Воспитательный процесс

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Воспитательный процесс
социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Воспитательный процесс
профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Представляет собой последовательное (поэтапное) развертывание всех видов воспитательной заботы. (См.: Этапно-циклический характер воспитательного процесса; Этапы воспитательного процесса). (ИвановИ.П.)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

Воспитательный процесс
деятельность учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Воспитательный процесс
целенаправленный, педагогически управляемый процесс позитивных изменений, происходящих во внутреннем мире и поведении личности в результате ее взаимодействия со средой, жизненными проблемами и средствами воспитания и самовоспитания.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Воспитательный процесс
широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природносоциальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом воздействия, благодаря чему они созревают как члены общества, человеческие личности, индивидуальности, и приспосабливаются к условиям социальной жизни и производства. Главным участником воспитательного процесса являются дети, взрослые люди и воспитательный коллектив, обеспечивающий формирование личности и подготовку детей к жизни. Ребенок, взрослый человек, коллектив представляют собой в воспитательном процессе как его субъект, так и объект воздействия и взаимодействия.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Воспитательный процесс
организованная система взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленная на удовлетворение социального заказа, запросов семьи, потребностей личности в сфере духовного и физического совершенствования. Главными формами взаимодействия в условиях В. п. являются общение и деятельность. Движущими силами развития В. п. являются противоречия. Знание существенных противоречий позволяет находить пути их разрешения и делать процесс воспитания развивающим и для личности и для социума. Разрешаются противоречия В. п. через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания. Субъектами В. п. являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация. Воспитатель в силу своей социальной роли несет главную ответственность как за организацию воспитательного процесса, так и за результат воспитания.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Воспитательный процесс
целостная динамическая система, системообразующим фактором которой являются цели взаимодействия педагога и ученика. В В.п. отражаются задачи развития личности. Движущей силой В.п. является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. В.п. — неотъемлемое ядро педагогической) деятельности образовательного учреждения. В то же время организация В.п. не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды и их взаимодействие. В В.п. проявляется единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В В.п. объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально - психическое достояние человека.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Воспитательный процесс
это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.
По мнению Д.В. Григорьева, воспитательный процесс следует рассматривать как со-бытие взрослого и ребенка, акцентируя внимание не столько на физической, сколько на духовной сущности взаимодействия воспитателя и воспитанника. В процессе воспитания «взрослый совершает духовное усилие, направленное на приобщение ребенка к миру человеческих норм и ценностей. Если ребенок откликается на это усилие, резонирует ему, выходит из натурального плана встречи со взрослым в идеальный (духовный) план, то происходит событие воспитания (физическая встреча становится со-бытием личностей)».
Таким образом, составными частями, единицами воспитательного процесса являются проектируемые взрослым педагогические события. См. также:
Григорьев Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе, 2006, №6. – С.49-58.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие педагога и ученика, в котором реализуются задачи развития личности. В.п.– неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация В.п. не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды и их взаимодействие.
Рассматривая В.п. как управленческий, необходимо отметить, что все действия участников этого процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на учащихся и придание этим влияниям гуманистической направленности.
В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменения характера отношений между участниками воспитательного процесса.
В состав динамической системы В.п. входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Процесс воспитания состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Движущей силой В.п. является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если учащийся не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи.
Раскрытие сущности В.п. предполагает обоснование его закономерностей.
Анализируя работы исследователей, проблемы воспитания, можно выделить ряд закономерностей этого процесса.
Первая закономерность. Воспитание учащегося совершается только на основе активности самого учащегося во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Рассматривая отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, мы должны рассматривать как две его взаимосвязанные стороны воспитание и самовоспитание. Педагогические действия со стороны педагогов должны вызывать соответствующие действия учащихся.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности учащегося: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность и т.п.
Говоря об активности учащихся, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы учащегося, определять, что является для учащегося главным на данный момент.
Вторая закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, аделает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к учащемуся всеми субъектами воспитания учащихся.
При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающая непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений учащихся в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его.
Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.
М.И. Рожков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
545.88 кб

Воспитательный процесс в общежитии

Любин Антон Викторович
В статье представлена практика воспитательной работы, реализуемой в студенческом общежитии Читинской государственной медицинской академии.
Читать PDF
133.05 кб

Воспитательный процесс в вузе как система

Гафурова Наталья Владимировна, Бугаева Татьяна Петровна
В статье рассмотрен системный подход к воспитательному процессу в вузе. Авторы обосновывают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы.
Читать PDF
1.62 мб

Воспитательная работа в процессе обучения

Рыжков Алексей Владимирович
Читать PDF
260.74 кб

Воспитательный процесс в вузовской практике

Ромазанова Елена Шамильевна
Читать PDF
99.72 кб

Типология студентов и воспитательный процесс

Емельянова И.
Читать PDF
296.57 кб

Детская психология в воспитательном процессе

Байкин С.А.
Тезисы к конференции «Учебная деятельность студентов, обучающихся по направлению «Педагогика»: диагностика, структура, психологическая и педагогическая регуляция».
Читать PDF
396.60 кб

О роли языка в учебно-воспитательном процессе

Гущина Л. Н.
В статье обсуждается место иностранного языка в учебно-воспитательном процессе в неязыковом вузе и его роль в формировании социокультурной личности.
Читать PDF
732.52 кб

О единстве учебного и воспитательного процесса

Матусов Иван Ефимович
Рассматриваются вопросы учебно-воспитательной работы в вузе на примере опыта работы медицинской академии.
Читать PDF
170.10 кб

Новые акценты в целостном воспитательном процессе

Селезнева Алевтина Владимировна
Представлены новые акценты в воспитательном процессе: цель, содержание, формы и технологии, позиция студента, педагогическая позиция преподавателя.
Читать PDF
1.63 мб

Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе

Солгалов Олег Борисович
Читать PDF
368.68 кб

Роль сми в учебно-воспитательном процессе в России

Шаш М. , Бондаренко Е. А.
В статье приведены данные текущего состояния системы СМИ в России и изменений в отношении к медиа, произошедших в первом десятилетии ХХI века, с точки зрения участников учебного процесса родителей, преподавателей, учащихся.
Читать PDF
289.49 кб

На пути гуманизации учебно-воспитательного процесса

Лопатин Андрей Рудольфович
Читать PDF
200.48 кб

Значение мотивации в учебно-воспитательном процессе

Марков Ю. В.
Читать PDF
351.32 кб

Воспитательный аспект в процессе обучения студентов

Овчаренков Эдуард Августович
Читать PDF
1.93 мб

Роль музея в воспитательно-образовательном процессе

А. И. Кузнецова

Похожие термины:

  • УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

    специально организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение системных знаний и умений, мировоззренческих понятий и нравственных качеств, образование личности в це
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

    это исходные положения, определяющие основные требования к организации управления процессом воспитания. Выделяют следующие П.у.в.п.: гуманизации и демократизации (органичное соединение способов
  • Управление вузовским учебно-воспитательным процессом

    планомерное воздействие на его содержание, структуру и предпосылки эффективности с целью теоретической и практической подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. (3)