Воспитание экономическое
Экономическое воспитание
это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания обучающихся.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Воспитание экономическое
составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экономическими понятиями и представлениями, навыками и умениями элементарного действия в сферах организации производства, распределения и потребления, развития экономического мышления.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
процесс целенаправленного формирования нравственных и деловых качеств, необходимых для успешной предпринимательской и хозяйственной деятельности, сознательного включения учащихся в социально-экономические отношения и в соответствующую их возможностям практическую деятельность.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Экономическое воспитание
это целенаправленный процесс формирования глубоких экономических знаний и высокого уровня экономической культуры. В содержание экономического воспитания школьников входит ознакомление их с экономическими понятиями, категориями, законами, формирование предприимчивости, деловитости, сознательной дисциплины, потребности эффективно трудиться.
Экономическое воспитание
воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Основные направления экономического воспитания военнослужащих: -создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; -формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; -использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; -создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча; -пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); -обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Источник: Военная педагогика
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания учащихся, в процессе осуществления которой они усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, таких как общественная активность, предприимчивость, хозяйское, бережное, честное отношение к общественному достоянию, ответственность, стремление к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Экономическое воспитание осуществляется на уроках по всем основным предметам, в процессе практической деятельности, в беседах, посвященных обсуждению конкретных проблем экономики. Большое значение в системе экономического воспитания имеют встречи с руководителями предприятий и хозяйств, представителями бригад. Все это способствует профориентации юношей и девушек.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
часть экономической подготовки; целенаправленное, систематическое формирование современного экономического мышления, сознательного включения в социально-экономические отношения и соответствующую практическую деятельность. В процессе В. э. учащиеся приобретают доступное им целостное понятие о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Основная цель В. э. – формирование личности, свободной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирование у учащихся потребности в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоение ими основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развитие предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчетливости и др.; приобретение навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирование психологической готовности к возможным трудностям, которые подстерегают человека в условиях рыночной экономики (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – 528 с.; Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1999. – Т. 2: М–Я. – 670 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). В. В. Ильченко
Источник: Глоссарий современного образования.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
систематическое целенаправленное воздействие общества на личность в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.
Э.в. способствует не только включению учащихся в сферу рационального производства, но и в отношения распределения, обмена, потребления материальных и духовных благ.
Оно учит ставить цели, оценивать пути их достижения, принимать решения, анализировать результаты; формирует жизненные позиции, социальную адаптацию, модели экономического поведения (освоение основных экономических ролей: производителя, потребителя, продавца, покупателя и др.); развивает навыки предпринимательства.
Именно экономическое воспитание формирует особый тип поведения, трудолюбие, навыки рациональной организации любой деятельности, морально-этические качества, способность и готовность трудиться с полной отдачей, особое видение мира с позиций экономического подхода. Необходимо развить рационализм в действиях учащихся, привить им интерес к анализу ситуаций с позиций «издержки-выгоды».
Э.в. осуществляется на основе принципов, вытекающих из закона экономии времени, который теснейшим образом связан со всей системой экономических законов.
Э.в. не мыслится вне коллектива, т.к. формирование экономических потребностей и интересов, бережливости, экономической расчетливости, хозяйственности, деловитости невозможны без включения личности в отношения ответственной зависимости, создаваемые в процессе коллективной деятельности.
Одной из главных задач Э.в. является готовность к экономической деятельности, включающей экономические потребности и интересы; экономическую функциональную грамотность; культуру принятия решений; экономически осознанное отношение к труду, к продуктам труда, к природной среде; ко времени и другим ресурсам; стремление к рационализации, повышению производительности труда и качества работы; умению соизмерять личные потребности с экономическими возможностями их удовлетворения.
Э.в. призвано обеспечить формирование коммуникативных умений, овладение техникой делового общения. Это помогает во взаимоотношениях с партнерами по труду, руководителями различных областей при поиске своего места в системе занятости, при решении многообразных жизненных проблем. При этом учащиеся должны знать происхождение и нравственные основы этикета, отличия делового этикета от светского, правила поведения в официальной обстановке, правила оформления деловых бумаг и ведения телефонных переговоров.
Э.в. направлено и на подготовку лидеров, руководителей. При этом особое значение имеют три фактора: личное желание быть лидером, продвигаться по служебной лестнице; умение работать с людьми; готовность рисковать и брать за это на себя ответственность.
При осуществлении Э.в. учащихся важно осуществлять взаимосвязь личных, коллективных и общественных интересов.
Э.в. предполагает преимущественное использование проблемных деловых игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, материалов периодической печати; встречи ссотрудниками банков, бирж, с преуспевающими бизнесменами, предпринимателями; постановку учащихся в реальные ситуации экономических отношений, формирующих опыт делового взаимодействия, этику и этикет в предпринимательской деятельности; развитие таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, честность, расчетливость, деловитость, хозяйственность, предприимчивость и др.
Основное внимание в Э.в. должно быть сосредоточено на практических, прикладных, прагматических аспектах (пути и показатели эффективности использования средств производства и технологий, повышение производительности и качества труда, рациональное использование всех видов ресурсов, совершенствование принципов распределения заработанных средств и т.д.).
Э.в. теснейшим образом связано с нравственным, правовым, эстетическим, физическим, экологическим, трудовым воспитанием.
В отечественной педагогике сложилась определенная система Э.в. учащейся молодежи:
– Э.в. в процессе общего образования;
– Э.в. в процессе трудового обучения и производительного труда;
– Э.в. во внеклассной и внешкольной работе;
– Э.в. в семье.
Лит.: Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. – М., 1988; Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. № 4; Программа и методические рекомендации средней общеобразовательной школы I–XI классы. – М., 1995; Сасова И.А. Экономическое образование: проблемы и пути решения // Школа. 1995. № 2; Учебные стандарты школ России. Книга I. Экономика. – М., 1998.
И.А. Сасова
Э.в. способствует не только включению учащихся в сферу рационального производства, но и в отношения распределения, обмена, потребления материальных и духовных благ.
Оно учит ставить цели, оценивать пути их достижения, принимать решения, анализировать результаты; формирует жизненные позиции, социальную адаптацию, модели экономического поведения (освоение основных экономических ролей: производителя, потребителя, продавца, покупателя и др.); развивает навыки предпринимательства.
Именно экономическое воспитание формирует особый тип поведения, трудолюбие, навыки рациональной организации любой деятельности, морально-этические качества, способность и готовность трудиться с полной отдачей, особое видение мира с позиций экономического подхода. Необходимо развить рационализм в действиях учащихся, привить им интерес к анализу ситуаций с позиций «издержки-выгоды».
Э.в. осуществляется на основе принципов, вытекающих из закона экономии времени, который теснейшим образом связан со всей системой экономических законов.
Э.в. не мыслится вне коллектива, т.к. формирование экономических потребностей и интересов, бережливости, экономической расчетливости, хозяйственности, деловитости невозможны без включения личности в отношения ответственной зависимости, создаваемые в процессе коллективной деятельности.
Одной из главных задач Э.в. является готовность к экономической деятельности, включающей экономические потребности и интересы; экономическую функциональную грамотность; культуру принятия решений; экономически осознанное отношение к труду, к продуктам труда, к природной среде; ко времени и другим ресурсам; стремление к рационализации, повышению производительности труда и качества работы; умению соизмерять личные потребности с экономическими возможностями их удовлетворения.
Э.в. призвано обеспечить формирование коммуникативных умений, овладение техникой делового общения. Это помогает во взаимоотношениях с партнерами по труду, руководителями различных областей при поиске своего места в системе занятости, при решении многообразных жизненных проблем. При этом учащиеся должны знать происхождение и нравственные основы этикета, отличия делового этикета от светского, правила поведения в официальной обстановке, правила оформления деловых бумаг и ведения телефонных переговоров.
Э.в. направлено и на подготовку лидеров, руководителей. При этом особое значение имеют три фактора: личное желание быть лидером, продвигаться по служебной лестнице; умение работать с людьми; готовность рисковать и брать за это на себя ответственность.
При осуществлении Э.в. учащихся важно осуществлять взаимосвязь личных, коллективных и общественных интересов.
Э.в. предполагает преимущественное использование проблемных деловых игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, материалов периодической печати; встречи ссотрудниками банков, бирж, с преуспевающими бизнесменами, предпринимателями; постановку учащихся в реальные ситуации экономических отношений, формирующих опыт делового взаимодействия, этику и этикет в предпринимательской деятельности; развитие таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, честность, расчетливость, деловитость, хозяйственность, предприимчивость и др.
Основное внимание в Э.в. должно быть сосредоточено на практических, прикладных, прагматических аспектах (пути и показатели эффективности использования средств производства и технологий, повышение производительности и качества труда, рациональное использование всех видов ресурсов, совершенствование принципов распределения заработанных средств и т.д.).
Э.в. теснейшим образом связано с нравственным, правовым, эстетическим, физическим, экологическим, трудовым воспитанием.
В отечественной педагогике сложилась определенная система Э.в. учащейся молодежи:
– Э.в. в процессе общего образования;
– Э.в. в процессе трудового обучения и производительного труда;
– Э.в. во внеклассной и внешкольной работе;
– Э.в. в семье.
Лит.: Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. – М., 1988; Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. № 4; Программа и методические рекомендации средней общеобразовательной школы I–XI классы. – М., 1995; Сасова И.А. Экономическое образование: проблемы и пути решения // Школа. 1995. № 2; Учебные стандарты школ России. Книга I. Экономика. – М., 1998.
И.А. Сасова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.