Воспитание экономическоеВОСПИТАННИКИ

Воспитание Я-концепции

Найдено 1 определение:

Воспитание Я-концепции

Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Берне показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследования, в которых показывается влияние Я-концепции на успешность жизненного пути. Гуманизация школы предлагает по-новому рассмотреть свойства личности учащихся. Если цель традиционного подхода в педагогике — согласовать, подогнать человека под общество, то гуманизация школы предполагает еще и согласование человека с самим собой (внутреннее равновесие, стабильность, единство и т. п.). Понятие Я-концепции имеет различные определения и связи с другими понятиями. Я-концепция — это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе. Близкими понятиями с Я-концепцией являются застенчивость, уверенность, чувство значимости. Между ними есть и некоторые различия. Нам представляется, что Я-концепция состоит из следующих блоков: мнение о своих физических характеристиках, о своих интеллектуальных характеристиках, мнение о своей эмоциональной сфере, о своем характере, мнение о своей значимости в глазах других, о своей волевой сфере, мнение о своих потребностях. Мнения о себе могут иметь различные уровни: уровень оценочных суждений, уровень убеждений, уровень чувств. Формирование Я-концепции в разном возрасте происходит при доминировании одного из уровней. В моделях личности гуманистических психологов в различных вариантах анализируется Я-концепция (А. Мас-лоу, Д. Снигг и А. Комбс, К. Роджерс и др.). Существуют различные подходы к структуре свойств Личности учащихся. Прежде всего рассмотрим структуры развивающейся, самоактуализирующейся, адекватной личности. Характеристики развивающейся личности представляют модель, к которой мы должны стремиться в процессе обучения и воспитания учащихся. Характеристики самоуничтожающейся личности представляют поведение и отношение, которые желательно свести к минимуму, потому что они препятствуют обучению личности. А. Маслоу выделяет 14 характеристик «самоактуализирующейся» личности: 1) умелое восприятие действительности, которую индивид должен воспринимать спокойно такой, какая она есть; 2) признание себя, других и природы; 3) непосредственность; 4) чувствительность к проблемам; 5) желание одиночества и уединения; 6) независимость от других; 7) постоянное желание оценки своих действий; 8) сочувствие или сострадание; 9) поиск глубоких, но немногих межличностных отношений; 10) уважение всех; 11) нравственные качества; 12) доброжелательное чувство юмора; 13)творческий характер. Д. Снигг и А. Комбс выдвигают концепцию «адекватного человека» и наделяют его следующими качествами, которые являются целью самоактуализации: 1) адекватный человек воспринимает себя положительно; 2) он признает других и умеет жить с ними; 3) не страдает агрессивностью; 4) он открыт для опыта; 5) проявляет спонтанность и творчество; 6) способен действовать независимо, так как он понимает, что его чувства, вера и отношение являются гидами поведения; 7) проявляет сострадание. К. Роджерс выделяет следующие качества, необходимые учащемуся в этом мире: 1) подлинность (аутентичность); 2) чувствительное отношение к событиям; 3) эмпатию (проникновенное понимание других); 4) доверие; 5) восхищение; 6) трепет. При наличии таких качеств ученик, как считает К. Роджерс, становится обучающимся, изменяющимся существом. Довольно тесно с Я-концепцией связано такое качество человека, как застенчивость. Ф. Зимбардо в своей работе «Застенчивость» достаточно глубоко разбирает истоки этой проблемы, методы диагностики и помощи учащимся. По его мнению, одна из проблем, которая беспокоит ребенка и делает его неуспешным, является застенчивость. Полное отсутствие застенчивости также является проблемой, которой занимались разные ученые. В разделе «Как победить застенчивость» он описывает следующие пути помощи самому себе: 1. Разберитесь в себе. 2. Определите, в чем причина вашей застенчивости. 3. Формируйте самооценку. 4. Развивайте в себе навыки социального поведения. Данный подход может использоваться как самими Школьниками, так и психологами, педагогами. К. Бессер-Зигмунд в своей книге «Магические слова» описывает силу слов. В данной работе даются приемы Преодоления застенчивости. Обобщая приведенные концепции, можно отметить, что все они объединяются вокруг Я-концепции. Это понятие общее, которое включает более частные. Достаточно тесно с Я-концепцией связаны различные модели саморазвивающейся и самоуничижающейся личности. Так, в одной из концепций американских исследователей, саморазвивающаяся личность включает в себяследующие характеристики: 1. Знание себя, реальная оценка собственных способностей, склонностей, мотивов и т. п. 2. Самопринятие (подтверждает сущность, законность, обоснованность собственно бытия и реальности); 3. Самоуважение (уважает себя вне зависимости от особых достижений или приобретений); 4. Автономия (принимает то, в чем нуждается, от других, эмоционально независим). Эмоциональная независимость предполагается как от людей, так и от вещей. Этот вопрос особо тщательно обсуждается в христианстве. В Библии сказано, что как верблюд не может пройти через угольное ушко, так и богатый не может войти в царство Божье. В этой фразе заключен глубокий смысл. Вероятно, богатый не войдет в Царство Божье, так как он привязан к богатствам. Они занимают его ум и сердце. Оказывается, не всем богатым указывалось на раздачу имущества, а только тем, у кого было ложное отношение к земным сокровищам. Человеку указывалось на необходимость освободиться от богатства, когда сокровища являлись тяжким жерновом на шее слабого духа. Таким образом, человек должен быть эмоционально независим от окружающего мира. В связи с этим возникает вопрос, а насколько человек может быть независим от близких людей. Эмоциональная независимость от людей имеет оптимальный диапазон. Независимость полная невозможна. Мать, любя свое дитя, эмоционально от него зависит, но такая зависимость биологически, психологически и социально оправдана. Но когда один человек получает от другого какие-то блага и эмоционально от него зависит, то такая зависимость не может считаться оправданной. При этом человек должен испытывать благодарность. 5. Такая личность ищет и одиночества и компании, желает проводить время наедине с самим собой и в компании других. Это качество также имеет оптимальный диапазон. Есть люди, которые не могут находиться в одиночестве, они зависимы от других людей и не могут без них обходиться. Такие учащиеся много делают для утверждения себя в группе и очень страдают, если группа их отвергает. Они могут употреблять наркотик, спиртное не потому, что им это хочется, а только потому, что группа предлагает им это и в случае отказа отвергает их. Люди, склонные к зависимости от группы, не всегда могут пожертвовать связями с ней для усиления связей с отдельным человеком. Можно встретить случаи, когда семейные связи рвутся, не успев оформиться, в случае, когда один из членов семьи уделяет контактам с группой больше времени, чем семейным отношениям. Остановка на этапе подростковых связей, неумение перенести акцент на установление семейных личных связей могут привести к отсутствию семьи. С другой стороны, есть люди, которые в компаниях чувствуют свою стеснительность, скованность, но ничего не могут с собой сделать. У. Глассер пишет: «...главной причиной жизненного фиаско является одиночество. В школе проблему неудачников не связывают с одиночеством, многие вообще игнорируют эту проблему, а если и допускают существование таковой, то утверждают, что к ним она не имеет ровно никакого отношения... Школа обладает уникальной возможностью избавить детей от одиночества или, по крайней мере, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития». 6. Открытость в общении, использование адекватных защитных механизмов, желание выражать чувства и мысли просто и прямо, спрашивать то, что он или она хочет от других, оставляя им право сказать «да» или «нет». Открытость в общении должна иметь оптимальный диапазон. Есть вещи, которые подразумеваются двумя людьми, но говорить о них не принято. Это может привести к возникновению проблем. Не всегда можно спрашивать то, что хочет человек. Есть люди, чрезмерно открытые окружающему миру. Они принимают любые влияния, приходящие со всех сторон. От этого у них внутри возникает дисбаланс, своеобразное противодействие убеждений, мотивов, суждений. Это создает неисчислимые трудности, внутренние и внешние конфликты. 7. Такая личность слушает других и ищет обратную связь (реакции) на свое поведение, использует обратную связь для того, чтобы учиться и определять собственное поведение. Развивать эту черту в школе можно через применение различных технологий опроса. Если во время ответа применять техники стимулирования учащихся, давать стимулирующие оценки, в которых вначале будут указываться положительные моменты, а затем пути или средства улучшения результатов деятельности, то это будет стимулировать учащихся в работе над собой. Это возможно как при оценках устных ответов, так и при оценивании письменных работ. В настоящее время в школе можно наблюдать обратную картину, когда оценки делаются по принципу выискивания ошибок. Педагог указывает на ошибки учащемуся с целью обратить его внимание на устранение недочетов. Такой подход приводит к тому, что учащиеся испытывают негативное отношение к процессу оценивания и у них может формироваться отрицательная Я-кон-цепция. Они стараются, избегать обратной связи или не реагировать на нее. Таким образом, требуется специальное обучение педагогов техникам проведения обратной позитивной, стимулирующей связи. В блоке психологических дисциплин разработаны занятия по осуществлению обратной связи учащимся на личностном уровне. 8. Активная спонтанность и самовыражение, способность радоваться и получать удовольствие, включенность в настоящее. Умение получать радость — важная черта личности человека. Люди, не умеющие это делать, не получают оптимального удовлетворения от своей жизни. Это может привести к различным негативным последствиям. Человек становится скучным и не располагает к себе людей, с ним не хотят дружить. Особенно негативные последствия это имеет в подростковом, юношеском, молодом возрасте, когда идет поиск партнера. Возможны и самые различные другие последствие отсутствия этой черты личности, даже летальные исходы, когда человек разучился получать удовольствие от жизни и ничто его уже не привлекает. Стремление получать удовольствие заложено природой как очень важное регуляторное качество человека. Развить его до оптимального состояния и является целью обучения и воспитания человека в жизни. При таких условиях умения, становясь устойчивыми отношениями, превращаются в черту личности. Развивать эту черту желательно в оптимальном диапазоне. Отсутствие такого качества плохо, слишком большое его наличие также не желательно. Это делает человека слабым, зависимым от процесса получения удовольствия. Есть люди, постоянно находящиеся в поисках удовольствий. На это они могут тратить огромные деньги. Здесь можно наблюдать такую картину, когда удовлетворение одних потребностей приводит к возникновению других, еще более интенсивных, и так до того момента, когда наступает пресыщение. Умение держать себя в оптимальном диапазоне является очень важным жизненным умением человека. После получения удовольствия должен наступить этап их отсутствия и поиска, даже, может быть, испытания какими-то неприятностями. Тогда интенсивность удовольствий понижается, и уже стимулы менее интенсивные будут приводить к получению удовольствия. Возможно, это должно проходить по синусоиде. Жизнь строится по этой закономерности. Когда у человека наступает период полосы везения, удовлетворенности, то за этим обычно следует полоса неудач. Опросы педагогов показывают, что многие из них считают, что жизнь имеет именно такую закономерность. Однако уровень подъема по шкале удовольствия проходит по-разному. Иногда после небольшого подъема наступает сразу спад, временной диапазон может быть свой для каждого человека. Источники удовольствия могут быть самые разные. Это не обязательно развлечения, компании и т. п. Человек может получать огромное удовольствие от своей работы, от любимого занятия, хобби. Научиться получать удовольствие от учебы в школе — это задача, которая ставилась очень давно, но так и остается не полностью решенной. Выбор предметов, дифференциация, безотметочное обучение, различные технологии опросов и объяснения материала позволяют некоторым педагогам довольно успешно решать эту проблему. Однако в массовом масштабе она остается актуальной. Учащиеся не получают удовольствия от учебы, что приводят к отсутствию желания учиться, и такие ученики даже покидают школу, не успев получить восьми-девятилетнее образование. Научившись формировать удовольствие от занятий, можно решить множество проблем в школе. 9. Желание испробовать новые способы отношений с другими. Саморазвития не может быть, если человек не ищет новых способов отношений с другими людьми. Застывшие формы поведения не всегда адекватны изменяющейся жизненной среде. Это отражено и в народных сказках. В сказке о Колобке показано, как Колобок, выработав определенный стиль поведения, применяет его во всех ситуациях. Это приводит к тому, что в некоторых случаях это срабатывает, но в ситуациях с манипуляторами, которые улавливают стиль поведения, это приводит к печальным последствиям. Это и произошло при встрече с Лисой, которая воспользовалась негибкостью, бахвальством, самоуверенностью Колобка. Диапазон улучшения своего поведения весьма обширный. Основная проблема, которая возникает у современного цивилизованного человека, это конфликтные ситуации с окружающими. Решить данную проблему возможно, расширяя диапазон поведения учащихся. Новые способы поведения могут вырабатываться, например, на уроках литературы через драматизацию произведений, на занятиях психологического цикла, через кружковые занятия, через введение курса по этикету. 10. Саморазвивающаяся личность видит и принимает всех такими, какими они являются. «Люди должны снисходительно относиться не только к друзьям и соотечественникам, но и к жителям всякой страны земного шара, даже к врагам, расходящимся с ними во взглядах, чувствах и поступках» (Р. Оуэн. О Боге). Данное качество также требует ограничений: это не значит, что необходимо соглашаться с поступками, которые вызывают объективное осуждение. Можно принимать личность, но не соглашаться с его поступками. 11. Широкий поведенческий репертуар. Личность делает собственный выбор поведения, исходя из знания возможных альтернатив и их последствий. В частности, она может проявлять все следующие виды поведения, когда необходимо: - власть или подчинение — способность быть твердым или следовать за другими (под действием других); - аффилляция или гнев — способность давать или принимать любовь, поддержку и выражать или «владеть» гневом. У. Глассер отмечает: «Согласно принципам терапии реальностью, неудачи бывают двух типов, но оба они — недостаток любви и заниженная самооценка — настолько взаимосвязаны, что разграничивать их было бы не только трудно, но и неестественно» ([4], С. 25). И далее он отмечает: «Человек должен научиться любить и быть любимым, он должен найти другого человека, которого бы он любил, а тот отвечал ему взаимностью (таких людей может быть несколько)». Что касается учителей, то они не всегда готовы получать от детей любовь: «Учителей буквально ошеломляют дети, которые явно нуждаются в душевном тепле и ласке, но учителя все-таки плохо представляют себе, как им следует реагировать на эту откровенную потребность в любви со стороны своих подопечных» ([4], С. 26). Для развития этого качества очень важен ранний период жизни человека: «Взрослому человеку, испытавшему дефицит любви в детском возрасте, очень трудно научиться любить самому» (там же). Достижение или самовыражение имеет направленность на решение проблем, ставит реальные цели и может откладывать удовлетворение собственных эмоциональных потребностей до того, как работа будет сделана. Человек может также расслабляться и выражать внутреннее чувство открыто, без страха или смущения, когда он (она) предпочитают сделать это. Поведенческий репертуар может расширяться на занятиях психологического цикла, этикета, литературы, в кружковой работе. Особо хотелось бы отметить роль театра, благодаря которому можно не только расширять поведенческий диапазон учащихся, но и решать проблемы снятия стрессовых состояний. Театр с терапевтической целью вводится в несколько этапов. На первом этапе учащиеся придумывают ситуации, которые они будут проигрывать перед другими классами. Руководитель подчеркивает, что ситуации должны быть взяты из жизни, интересны зрителям. На этапе поиска ситуаций уже могут наблюдаться терапевтические эффекты. Некоторые учащиеся предлагают ситуации из своей жизни. При проигрывании их ставят в роль того, с кем им приходилось взаимодействовать. Например, в роль отца или матери и т. п. Побывав в роли другого, учащиеся начинают по-другому оценивать ситуацию. Например, побывав в роли отца, делающего замечание своему сыну, вернувшемуся поздно, сын (в роли отца), испытав на себе агрессивную реакцию своего сверстника (в роли сына), начинает по-другому смотреть на ситуации позднего возвращения домой. Таким образом, на этом этапе учащиеся разрешают много спорных, конфликтных для них ситуаций. На этапе проигрывания (репетиции) выбранных ситуаций у учащихся могут наблюдаться дополнительные коррекционные эффекты. Они на некоторые стрессовые ситуации начинают смотреть более спокойно, особенно это значимо там, где возникают ситуации страха. На этапе проигрывания ситуаций (казусов) перед всей школой у зрителей могут также наблюдаться коррекционные, терапевтические эффекты. Наблюдая стрессовые ситуации, они видят их неопасность. В противоположность саморазвивающейся личности в школе может происходить становление и самоуничижающейся личности. Центральная черта самоуничижающейся личности — низкая или надуманная самооценка. Она может включать в себя следующие параметры: 1) неправильное самоопределение, явно неправильное истолкование, не может видеть себя реально; 2) самобичевание, постоянная самокритика, несмотря на достижения или личные характеристики. Самобичевание может развиваться в результате широко применяемого в школе принципа оценивания знаний, умений учащихся: выискивание ошибок. Постоянные указания учащимся на ошибки могут привести к формированию этого качества. В народе по этому поводу существует поговорка: «Если человеку сто раз сказать, что он свинья, то он захрюкает». У спортсменов, на- пример, самобичевание приводит к резкому снижению результатов и даже к полной потере профессионализма (А. А. Алексеев); 3) самозаблуждение (делает нереальную оценку, переоценку собственных способностей, склонностей, мотивов); 4) зависимость (зависит эмоционально от других, избегает быть самим собой); 5) противоречивость (отрицает необходимость в других и вынужденный «одиночка»). Результирующими чертами такой надуманной самооценки самоуничижающейся личности являются: 1) защитная коммуникация (отклоняет или отрекается от собственных чувств или хранит их в себе, проецирует, подавляет, отрицает и т. д.); 2) такая личность не умет слушать других или искажает значение сообщения, избегает обратной связи, предпочитает иллюзии; 3) крайне сурова, имеет слабую способность получать удовольствие, развлекаться, спонтанно самовыражаться; 4) придерживается неизменных штампов поведения и не рискнет изменить известные способы отношений к другим; 5) критикует, принижает других для того, чтобы поддержать собственное «я» путем сравнения; 6) имеет узкий поведенческий репертуар, не реагирует или не может гибко реагировать, но слишком предопределена прошлым опытом и сиюминутным давлением «самоуничижающейся личности». Личность замкнулась на одном виде человеческого поведения, таком, как доминирование. В частности: в отношении власть — подчинение пытается управлять другими с помощью приемов подавления или зависимости или безжалостной враждебности; в отношении достижение самовыражение жадна до достижений, стремится к успеху и не способна расслабляться или самоконцентрировать себя, повторяет себя и не способна отказаться от немедленного удовлетворения для достижения более отдаленных целей. Таким образом, отрицательная Я-концепция может формироваться как под влиянием семьи, так и в результате взаимодействия с педагогами и сверстниками. В процессе становления человека может формироваться конфликтный жизненный стиль. Для определения конфликта необходимо определить кто сталкивается, с какими последствиями. В зависимости от объектов столкновения можно выделить внутренние и внешние группы конфликтов. Внутренние конфликты протекают внутри психики человека. Существуют разные причины внутренних конфликтов. 1. Первым типом конфликтов является столкновение между «Я» и совестью. Под «Я» понимается осознаваемая структура оценочных суждений, убеждений. Это набор образов о себе, о своем ближайшем окружении (одежда, интересы, потребности, стили поведения и т. п.). Люди в разговоре часто обращаются к совести, особенно в конфликтных ситуациях. Под совестью понимаются внутренние нормы, которые оценивают поведение человека и относят к категориям плохо — хорошо. В религиозной литературе утверждается, что нормы внедрены в психику человека Богом. Бог заложил оценки поступков в сознание совершающих эти поступки. В Библии дается наставление людям, что они должны слушать глас Божий и следовать ему. В теории, созданной Э. Бернсом, утверждается, что в психике человека сосуществуют детское, родительское и взрослое Я. Родительское Я — это то, что внедрено родителями, досталось от родителей. Обычно родители внедряют в психику своих детей нормы поведения. В процессе жизни эти внедренные нормы присутствуют в психике людей и как бы голосом родителей оценивают поступки носителя этого Я. Это можно понимать как совесть, о которой так много пишут и говорят люди. 2. Второй тип конфликтов внутри психики выражается в столкновении внутри Я созидающих и разрушающих убеждений, либо противоречивых убеждений. Созидающие убеждения делают человека сильным, уверенным в себе, доставляющим удовлетворение окружающим. Разрушающие убеждения делают человека слабым, разрушают его сому, психику, приводят к деинтеграции Я-концепции. Данная проблема изучается в балансных теориях. 3. Третий тип конфликтов наблюдается между Я и бессознательной сферой личности. Под бессознательной сферой понимаются те суждения, убеждения, которые были погружены в блоки памяти, из которых информация в обычном состоянии не извлекается. Однако она может из бессознательной сферы неосознания Я влиять на поведение людей. В поведении людей встречаются случаи, когда сознательно человек думает поступать определенным образом, а попав в эту ситуацию, поступает по другой программе. Впоследствии человек не может объяснить, почему он поступил таким образом, а не так, как планировал. Подобные столкновения могут носить конфликтный характер. Именно рассогласование сознательных и бессознательных программ поведения в определенных ситуациях может приводить к конфликтным состояниям человека. Может быть конфликтная ситуация, а может быть и конфликтное состояние человека. В школе ученики изучают различные предметы, в которых утверждаются различные убеждения. Насколько предлагаемые в школьном материале убеждения находятся в сбалансированном состоянии? Насколько они не противоречат другу, создавая внутренние конфликты? На эти вопросы должны дать ответ психологические исследования программ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей

Найдено схем по теме Воспитание Я-концепции — 0

Найдено научныех статей по теме Воспитание Я-концепции — 0

Найдено книг по теме Воспитание Я-концепции — 0

Найдено презентаций по теме Воспитание Я-концепции — 0

Найдено рефератов по теме Воспитание Я-концепции — 0