регулирующим действием практически беспрерывно. Разносторонность и насыщенность деятельности не только выступают фактором развития коллектива, но и создают предпосылки для совершенствования личности.
В.к. обладает значительными возможностями для того, чтобы объединить воспитательное воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды. При этом обстановка свободного общения, творческая деятельность по выбору и желанию участников В.к., общая заинтересованность в ее ближайших результатах позволяют сделать воспитательные воздействия на личность предельно насыщенными и интенсивными.
В.к. дает возможность проверить на практике творческие идеи педагогов, экспериментальные формы и методы воспитательной работы и т.д. Стиль жизнедеятельности В.к. нуждается в применении творческих общеполезных дел, игр, состязаний и т.п. Педагогика отношений между учащимися и взрослыми во В.к. строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и совместной деятельности, иначе временное объединение может не стать единым коллективом. От воспитателей требуется умение в короткий срок проявить талант организаторов, педагогическое мастерство.
А.Г. Кирпичник, В.П. Ижицкий
Будучи типом воспитательного коллектива, В.к. обладает общими с ним признаками, но и имеет свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Максимальный срок существования В.к. не превышает обычно 40–45 дней, а наиболее распространенный – 10–26 дней, поэтому в этот период не происходит значимых возрастных изменений в личности его членов. В.к. образуется из представителей различных постоянных групп и коллективов. Учащиеся, молодежь привносят в новый коллектив свой опыт общественной жизни, во В.к. быстрее завязываются контакты, возникают новые отношения, связи. Автономность В.к. проявляется во временном ослаблении влияния на личность учащегося семейного, классного, неформального и других коллективов. За 10–45 дней совершается законченный цикл развития В.к.: от рождения до прекращения существования. Во В.к.значительно ускоряется процесс образования коллектива. Уже к 3–4-му дню он обладает всеми основными признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать сплоченной общностью. В В.к. учащийся, как правило, видит непосредственные результаты своей деятельности, что положительно влияет на активность личности, самочувствие в коллективе. Процесс создания коллектива нуждается в постоянном поддерживании высокого ритма жизни, иначе он может приостановиться, а коллектив разрушиться.
Для учащегося жизнь во В.к. имеет и свои сложности, так как постоянное коллективное окружение, ускоренный темп деятельности могут создавать у него психологическое напряжение. Поэтому учащимся необходимы смена деятельности, индивидуальный подход со стороны воспитателей.
Попав в новую среду, учащийся получает возможность реализовать себя, компенсировать ранее не удовлетворенные потребности и интересы. Учащийся в определенной мере освобождается от представлений, стереотипов, оценок, сложившихся в семье, классе, среди друзей.
Во В.к. создается особая педагогическая управляемая среда, позволяющая закрепить в течение короткого времени положительный опыт учащегося. Вырабатывается модель поведения, являющаяся коллективной нормой и охватывающая личность своим регулирующим действием практически беспрерывно. Разносторонность и насыщенность деятельности не только выступают фактором развития коллектива, но и создают предпосылки для совершенствования личности.
В.к. обладает значительными возможностями для того, чтобы объединить воспитательное воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды. При этом обстановка свободного общения, творческая деятельность по выбору и желанию участников В.к., общая заинтересованность в ее ближайших результатах позволяют сделать воспитательные воздействия на личность предельно насыщенными и интенсивными.
В.к. дает возможность проверить на практике творческие идеи педагогов, экспериментальные формы и методы воспитательной работы и т.д. Стиль жизнедеятельности В.к. нуждается в применении творческих общеполезных дел, игр, состязаний и т.п. Педагогика отношений между учащимися и взрослыми во В.к. строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и совместной деятельности, иначе временное объединение может не стать единым коллективом. От воспитателей требуется умение в короткий срок проявить талант организаторов, педагогическое мастерство.
А.Г. Кирпичник, В.П. Ижицкий
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.