ВОСПИТАТЕЛЬ
должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Воспитатель
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и личностное развитие других людей. В понятие В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к общности.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ВОСПИТАТЕЛЬ
педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация деятельности обучающихся (воспитанников), создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ВОСПИТАТЕЛЬ
педагог, организующий жизнедеятельность ребенка вне стен здания, в котором осуществляется учебный процесс, поддерживающий ребенка в его продвижении по индивидуальной траектории воспитания; педагог, который общается с ребенком с целью помочь ему осознать свои способности, найти вместе с ним сферу их реализации, помочь освоить социально одобряемые способы взаимодействия с другими людьми и успешной реализации своих возможностей.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
ВОСПИТАТЕЛЬ
работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности воспитанников; проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся; проведение мероприятий, способствующих их развитию.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Воспитатель
лицо, осуществляю щее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии воспитатель объединяются профессион альная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним чело веком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Профессия воспитателя известна со времён ан тичности. В средневековых учебных за ведениях воспитательными функциями наделялись особые лица – классные дам ы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних воспитателей – гувернёров, бонн и пр.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Воспитатель
лицо, осуществляющее воспитание детей и подростков, способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и специальных педагогических воздействий. Воспитатель – так называется педагогическая профессия и должность в детском учреждении (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня, воспитатель в детском саду, воспитатель отряда в летнем оздоровительном лагере). Воспитатель выполняет роль посредника в решении проблем ребенка между семьей и школой, школой и внешкольными учреждениями. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, он – носитель гуманистических отношений между взрослыми и детьми; он – организатор правовой, психологической, социальной и педагогической защиты ребенка.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ВОСПИТАТЕЛЬ
работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся, воспитанников; создание условий для социально-психологической реабилитации обучающихся, а также для их социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников; проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию. Основными требованиями к воспитателю являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к воспитанникам в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ВОСПИТАТЕЛЬ
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Поэтому понятие В. рассматривается как единство профессиональной роли и гражданской личностной позиции по отношению к другому человеку или коллективу. В. осуществляет деятельность, направленную на формирование у воспитанников определенных черт и качеств личности, потребности в самовоспитании; регулирует и корректирует внешние социальные воздействия на воспитанников. Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определенных исторических условиях. В современной трактовке воспитательного процесса В. выступает одним из субъектов воспитательного взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совместную деятельность, вступающим в отношения сотрудничества и сотворчества с целью создания условий для развития личности. Его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Среди профессиональных качеств В. особо значимы следующие: умение проектировать, прогнозировать, организовывать процесс воспитания, владение методами работы, постоянное повышение педагогического мастерства (Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 53; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 43; Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. – С. 12; Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – С. 168). Т. В. Зверко
Источник: Глоссарий современного образования.
ВОСПИТАТЕЛЬ
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Профессия В. известна со времен античности. В средневековых учебных заведениях воспитательными функциями наделялись особые лица - классные дамы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних В. - гувернеров, бонн и пр. В современных воспитательных учреждениях предусмотрены специальные должности В. В силу особой связи обучения и воспитания функции В. реально осуществляют все педагоги образовательных учреждений (В. детских дошкольных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, преподаватели профессиональных учебных заведений, техникумов, вузов и т.п., сотрудники учреждений дополнительного образования детей - руководители кружков, спортивных секций, любительских объединений по месту жительства и пр.). В. для своих детей выступают родители, родственники, а также лица, которые осуществляют опеку над детьми, лишенными родительского попечения и пр. Деятельность В. побуждает воспитанников к самовоспитанию и направлена на формирование у них определенных качеств и свойств личности (воспитание в узком смысле слова). В. также регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды (воспитание в широком смысле). Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определенных исторических условиях. Например, для авторитарного воспитания характерно понимание роли В. как ретранслятора социального опыта, а воспитанник рассматривался как лицо, лишь воспринимающее этот опыт. В гуманистических концепциях воспитания В. и воспитанник выступают равноправными участниками педагогического взаимодействия. В. призван обеспечить каждому ребенку здоровый образ жизни и помочь ему организовать самостоятельную деятельность по творческому освоению человеческой культуры. От В. требуется владение определенными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, совершенствованием педагогического мастерства и т.д. В. также должен быть высоко нравственной личностью с четко выраженной гражданской позицией. — педагог, организующий и направляющий работу детей в образовательном учреждении. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан .В. "Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) — педагогический работник, к профессиональной компетенции которого относится: 1. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; 2. внесение необходимых корректив в систему его воспитания; 3. создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка в классе; 4. помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями. — Воспитатель помогает детям в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное, техническое творчество, в занятия спортом. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — организатор воспитательного процесса. Функции воспитателей выполняют не только штатные педагоги, но и многие специалисты (клубные работники, офицеры и др.), а также многие родители. (Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОСПИТАТЕЛЬ
лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.
Профессия В. известна со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных заведениях воспитательными функциями наделялись особые должностные лица – классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои населения приглашали в семьи домашних В. – гувернеров, бонн и т.п. В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности, реализующие воспитательные функции. В силу того что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции В. реально осуществляют все педагоги (В. детского сада, школьные учителя, мастера производственного обучения, преподаватели вузов). В. для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.
В. осуществляет осознанную систематическую деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определенных свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание в узком смысле слова). В то же время задачей В. являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внешних социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).
Обусловленная динамическими особенностями процесса воспитания, роль В. не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником на различных этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях В. и воспитанника часто давала основания для понимания В. как ретранслятора социального опыта, воспитанник же расценивался главным образом как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).
В демократической трактовке педагогического процесса В. выступает одним из субъектов воспитательного взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совместную деятельность учащихся, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для физического и духовного развития личности.
В. как представитель взрослого общества в детской среде призван обеспечить здоровый образ жизни каждому ученику, нормальный режим питания, отдыха, оптимальный уровень психических и физических нагрузок, условия для обучения, общения, игры и труда. В. прежде всего – организатор самостоятельной работы воспитанников по деятельному творческому освоению человеческой культуры.
В. в своей деятельности реализует 2 основные функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником главных этапов онтогенеза – детства, отрочества, юности – как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во- вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражданских, профессиональных функций, формирует готовность к нравственному самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.
Основные слагаемые успеха В. – его высокий профессиональный и нравственный авторитет, который предполагает умение войти в контакт с учащимися, знание их индивидуальных и возрастных особенностей, уважение человеческого достоинствавоспитанника, способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива.
Среди профессиональных качеств В. особую значимость приобретает овладение следующими видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитательной деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками, другими участниками воспитательного процесса). К профессиональным качествам В. также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства, развитие педагогической рефлексии.
Необходимость нравственного, гражданского, профессионального самоопределения В. вытекает из самой сути процесса воспитания, который предполагает понимание общественных задач, гражданских целей, а также знание и воспитанников, и себя, и своих особенностей.’
Психологические исследования показывают большую роль механизма неосознаваемого «заражения» воспитанника чертами В. В зависимости от типа личностных черт В. у воспитанников проявляется гибкость или инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам. Способность В. к адекватной самооценке рождает у воспитанников правдивость, добросовестность, уважение к мнению других, самокритичность. Сознательные и бессознательные реакции В. на ценности жизни не проходят бесследно для воспитанников, отражаются в их психике: положительно – когда у В. нет раздвоения сознания и поведения, отрицательно – когда фиксируется двойная мораль.
В качестве момента воспитания выступают не только элементы человеческой культуры, к которым В. приобщает детей, но и сам акт самоопределения, процесс выбора идеалов и средств их обретения. Демократическая личность формирует проблемный и открытый способ выработки ценностных представлений, осуществляемый совместно с В., демонстрирующим возникновение своих взглядов на основе возможных альтернатив.
Овладение методами педагогического мастерства – важное условие реализации функций В. Педагогикой накоплен богатый арсенал развивающих воздействий В. на воспитанников. Однако не существует универсальной методики воспитания, одного «уединенного средства» (А.С. Макаренко), пригодного для любого В. и любого воспитанника. Поэтому возникает проблема совмещения общего и единичного – использования объективных, научно установленных закономерностей и искусства воспитания, когда общее преломляется в диалоге В. с воспитанником, обладающим индивидуальными (единичными) особенностями.
Самоопределение В. и овладение мастерством, искусством воспитания во многом основаны на педагогической рефлексии. Она включает ряд компонентов: осознание В. подлинных мотивов своей педагогической деятельности (совершается ли она в интересах ученика, собственного престижа, в угоду начальству, инструкции и т.д.); умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (если такого умения нет, воспитанник часто оказывается ответственным за промахи В.); способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника; способность к оценке собственных действий для корректировки профессиональной самооценки.
В результате взаимпроникновения социальных, профессиональных и индивидуально- типических черт личности оформляется педагогический стиль и позиция В. Стиль и позиция в воспитании связаны с общественным укладом, народными традициями, политическим устройством государства, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы В. (счастья в семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной педагогической культуры. В связи с этим в любом обществе реально существует многообразие воспитательных позиций: от высокомерно-менторской, отчужденной от личности воспитанника до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позициисотрудничества с воспитанником. Лишь гуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию стимулирует рост педагогического мастерства, самовоспитание В.
О.С. Газман, В.А. Петровский
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.