ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания учебного материала. Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания и в его процессе (в виде пересказывания) с целью самоконтроля. Опыт говорит о том, что заучивание, сопровождаемое воспроизведением, эффективнее, чем многократное чтение учебного материала без самоконтроля.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Воспроизведение
актуализация в памяти ранее воспринятого содержания в форме образов, понятий, суждений. В отличие от узнавания опыт актуализируется без повторного восприятия стимула, может осуществляться в произвольной и непроизвольной форме. Эффективность В. зависит от таких факторов, как запоминание материала в условиях высокой мотивации, степень соответствия между ситуациями запоминания и воспроизведения, структурированность запоминаемого материала.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Воспроизведение
активный творческий процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией воспроизводимого материала; реконструкция проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала, в результате которых происходит актуализация закрепленного ранее содержания; воспроизведение бывает непроизвольное и произвольное; непроизвольное восприятие имеет относительно связный, избирательный характер, при этом не ставится специально цель припомнить что-либо, направление и содержание восприятия определяются в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека; произвольное восприятие называется припоминанием.

Источник: Словарь-справочник по чтению 2017

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
совокупность мысленных процессов и преднамеренных действий, приводящих к появлению в сознании заданного содержания памяти (например, при необходимости ответить на вопрос экзаменационного билета или в другой ситуации, когда по ходу дела требуется информация, которую в данный момент нельзя «вычерпать» из какого-то носителя внешней памяти – книги, справочника, картотеки, компьютерной базы данных и т.п.). Обычно В. считают одним из процессов памяти (наряду с запечатлением, заучиванием, сохранением, забыванием, припоминанием, воспоминанием, узнаванием). В. отличается от узнавания тем, что происходит без внешней поддержки и в этом смысле является субъективно более трудным – узнать забытый, но воспринимаемый в данный момент предмет, много легче, чем припомнить (воспроизвести) его чисто мысленно. Что касается воспоминаний, то этим словом обозначают обычно восстановление (актуализацию) в сознании тех представлений, которые связаны с личностными переживаниями, особо значимыми событиями жизни человека, его биографией (воспоминания о друзьях, о первых профессиональных успехах и т.п.). Воспоминания сходны с В. и узнаванием в том, что тоже являются процессами восстановления чего-то хранящегося в памяти.
В практической педагогике В. обычно используется как показатель усвоения материала (полагают, что если учащийся может воспроизвести – рассказать – по требованию педагога, значит, усвоил). «Ловушка», в которую здесь может попасть педагог профессиональной школы, состоит в том, что В. учебного материала на уровне речи не означает еще, что человек усвоил необходимые профессиональные умения (например, начинающий кулинар может «гладко» рассказать о технологии приготовлении украинского борща, но практически он десять раз сварит борщ, и всякий раз это будут разные борщи, поскольку он в практической работе должен уметь воспроизводить не сами посебе слова, а мысленные представления об эталонах вкусовых достоинств каждого блюда) (см. Память).
Лит.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. – Минск, 1985; Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980; Корсакова Н.К., Корсаков И.А. Память в обучении // Учителям и родителям о психологии подростка. – М., 1990; Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Один из процессов памяти, умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции ранее воспринятого содержания. В. речи представляет собой процесс, в котором словесно выраженное содержание не только воспроизводится, но и в известной степени формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания оказывает влияние на само содержание. Мысль включается в процесс В., при этом уточняя, обобщая, систематизируя и перерабатывая содержание. В. может выражаться непроизвольно, определяясь ассоциативными (см. ассоциация) механизмами и неосознанными установками, или происходить на основе сознательной установки, превращаясь в сознательный процесс вспоминания или при затруднениях припоминания. В. может быть не регулируемым сознанием. В обучении такое механическое В. используется как способ тренировки артикуляции, техники чтения и письма. Высшая степень В. представляет собой В. ранее воспринятого материала, который осознается в своем отношении к уже усвоенному материалу. На основе такого осознания становится возможным сознательное регулирование процессов памяти, переход от непосредственного непроизвольного запечатления материала к сознательному его запоминанию и организованному заучиванию и от непроизвольного всплывания представлений к сознательному припоминанию того, в чем возникла необходимость в момент общения. В. представляет собой не только репродукцию хранящейся в памяти информации, но и интеллектуальную реконструкцию, которая проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного, в обобщении и включении нового содержания в воспроизводимый материал. В. зависит от большого числа факторов, в том числе от мотивов, целей и задач деятельности, уровня осмысления материала, эмоционального отношения к нему и т. д. Выделяются следующие формы отступления от подлинника, имеющие место в процессе В.: а) обобщение того, что в оригинале дано в развернутой форме; б) конкретизация и детализация того, что дано в более общем и сжатом виде; в) замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу; г) объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; д) дополнения, выходящие за пределы оригинала; е) искажения смыслового содержания оригинала. Подобные трансформации, как замечает С. Л. Рубинштейн, по своей психологической природе являются результатом непреднамеренной, но, безусловно, направленной работы мысли внутри В. На занятиях по языку следует знакомить учащихся с возможными вариантами переработки изначального текста в процессе его воспроизведения и оценивать эффективность работы учащихся в этом виде речевой деятельности.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
154.93 кб

Восприятие и воспроизведение в разных видах деятельности контрастных отношений в форме предметов мла

Нестерова Татьяна Владимировна
Читать PDF
181.98 кб

Воспроизведение угла в коленном суставе, как оценка способности к регулированию кинематическими хара

Фураев Александр Николаевич, Шульгин Григорий Евгеньевич
Современные системы автоматизированного контроля за техникой выполнения спортивных двигательных действий предполагают получение оперативной информации о значениях биомеханических показателей реализованного спортивного упражнения.
Читать PDF
426.84 кб

Современные тенденции в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих детей школьного воз

Яхнина Е. З.
В статье рассматриваются современные тенденции и актуальные проблемы развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей школьного возраста в условиях специального образования и инклюзивного обучения.
Читать PDF
198.10 кб

Особенности воспроизведения текста у младших школьников с ЗПР

Савина Г. М.
В статье рассмотрены результаты исследования, целью которого было выявление характера лексических преобразований при пересказе текста младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР).
Читать PDF
276.70 кб

«Зона приемлемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений как объективный и субъективный феномен

Гончаров В. И.
Читать PDF
290.48 кб

Моторные механизмы ошибок воспроизведения амплитуд движений

Гончаров В. И.
Читать PDF
300.92 кб

Исследование установки как перцептивного механизма ошибок воспроизведения амплитуд движений

Гончаров В. И.
Читать PDF
155.42 кб

Методика изучения особенностей воспроизведения текстов литературных произведений старшими дошкольник

Арсеньева Марина Викторовна
Рассматриваются психолингвистические и психофизиологические подходы к методике изучения особенностей воспроизведения текстов дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Читать PDF
385.29 кб

Особенности динамики воспроизведения и сохранения информации о трудовых династиях в текстах белгород

Рухленко Н. Н., Черкашина А. А.
Рассмотрение материалов о трудовых династиях в региональных СМИ позволяет воссоздать динамику психологического состояния общества в определенные периоды времени, определить ценностные ориентиры и концептуальное видение носителей я
Читать PDF
341.88 кб

Изучение особенностей воспроизведения текстов литературных произведений дошкольниками с тяжелыми нар

Арсеньева Марина Викторовна, Баряева Людмила Борисовна
В статье рассматриваются научно-теоретические подходы к проблеме изучения особенностей воспроизведения текстов литературных произведений дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Читать PDF
439.92 кб

Лонгитюдное исследование воспроизведения учебного материала

Осинина Татьяна Николаевна
Представлены результаты экспериментального изучения объема и качественной специфики воспроизведенного учебного материала школьниками спустя пять лет после запоминания.
Читать PDF
352.72 кб

Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возрас

О.И. Алексеева, В.В. Морозова

Похожие термины:

  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ФОНОГРАММЫ

    изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе. См. АВТОРСКОЕ ПРАВО.
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    изготовление одного или более экземпляров произведения или его части " любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляр
  • Воспроизведение (самовоспроизведение)

    способность живого образовать себе подобное; одна из основных характеристик жизни. В. свойственно организмам, отдельным их органам, тканям, клеткам, клеточным включениям и мн. органеллам. За счет В