ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Ее разделами являются: детская психология, психология младшего школьника, подростка, психология ранней юности, взрослого человека и старости (геронтопсихология).
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологии, в которой рассматривается возрастная динамика психических процессов человека, этапы его психического развития от рождения до старости, содержание и условия организации деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая закономерности возрастной динамики психики. Именно акцент на динамике отличает В.п. от других областей психологии. В.п. называют еще генетической психологией (от гр. genesis – становление, происхождение). И тем не менее В.п. тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Ее разделами являются: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология); изучает возрастные особенности психических процессов, а также возрастные факторы развития личности. Поскольку психическое развитие человека происходит в основном в процессе обучения и воспитания, возрастная психология тесно связана с педагогической психологией.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии личности, изучающая возрастную динамику психики человека. Разделами В. п. являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология). В. п. изучает возрастные особенности психических процессов, усвоения знаний, а также возрастные факторы развития личности. В обучении иностранным языкам В. п. помогает определить содержание, методы, приемы работы и организовать занятия с учетом возрастных особенностей учащихся.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Возрастная психология
отрасль психологии, изучающая закономерности психического и личностного развития человека и их особенности на разных его этапах. Наиболее подробно разработанным разделом является детская психология, раскрывающая закономерности онтогенетического развития (от рождения до наступления взрослости). Данные В. п. используются во всех сферах научно-практического знания, где важен учет возрастных особенностей человека. Одной из таких областей является педагогика, где понимание закономерностей возрастного развития служит основой для проектирования среды развития ребенка.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах. До конца 19 в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания ученых. В частности, весьма распространенным был подход к ребенку как к "маленькому взрослому", который отличается от "нормального" взрослого лишь физической недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учета особенностей их развития. К концу 19 в. с проникновением эволюционных идей в психологию сформировалась В.п. Возникнув как детская психология, В.п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. Разделами В.п. являются детская психология, психология юности, психология зрелости и геронтопсихология (психология старости). В.п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. См. также Педагогическая психология
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах. Включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (психологию старости). В детской психологии в соответствии с существующей периодизацией возрастного развития в качестве относительно самостоятельных разделов выделяются психология дошкольника, младшего школьника, подростка и т.д.
До конце XIX в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания ученых. В частности, весьма распространенным был подход к ребенку как к «маленькому взрослому», который отличается от «нормального» взрослого лишь физической недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно, выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учета особенностей их развития. В конце XIX в. под влиянием теории Ч. Дарвина эволюционные идеи проникли в психологию. Начала складываться В.п., которая оформилась в самостоятельную отрасль к середине XX в. Ее развитие протекало в тесной связи с общей психологией: любая теория психики сталкивалась с необходимостью анализа развития психики в онтогенезе.
Основные методы В.п. – наблюдение и эксперимент. Специфика объекта изучения определяет ведущую роль наблюдения на ранних этапах развития. Естественный эксперимент используется значительно чаще лабораторного, который малодоступен детям. Важным для отечественной В.п. является особый вариант естественного эксперимента – формирующий эксперимент: изменения психической деятельности испытуемых прослеживаются в результате активного воздействия исследователя.
Изучение развития психики ребенка можно вести по методу так называемого поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых. В другом случае проводится изучение одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени (иногда – ряда лет), последовательно фиксируются изменения в его психике – так называемое продольное исследование.
В связи с тем что психическое развитие человека осуществляется в процессе обучения и воспитания, содержание В. п. тесно переплетается с содержанием педагогической психологии, в истинном развитии они неотделимы друг от друга. Реальное единство В.п. и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком, который в В.п. выступает в динамике и закономерностях возрастного развития, а в педагогической психологии – как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправленных воздействий педагога.
Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций – М., 1960; Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1973; Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
До конце XIX в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания ученых. В частности, весьма распространенным был подход к ребенку как к «маленькому взрослому», который отличается от «нормального» взрослого лишь физической недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно, выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учета особенностей их развития. В конце XIX в. под влиянием теории Ч. Дарвина эволюционные идеи проникли в психологию. Начала складываться В.п., которая оформилась в самостоятельную отрасль к середине XX в. Ее развитие протекало в тесной связи с общей психологией: любая теория психики сталкивалась с необходимостью анализа развития психики в онтогенезе.
Основные методы В.п. – наблюдение и эксперимент. Специфика объекта изучения определяет ведущую роль наблюдения на ранних этапах развития. Естественный эксперимент используется значительно чаще лабораторного, который малодоступен детям. Важным для отечественной В.п. является особый вариант естественного эксперимента – формирующий эксперимент: изменения психической деятельности испытуемых прослеживаются в результате активного воздействия исследователя.
Изучение развития психики ребенка можно вести по методу так называемого поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых. В другом случае проводится изучение одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени (иногда – ряда лет), последовательно фиксируются изменения в его психике – так называемое продольное исследование.
В связи с тем что психическое развитие человека осуществляется в процессе обучения и воспитания, содержание В. п. тесно переплетается с содержанием педагогической психологии, в истинном развитии они неотделимы друг от друга. Реальное единство В.п. и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком, который в В.п. выступает в динамике и закономерностях возрастного развития, а в педагогической психологии – как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправленных воздействий педагога.
Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций – М., 1960; Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1973; Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.