ВОЖДЬ

Найдено 1 определение
ВОЖДЬ
«Полит. Руководитель и учитель коммунистической партии и трудового народа, являющийся выразителем его воли, стремлений, желаний; общественный деятель, способный поднять на высокий уровень политическое сознание и активность масс и правильно определить пути борьбы рабочего класса за полную победу и обеспечение интересов всех трудящихся; руководитель, организатор и вдохновитель построения социализма и перехода в коммунистическое общество» (Словарь, 1951, 527); «Общепризнанный идейный, политический руководитель (общественного движения, партии, класса и т. п.)» (Словарь, 1991–2, 366). Игра «в вождей» - игра детей младшего возраста в первойц половине 1920-е гг.
О 1923–1925 г.: «[Среди детей младшего возраста] получила огромное распространение игра “в вождей”. Большое количество обследований, проведенных в середине 1920-х гг. в дошкольных детских домах, показало, что почти не встречается случаев, когда бы в этих играх, чрезвычайно увлекающих мальчиков, девочка претендовала на роль “Ленина”, “Троцкого” или какого-либо другого “вождя”. Как правило, девочки шли только на подсобные и подчиненные роли… Игры “в вождей” имели огромное значение для процесса формирования и закрепления живых детских представлений о власти. В них наглядно проявляется характер восприятия ребенком образа могущества изображаемых им “вождей”, которые для детского сознания являлись исключительным и реальным воплощением власти. Один из мальчиков, созывая приятелей на собрание, говорит: “будем записывать вождей”. “Я – Ленин”, – тут же добавляет он, чтобы обеспечить за собой первенство. Другие торопливо выкрикивают: “Я – Троцкий”, “Я – Рыков”, “Я – Каменев”, “Я – Карл Маркс”… Неоспоримый приоритет “Ленина” вызывал ожесточенную борьбу за его роль в игре. Обследования зарегистрировали массу столкновений из-за дележа ролей вождей, и прежде всего конечно, роли “Ленина”, которую никто не хотел уступать другому, что приводило к жестокой распре. Власть “вождя” в представлении ребенка приобретала форму строго действенной, непререкаемо повелительной силы, способной вмешаться в ход любых событий. Както в игре в “паровоз” роль “паровоза” досталась одному маленькому мальчику, но счастливое состояние игры у него продолжалось недолго. Два старших товарища остановили “паровоз” и отказались пропустить дальше. “Почему?”, – спросила воспитательница. “Мы – Ленин и Троцкий”, – важно заявили мальчики и стали выдавать пропуска, грозно покрикивая на подходящих к ним детей» (Балашов, 2003, 178–179).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено схем по теме — 1