Воспитательная система

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
(ВС) сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
система, объединяющая комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношения, возникающих между ее участниками, освоенную среду и управленческую деятельность.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
объединяет комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Воспитательная система
комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы [62, с. 169].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели, деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду; управление, обеспечивающее единство компонентов С. в. и развитие этой системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Воспитательная система
совокупность целей, методов, условий и средств, направленных на развитие личности воспитанников, реализацию педагогических целей. По типу организации и целям воспитания разделяются на авторитарные и гуманистические, критериями эффективности воспитательной системы является личностное развитие учащихся (воспитанников), их самореализация.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Воспитательная система
развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие в.с..

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Воспитательная система
комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
система мероприятий (актов, действий), педагогически ориентированных методов, условий и средств, направленных на достижение планируемых результатов, выраженных в исходной концепции воспитания, для достижения которых она создается. По типу организации и целям системы воспитания разделяются на авторитарные и гуманистические. Критерием гуманистической воспитательной системы является личностное развитие учащихся (воспитанников), их самореализация.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Воспитательная система
комплекс воспитательных целей и людей, их реализующих, в процессе целена правленной деятельности, – отношений, возникающих между её участниками. Освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы, по типу организации выделяются авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Любая воспитательная система проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие воспитательной системы – педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Воспитательная система
совокупность элементов (воспитательных отношений, технологий управления учебно-воспитательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые в целостном единстве и взаимосвязи создают качественно определенные условия для развития и формирования личности. Любая воспитательная система направлена на воспитание личности в соответствии с социальными требованиями, которые определяют цель, содержание, средства, методы, формы и характер управления. Создание В. с. — это динамический процесс научного осмысления, творческого озарения, искусства практического внедрения новых элементов системы в жизнь.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть воспитательные системы микрорайона, села, города, региона и даже страны.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой В.с. и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. В.с. могут сложиться в отдельных учебных заведениях, населенных пунктах (микрорайон, село, город) и также в масштабах страны. По типу организации выделяются В.с. авторитарные и гуманистические. Любая В.с. проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие В.с. - педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы. Осн. критерием педагогической целесообразности В.с. является самочувствие ребенка, его личностное развитие и умение педагогического коллектива наилучшим образом организовывать воспитательный процесс. — целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
группа компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности: комплекс воспитательных целей; субъектов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности этой системы. Цели определяют сущность системы, ее идеальную модель. Ядром В. с. является воспитательный коллектив. В. с. проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Каждая В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными чертами для части систем, и единичными, отражающими творческий подход создателей (авторские системы С. Шацкого, М. Пистрака, З. Гинзбурга, А. Макаренко, Ф. Брюховецкого, В. Сухомлинского. В. Караковского). По типу организации выделяются В. с. авторитарные и гуманистические (см. Педагогика авторитарная, Педагогика гуманистические). Авторитарная В. с. предусматривает подчинение воспитанника воле воспитателя; подавление инициативы и самостоятельности препятствует развитию активности и индивидуальности воспитанника. Xарактерная черта гуманистической В. с. – ориентация на личность как основную цель, результат и показатель эффективности В. с. Для оценки эффективности В. с., ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов В. с., так и в образе просветительского учреждения (Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – С. 245; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 44). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

Воспитательная система
это целостный социально-психолого-педагогический процесс в образовательном учреждении, имеющий собственную логику развития, общие функции и направленность на достижение непротиворечивого единства педагогических, детских и семейных целей и способный обеспечивать развитие всем своим участникам (субъектам). Если, например, в школе создана воспитательная система, она начинает опосредованно, вне воли педагога и его вмешательства, влиять на детей, как бы сама их «воспитывать». Дети, вовлеченные в воспитательную систему, руководствуются «духом школы», «укладом жизни школы», системой принятых норм и ценностей. Воспитательная система позволяет эффективнее использовать педагогический потенциал, преодолевать отчуждение детей от педагогов и устранять конфликты между ними, освобождает педагогов от мелочей контроля. Наличие, скажем, в школе воспитательной системы снижает педоцентризм и детоцентризм, способствуя созданию и сохранению субъективации всех участников образовательного процесса. Набор компонентов воспитательной системы любого образовательного учреждения одинаков. Но их состояние, включенность в педагогический процесс, соотношение между собой, последовательность функционирования и т.д., делают разными системы, ибо лишь в результате взаимодействия складываются системные качества и возникает так называемый «воспитательный уклад» образовательного учреждения, определяющий воспитательный эффект. Системные качества воспитательной системы: полнота необходимых компонентов и их включенность в процесс воспитания; связь между ними и взаимозависимые отношения; управляемость и способность к изменениям и развитию; наличие ведущего приоритетного звена. Придание этих качеств включенным в систему компонентам и дает дух образовательного учреждения, формирует его «лицо», оживляет систему, делает воспитательный уклад именно воспитывающим.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Воспитательная система
это такая образовательная организация, в которой основные ее компоненты представляют собой целостную социальную систему, а воспитание детей выступает приоритетом профессиональной деятельности работающих здесь педагогов.
Основными компонентами воспитательной системы, как считают создатели теории воспитательных систем – Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, – являются:
- исходная концепция, то есть совокупность идей, для реализации которых она создается;
- деятельность, обеспечивающая реализацию концепции;
- субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
- отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;
- среда, освоенная субъектами;
- управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Эти блоки-компоненты образуют целостный социальный организм, обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Анализ известных воспитательных систем, созданных в свое время В.Н. Сорокой-Росинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским,
В.А. Караковским и многими другими педагогами, позволяет выделить ряд их обобщенных признаков:
1) воспитательный процесс организуется на основе оригинальной авторской концепции;
2) приоритетными для себя профессиональными целями педагоги считают цели воспитания детей;
3) оформляются общие цели воспитанников, которые обязательно учитываются педагогами при организации процесса воспитания;
4) большинство видов совместной деятельности детей и взрослых приобретает воспитывающий характер;
5) отчетливо выделяется системообразующая деятельность, наиболее значимая для большинства школьников и позволяющая педагогам решать большинство воспитательных задач;
6) образовательная организация старается привлекать к себе творческих, неординарных педагогов с ярко выраженной позицией воспитателя;
7) школьники занимают субъектную позицию по отношению к своей образовательной организации, включаясь в самые разные виды самоуправленческой деятельности;
8) деловые и неформальные отношения между взрослыми и детьми гармонизированы, что позволяет сложиться единому общешкольному коллективу;
9) приоритетные управленческие шаги направлены на максимальное использование воспитательных возможностей образовательной организации.
Не стоит путать с воспитательной системой другое понятие – систему воспитательной работы. См. также:
Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Советская педагогика, 1991, № 11.
Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 2000.
Степанов П.В. Развитие школы как воспитательной системы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Об единяет комплекс воспитат. целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленч. деятельность по обеспечению жизнеспособности B. c. Создается для реализации пед. целей и обеспечения развития личности учащихся. В пед. теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под к-рой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитат. работы входит в В. с. как подсистема, охватывающая блок деятельности. В практике стремление педагогов достичь наилучших результатов воспитания с помощью набора определенных мероприятий приводит либо к ограничению целей за счет выделения ведущих направлений в воспитат. работе (напр., эстетическое, трудовое и др. воспитание), либо к выбору в качестве осн. воспитат. средства к.-л. эффективного пед. приема («погружение», «опорные сигналы», «самоуправление» и др.). Использование суммы пед. средств вне В. с. не всегда обеспечивает желаемые результаты, хотя в ее рамках они применяются успешно.
Разнообразны В. с. ср. общеобразоват. школ. Среди них выделяются традиционные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углубленным изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определенной области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее четко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.
При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определенная иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в ее структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.
По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. — ориентация на личность ребенка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.
Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки ее исходной (малой) концепции и ознакомления с ее осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается все большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.
Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребенку ощущение душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей,
за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая влияние как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьей, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознается ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворенности уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.
Развитие В. с. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при ее зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признается самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.
Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); исследование роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.
Лит.: Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1—2]. Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: история и современность. Тезисы докл., Владимир, 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
164.98 кб

Воспитательные системы класса

Кирюшина Н. В.
Читать PDF
129.65 кб

Воспитательная система гимназии

Акбаева Г.Р.
Читать PDF
147.38 кб

Воспитательная система университета

Айриев Г. , Клушина Н.
Читать PDF
157.09 кб

Воспитательная деятельность как система

П. В. Степанов
В статье приводятся результаты исследования структуры воспитательной деятельности педагога. Продолжая научные изыскания, начатые академиком Л.И.Новиковой, автор рассматривает воспитательную деятельность педагога как систему.
Читать PDF
4.24 мб

Воспитательная работа в вузе как система

В. А. Матвиенко, О. С. Габинская
Читать PDF
133.05 кб

Воспитательный процесс в вузе как система

Гафурова Наталья Владимировна, Бугаева Татьяна Петровна
В статье рассмотрен системный подход к воспитательному процессу в вузе. Авторы обосновывают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы.
Читать PDF
683.07 кб

Система воспитательной и социальной работы

Гришаев О.
Читать PDF
308.91 кб

К вопросу о сущности воспитательной системы

Горшкова Марина Абдуловна
В системе высшего российского образования в последние десятилетия приоритет отдавался организации учебного процесса, воспитательная функция которого нивелировалась; произошла утрата качественной составляющей жизни молодых людей; у
Читать PDF
1.88 мб

Воспитательная система «Маленькие россияне»

Колядина Г.С.
Цель системы комплексное решение проблем воспитания, содействующее формированию всесторонне развитой личности.
Читать PDF
181.17 кб

Сетевые горизонты теории воспитательных систем

Т. А. Ромм, М. В. Ромм
Введение. Одной из важнейших проблем педагогической реальности является дефицит актуальных теоретических и методических разработок включения в воспитательный контекст современного сетевого дискурса.
Читать PDF
126.91 кб

Личность студента в воспитательной системе вуза

Магауова Акмарал Сабитоллаевна
Исследованы основные тенденции развития современной студенческой молодежи, определены модель воспитания личности студента, основные методологические позиции и конкретные практические рекомендации по совершенствованию воспитательно
Читать PDF
565.40 кб

Система воспитательной работы в современном вузе

Кульчиева Эмма Генриховна, Батыров Аслан Ермакович
В статье раскрывается система воспитательной работы в совре менном вузе на примере СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.
Читать PDF
317.14 кб

Тенденции управления воспитательной системой вуза

Торгашев Роман Евгеньевич
В статье приведены результаты научно-исследовательских разработок автора по проблеме воспитания студенчества, проведенных в пяти университетах Российской Федерации в 2005-2015 гг.
Читать PDF
3.21 мб

Воспитательная система группы «Воспитание личности»

Копцева Татьяна Геннадьевна, Якимова Ольга Валентиновна
В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей младшего школьного возраста. Проанализированы характерные особенности воспитания детей с депривацией зрения в условиях школы-интерната.
Читать PDF
966.91 кб

Дореволюционная гимназия как воспитательная система

Перцев Владимир Владимирович
Статья посвящена вопросам становления и специфики образовательной деятельности гимназий в Орловской губернии. Воспитательный процесс в гимназии играл такую же важную роль, как и процесс обучения.

Похожие термины:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

    совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную соц.-пед. структуру школ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ (ВСШ)

    форма интеграции всех участников педагогического процесса (школы, окружающей среды, общественных организаций), образующая целостный социальный организм, где ВСШ - педагогический центр. Системооб
  • Гуманистическая воспитательная система

    система, ориентированная на признание само ценности каждого человека, приоритета общественных ценностей.