ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Ее разделами являются: детская психология, психология младшего школьника, подростка, психология ранней юности, взрослого человека и старости (геронтопсихология).

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологии, в которой рассматривается возрастная динамика психических процессов человека, этапы его психического развития от рождения до старости, содержание и условия организации деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая закономерности возрастной динамики психики. Именно акцент на динамике отличает В.п. от других областей психологии. В.п. называют еще генетической психологией (от гр. genesis – становление, происхождение). И тем не менее В.п. тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Ее разделами являются: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология); изучает возрастные особенности психических процессов, а также возрастные факторы развития личности. Поскольку психическое развитие человека происходит в основном в процессе обучения и воспитания, возрастная психология тесно связана с педагогической психологией.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии личности, изучающая возрастную динамику психики человека. Разделами В. п. являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология). В. п. изучает возрастные особенности психических процессов, усвоения знаний, а также возрастные факторы развития личности. В обучении иностранным языкам В. п. помогает определить содержание, методы, приемы работы и организовать занятия с учетом возрастных особенностей учащихся.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая закономерности психического и личностного развития человека и их особенности на разных его этапах. Наиболее подробно разработанным разделом является детская психология, раскрывающая закономерности онтогенетического развития (от рождения до наступления взрослости). Данные В. п. используются во всех сферах научно-практического знания, где важен учет возрастных особенностей человека. Одной из таких областей является педагогика, где понимание закономерностей возрастного развития служит основой для проектирования среды развития ребенка.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах. До конца 19 в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания ученых. В частности, весьма распространенным был подход к ребенку как к "маленькому взрослому", который отличается от "нормального" взрослого лишь физической недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учета особенностей их развития. К концу 19 в. с проникновением эволюционных идей в психологию сформировалась В.п. Возникнув как детская психология, В.п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. Разделами В.п. являются детская психология, психология юности, психология зрелости и геронтопсихология (психология старости). В.п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. См. также Педагогическая психология

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах. Включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (психологию старости). В детской психологии в соответствии с существующей периодизацией возрастного развития в качестве относительно самостоятельных разделов выделяются психология дошкольника, младшего школьника, подростка и т.д.
До конце XIX в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания ученых. В частности, весьма распространенным был подход к ребенку как к «маленькому взрослому», который отличается от «нормального» взрослого лишь физической недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно, выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учета особенностей их развития. В конце XIX в. под влиянием теории Ч. Дарвина эволюционные идеи проникли в психологию. Начала складываться В.п., которая оформилась в самостоятельную отрасль к середине XX в. Ее развитие протекало в тесной связи с общей психологией: любая теория психики сталкивалась с необходимостью анализа развития психики в онтогенезе.
Основные методы В.п. – наблюдение и эксперимент. Специфика объекта изучения определяет ведущую роль наблюдения на ранних этапах развития. Естественный эксперимент используется значительно чаще лабораторного, который малодоступен детям. Важным для отечественной В.п. является особый вариант естественного эксперимента – формирующий эксперимент: изменения психической деятельности испытуемых прослеживаются в результате активного воздействия исследователя.
Изучение развития психики ребенка можно вести по методу так называемого поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых. В другом случае проводится изучение одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени (иногда – ряда лет), последовательно фиксируются изменения в его психике – так называемое продольное исследование.
В связи с тем что психическое развитие человека осуществляется в процессе обучения и воспитания, содержание В. п. тесно переплетается с содержанием педагогической психологии, в истинном развитии они неотделимы друг от друга. Реальное единство В.п. и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком, который в В.п. выступает в динамике и закономерностях возрастного развития, а в педагогической психологии – как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправленных воздействий педагога.
Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций – М., 1960; Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1973; Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.17 кб

О системе возрастной психологии

Читать PDF
166.73 кб

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И. В.
Читать PDF
658.49 кб

Психологический анализ возрастных схем самости

Курышева Ольга Васильевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастных схем самости.
Читать PDF
755.31 кб

Проблема выбора и психология возрастного развития человека

Носкова Н. В.
В статье проведен анализ разнообразных концепций выбора, выделены основные характеристики выбора в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах.
Читать PDF
200.46 кб

Психологическое здоровье человека и его возрастная динамика

Матасова И. Л.
В статье рассматриваются основные подходы в понимании категории «психологическое здоровье», определяется актуальность его изучения в современной социокультурной ситуации, выделяются основные структурные составляющие феномена.
Читать PDF
436.30 кб

Психология выбора в контексте возрастного развития человека

Носкова Наталья Витальевна
В статье проведен анализ разнообразных концепций выбора, выделены основные характеристики выбора в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах.
Читать PDF
2.08 мб

Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии

Корнеева Елена Николаевна
Читать PDF
144.33 кб

Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников

Коблева Светлана Якубовна
Статья посвящена проблеме учета возрастных психологических особенностей старшеклассников при обучении иностранному языку. Современный старшеклассник продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.
Читать PDF
412.19 кб

Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы

Курышева Ольга Васильевна
В статье представлен социально-психологический анализ молодежи как возрастной группы. Рассматривается историко-социальный контекст формирования ключевых характеристик молодежи как возрастной группы.
Читать PDF
188.01 кб

Возрастно-психологические особенности современного студенчества

Жуланова И. В., Медведев А. М.
Читать PDF
113.07 кб

Психологические и возрастные особенности студенческого возраста

Дорофеева Ю.А.
В статье рассмотрены психологические и возрастные особенности студенческого возраста, а также их влияние на формирование профессиональных компетенций.
Читать PDF
272.04 кб

Психологическое здоровье личностив контексте возрастного развития

Дубровина Ирина Владимировна
Речь идет о широких возможностях психологии, обслуживающей систему образования, в развитии личности и укреплении психологического здоровья учащихся, которое в настоящее время стало рассматриваться как приоритетная проблема совреме
Читать PDF
523.84 кб

Гендерные и возрастные отличия некоторых психологических состояний

Кравченко Ирина Сергеевна, Лебедев Аркадий Борисович
Читать PDF
1.07 мб

Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи

Курышева О. В.
Статья посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию специфики возрастных стереотипов молодежи.
Читать PDF
204.00 кб

Возрастные возможности становления психологической культуры школьников

Колмогорова Людмила Степановна
В статье рассматриваются понятие и функции общей психологической культуры личности, представлены показатели психологической культуры, которые соответствуют возрастным возможностям школьников и могут стать ориентиром для разработки

Найдено книг по теме — 25