ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ
исправительные учреждения, в котором отбывают наказание несовершеннолетние 14–18 лет, осужденные судом к лишению свободы. Различают: В. к. общего режима и В. к. усиленного режима. Подростки, содержащиеся в колонии, имеют определенные ограничения в передвижении, занятиях, общении с окружающими. Вместе с тем они продолжают свое образование – до получения общего среднего образования, приобщаются к труду.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Воспитательные колонии
в РФ исправительные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние 14 — 18 лет, осужденные судом к лишению свободы. В.к. имеют два вида режима: обший и усиленный. В В. к. общего режима отбывают наказание несовершеннолетние лица мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы, а также все несовершеннолетние лица женского пола. Лица мужского и женского пола, как правило, содержатся раздельно. В В. к. усиленного режима содержатся несовершеннолетние лица мужского пола, ранее осужденные к лишению свободы. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть оставлены в колонии и после достижения ими 18 лет, но не более чем до 21 года. При отрицательных характеристиках осужденные переводятся в исправительные колонии общего режима. Важнейшие задачи педагогического коллектива В. к. — преодоление у несовершеннолетних негативного отношения к учению и труду, выработанного у них опытом прежней жизни, привитие интереса к познавательной, трудовой и досуговой деятельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
КОЛОНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
специальные пенитенциарные учреждения, предназначенные для содержания несовершеннолетних в возрасте от 14 лет, направленных туда судом после рассмотрения уголовных дел. Содержание подростков в В.к. ограничено определенным сроком или достижением ими совершеннолетия – 18 лет, после чего вопрос об их дальнейшей судьбе решается в судебном порядке по представлению администрации. Подростки, содержащиеся в колонии, имеют определенные ограничения в передвижении, занятиях, общении с окружающими. Вместе с тем они продолжают обучение до получения общего среднего образования, приобретают трудовые навыки и, по возможности, профессию. Режим содержания несовершеннолетних в В.к. строится на строгом соблюдении установленных правил поведения и определяется Положением. Подростки не могут быть подвергнуты физическим или другим, унижающим их человеческое достоинство, наказаниям, имеют право на регулярную переписку и свидания с родителями или близкими родственниками. За примерное поведение они поощряются и могут быть представлены к досрочному освобождению.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ колонии
в 1940-е–1960-е годы: учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, достигших 11-летнего возраста и нуждающихся для своего исправления в особых условиях воспитания и особом педагогическом режиме. Под названием «воспитательные колонии» существуют с 1943 года. В них направлялись: подростки, совершившие общественно опасные действия, предусмотренные уголовным кодексом, но не подлежащие по возрасту уголовной ответственности (то есть до достижения 14 или 16 лет, смотря по тому, какое именно деяние совершено); подростки, подлежащие по возрасту уголовной ответственности, если сделанное ими малозначительно или не представляет большой опасности и виновный может быть исправлен без применения мер уголовного наказания; подростки, злостно и систематически нарушающие правила общественного поведения (напр., воспитанники детских домов, систематически нарушающие внутренний распорядок и дезорганизующие коллектив).
О начале 1960-х гг.: «Существуют восп. колонии для мальчиков и для девочек. Направление в восп. колонии рассматривается действующим законодательством… как наиболее серьёзная мера из принудительных мер восп. хар-ра и применяется лишь в тех случаях, когда иные восп. меры не могут привести к нужным результатам… Не следует смешивать восп. колонии с трудовыми колониями для несовершеннолетних, которые являются местом отбытия уголовного наказания несовершеннолетними, осуждёнными судом к лишению свободы за совершение серьёзных преступлений. Восп. колонии не являются местом отбытия наказания, направление в них не создаёт судимости, а преследует лишь цель предупредить необходимость применения мер уголовного наказания к подросткам, поведение которых создаёт реальную опасность перехода их на путь преступлений, а также обеспечить их правильное воспитание. Решение о направлении в восп. колонию могут принимать только суды или комиссии по делам несовершеннолетних (по материалам, переданным на их рассмотрение судом, прокурором, следователем, милицией, органами нар. образования, дружинами, родительскими комитетами и т. д.» (ПЭ, 1964–1, 395–396).
О начале 1960-х гг.: «Существуют восп. колонии для мальчиков и для девочек. Направление в восп. колонии рассматривается действующим законодательством… как наиболее серьёзная мера из принудительных мер восп. хар-ра и применяется лишь в тех случаях, когда иные восп. меры не могут привести к нужным результатам… Не следует смешивать восп. колонии с трудовыми колониями для несовершеннолетних, которые являются местом отбытия уголовного наказания несовершеннолетними, осуждёнными судом к лишению свободы за совершение серьёзных преступлений. Восп. колонии не являются местом отбытия наказания, направление в них не создаёт судимости, а преследует лишь цель предупредить необходимость применения мер уголовного наказания к подросткам, поведение которых создаёт реальную опасность перехода их на путь преступлений, а также обеспечить их правильное воспитание. Решение о направлении в восп. колонию могут принимать только суды или комиссии по делам несовершеннолетних (по материалам, переданным на их рассмотрение судом, прокурором, следователем, милицией, органами нар. образования, дружинами, родительскими комитетами и т. д.» (ПЭ, 1964–1, 395–396).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ
в Рос. Федерации исправительные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние 14-18 лет, осужденные судом к лишению свободы. В.к. имеют два вида режима: общий и усиленный. В В.к. общего режима отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы, а также все несовершеннолетние женского пола. Лица мужского и женского пола, как правило, содержатся раздельно. В В.к. усиленного режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, ранее осужденные к лишению свободы. В колониях обоих режимов предусмотрено 4 вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные, строгие. Все осужденные несовершеннолетние начинают отбывать наказание в обычных условиях, исключение составляют осужденные за умышленные преступления. При добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут по истечении определенного времени переводиться на другие условия отбывания наказания. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть оставлены в колонии и после достижения ими 18 лет, но не более чем до 21 года. При отрицательных характеристиках осужденные переводятся в исправительные колонии общего режима. Деятельность В.к. (правила поведения, распорядок дня, система поощрений и взысканий, организация свободного времени) определяется нормами уголовно-исполнительного законодательства. Для подростков установлен сокращенный рабочий день (4-6 ч в зависимости от возраста), исключены вредные и тяжелые виды труда, сверхурочные работы и ночные смены. В колониях имеются профессионально-технические училища, где обучение ведется по типовым образовательным программам. Воспитанники получают общее образование (по учебному плану вечерних школ). По уровню образования и характеру производства воспитанники распределяются по отделениям (20-25 чел.), за которые отвечают воспитатель, учитель и мастер производственного обучения. 3-4 отделения составляют отряд под руководством начальника. За организацию и методическое обеспечение несет ответственность заместитель начальника колонии по воспитательной работе, а также учебно-воспитательный совет при начальнике колонии, в который входят педагоги, воспитатели, мастера производственного обучения, представители общественности. Важнейшие задачи педагогического коллектива В.к. - преодоление у несовершеннолетних негативного отношения к учению и труду, выработанного у них опытом прежней жизни, привитие интереса к познавательной, трудовой и досуговой деятельности. См. также Пенитенциарная педагогика (2)719.23
Источник: Терминологический словарь библиотекаря