ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Воспитательная система

Найдено 7 определений термина Воспитательная система

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ВС)

сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Воспитательная система

комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающие единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей

Воспитательная система

развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие в.с..

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Воспитательная система

комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой В.с. и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. В.с. могут сложиться в отдельных учебных заведениях, населенных пунктах (микрорайон, село, город) и также в масштабах страны. По типу организации выделяются В.с. авторитарные и гуманистические. Любая В.с. проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие В.с. - педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы. Осн. критерием педагогической целесообразности В.с. является самочувствие ребенка, его личностное развитие и умение педагогического коллектива наилучшим образом организовывать воспитательный процесс. — целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Воспитательная система

это целостный социально-психолого-педагогический процесс в образовательном учреждении, имеющий собственную логику развития, общие функции и направленность на достижение непротиворечивого единства педагогических, детских и семейных целей и способный обеспечивать развитие всем своим участникам (субъектам). Если, например, в школе создана воспитательная система, она начинает опосредованно, вне воли педагога и его вмешательства, влиять на детей, как бы сама их «воспитывать». Дети, вовлеченные в воспитательную систему, руководствуются «духом школы», «укладом жизни школы», системой принятых норм и ценностей. Воспитательная система позволяет эффективнее использовать педагогический потенциал, преодолевать отчуждение детей от педагогов и устранять конфликты между ними, освобождает педагогов от мелочей контроля. Наличие, скажем, в школе воспитательной системы снижает педоцентризм и детоцентризм, способствуя созданию и сохранению субъективации всех участников образовательного процесса. Набор компонентов воспитательной системы любого образовательного учреждения одинаков. Но их состояние, включенность в педагогический процесс, соотношение между собой, последовательность функционирования и т.д., делают разными системы, ибо лишь в результате взаимодействия складываются системные качества и возникает так называемый «воспитательный уклад» образовательного учреждения, определяющий воспитательный эффект. Системные качества воспитательной системы: полнота необходимых компонентов и их включенность в процесс воспитания; связь между ними и взаимозависимые отношения; управляемость и способность к изменениям и развитию; наличие ведущего приоритетного звена. Придание этих качеств включенным в систему компонентам и дает дух образовательного учреждения, формирует его «лицо», оживляет систему, делает воспитательный уклад именно воспитывающим.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Об единяет комплекс воспитат. целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленч. деятельность по обеспечению жизнеспособности B. c. Создается для реализации пед. целей и обеспечения развития личности учащихся. В пед. теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под к-рой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитат. работы входит в В. с. как подсистема, охватывающая блок деятельности. В практике стремление педагогов достичь наилучших результатов воспитания с помощью набора определенных мероприятий приводит либо к ограничению целей за счет выделения ведущих направлений в воспитат. работе (напр., эстетическое, трудовое и др. воспитание), либо к выбору в качестве осн. воспитат. средства к.-л. эффективного пед. приема («погружение», «опорные сигналы», «самоуправление» и др.). Использование суммы пед. средств вне В. с. не всегда обеспечивает желаемые результаты, хотя в ее рамках они применяются успешно.

Разнообразны В. с. ср. общеобразоват. школ. Среди них выделяются традиционные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углубленным изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определенной области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее четко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.

При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определенная иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в ее структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.

По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. — ориентация на личность ребенка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.

Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки ее исходной (малой) концепции и ознакомления с ее осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается все большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.

Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребенку ощущение душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей,

за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая влияние как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьей, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознается ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворенности уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.

Развитие В. с. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при ее зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признается самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.

Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); исследование роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.

Лит.: Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1—2]. Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: история и современность. Тезисы докл., Владимир, 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Воспитательная система — 0

Найдено научныех статей по теме Воспитательная система — 0

Найдено книг по теме Воспитательная система — 0

Найдено презентаций по теме Воспитательная система — 0

Найдено рефератов по теме Воспитательная система — 0