ВоспитанностьВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель

Найдено 8 определений термина Воспитатель

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Воспитатель

должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВОСПИТАТЕЛИ

Взрослые поколения людей.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

Воспитатель

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и личностное развитие других людей. В понятие В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к общности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

ВОСПИТАТЕЛЬ

педагог, организующий жизнедеятельность ребенка вне стен здания, в котором осуществляется учебный процесс, поддерживающий ребенка в его продвижении по индивидуальной траектории воспитания; педагог, который общается с ребенком с целью помочь ему осознать свои способности, найти вместе с ним сферу их реализации, помочь освоить социально одобряемые способы взаимодействия с другими людьми и успешной реализации своих возможностей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Воспитатель

лицо, осуществляющее воспитание детей и подростков, способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и специальных педагогических воздействий. Воспитатель – так называется педагогическая профессия и должность в детском учреждении (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня, воспитатель в детском саду, воспитатель отряда в летнем оздоровительном лагере). Воспитатель выполняет роль посредника в решении проблем ребенка между семьей и школой, школой и внешкольными учреждениями. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, он – носитель гуманистических отношений между взрослыми и детьми; он – организатор правовой, психологической, социальной и педагогической защиты ребенка.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАТЕЛЬ

работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся, воспитанников; создание условий для социально-психологической реабилитации обучающихся, а также для их социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников; проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию. Основными требованиями к воспитателю являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к воспитанникам в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ВОСПИТАТЕЛЬ

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Профессия В. известна со времен античности. В средневековых учебных заведениях воспитательными функциями наделялись особые лица - классные дамы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних В. - гувернеров, бонн и пр. В современных воспитательных учреждениях предусмотрены специальные должности В. В силу особой связи обучения и воспитания функции В. реально осуществляют все педагоги образовательных учреждений (В. детских дошкольных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, преподаватели профессиональных учебных заведений, техникумов, вузов и т.п., сотрудники учреждений дополнительного образования детей - руководители кружков, спортивных секций, любительских объединений по месту жительства и пр.). В. для своих детей выступают родители, родственники, а также лица, которые осуществляют опеку над детьми, лишенными родительского попечения и пр. Деятельность В. побуждает воспитанников к самовоспитанию и направлена на формирование у них определенных качеств и свойств личности (воспитание в узком смысле слова). В. также регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды (воспитание в широком смысле). Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определенных исторических условиях. Например, для авторитарного воспитания характерно понимание роли В. как ретранслятора социального опыта, а воспитанник рассматривался как лицо, лишь воспринимающее этот опыт. В гуманистических концепциях воспитания В. и воспитанник выступают равноправными участниками педагогического взаимодействия. В. призван обеспечить каждому ребенку здоровый образ жизни и помочь ему организовать самостоятельную деятельность по творческому освоению человеческой культуры. От В. требуется владение определенными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, совершенствованием педагогического мастерства и т.д. В. также должен быть высоко нравственной личностью с четко выраженной гражданской позицией. — педагог, организующий и направляющий работу детей в образовательном учреждении. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан .В. "Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) — педагогический работник, к профессиональной компетенции которого относится: 1. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; 2. внесение необходимых корректив в систему его воспитания; 3. создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка в классе; 4. помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями. — Воспитатель помогает детям в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное, техническое творчество, в занятия спортом. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — организатор воспитательного процесса. Функции воспитателей выполняют не только штатные педагоги, но и многие специалисты (клубные работники, офицеры и др.), а также многие родители. (Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВОСПИТАТЕЛЬ

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. человека. В понятии В. объединяются проф. роль и гражд. личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к др. человеку или к коллективу.

Профессия В. известна со времен античности. В ср. века и в новое время в нек-рых уч.-воспитат. заведениях воспитат. функциями наделялись особые должностные лица — классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои населения приглашали в семьи домашних В. — гувернеров, бонн и т. п. В совр. системе обществ. воспитания утверждены спец. должности, реализующие воспитат. функции. В силу того, что в пед. процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции В. реально осуществляют все педагоги (В. дет. сада, шк. учителя, мастера производств. обучения, преподаватели вузов). В. для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.

В. осуществляет осознанную сисТематич. деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определенных свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание, в узком смысле слова). В то же время задачей В. являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внеш. социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).

Обусловленная динамич. особенностями процесса воспитания, роль В. не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником на разл. этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях В. и воспитанника часто давала основания для понимания В. как ретранслятора социального опыта, воспитанник же расценивался гл. обр. как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).

В демокр. трактовке пел. процесса В. выступает одним из субъектов воспитат. взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совм. деятельность детей, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для физич. и духовного развития личности.

В. как представитель взрослого общества в дет. среде призван обеспечить здоровый образ жизни каждому ребенку, нормальный режим питания, отдыха, оптимальный уровень психич. и физич. нагрузок, условия для обучения, общения, игры и труда. В., прежде всего, — организатор самостоят. работы воспитанников по деятельному творческому освоению человеческой культуры.

В. в своей деятельности реализует 2 осн. функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником гл. этапов онтогенеза — детства, отрочества, юности — как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во-вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражд., проф. функций, формирует готовность к нравств. самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.

Осн. слагаемые успеха В. — его высокий проф. и нравств. авторитет, к-рый предполагает умение войти в контакт с детьми, знание их индивидуальных и возрастных особенностей, уважение человеческого достоинства воспитанника, способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива.

Среди проф. качеств В. особую значимость приобретает овладение след, видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитат. деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками, др. участниками воспитат. процесса). К проф. качествам В. также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами пед. работы и постоянное повышение пед. мастерства, развитие пед. рефлексии.

Необходимость нравств., гражд., проф. самоопределения В. вытекает из самой сути процесса воспитания, к-рый предполагает понимание обществ. задач, гражд. целей, а также знание и воспитанников, и себя, и своих особенностей.

Психол. исследования показывают большую роль механизма неосознаваемого «заражения» воспитанника чертами В. В зависимости от типа личностных черт В. у воспитанников проявляется гибкость или инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам. Способность В. к адекватной самооценке рождает у воспитанников правдивость, добросовестность, уважение к мнению других, самокритичность. Соз-нат. и бессознат. реакции В. на ценности жизни не проходят бесследно для воспитанников, отражаются в их психике: положительно — когда у В. нет раздвоения сознания и поведения, отрицательно — когда фиксируется двойная мораль.

В качестве момента воспитания выступают не только элементы человеческой культуры, к к-рым В. приобщает детей, но и сам акт самоопределения, процесс выбора идеалов и средств их обретения. Демокр. личность формирует проблемный и открытый способ выработки ценностных представлений, осуществляемый совм. с В., демонстрирующим возникновение своих взглядов на основе возможных альтернатив.

Овладение методами пед. мастерства — важное условие реализации функций В. Педагогикой накоплен богатый арсенал развивающих воздействий В. на воспитанников. Однако не существует универсальной методики воспитания, одного ч уединенного средства» (А. С. Макаренко), пригодного для любого В. и любого воспитанника. Поэтому возникает проблема совмещения общего и единичного — использования объективных, научно установленных закономерностей и иск-ва воспитания, когда общее преломляется в диалоге В. с воспитанником, обладающим индивидуальными (единичными) особенностями.

Самоопределение В. и овладение мастерством, иск-вом воспитания во многом основаны на пед. рефлексии. Она включает ряд компонентов: осознание В. подлинных мотивов своей пед. деятельности (совершается ли она в интересах ребенка, собств. престижа, в угоду начальству, инструкции и т. д.); умение отличить собств. затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников (если такого умения нет, воспитанник часто оказывается ответственными за промахи В.); способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника; способность к оценке собств. действий для корректировки проф. самооценки.

В результате взаимопроникновения социальных, проф. и индивидуально-типических черт личности оформляется пед. стиль и позиция В. Стиль и позиция в воспитании связаны с обществ. укладом, нар. традициями, полит. устройством гос-ва, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы В. (счастья в семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной пед. культуры. В связи с этим в любом обществе реально существует многообразие воспитат. позиций: от высокомерно-менторской, отчужденной от личности воспитанника, до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позиции сотрудничества с воспитанником. Лишь гуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию стимулирует рост пед. мастерства, самовоспитание В. Лит. см. при ст. Воспитание,

О. С. Газман, В. А. Петровский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Воспитатель — 0

Найдено научныех статей по теме Воспитатель — 0

Найдено книг по теме Воспитатель — 0

Найдено презентаций по теме Воспитатель — 0

Найдено рефератов по теме Воспитатель — 0