Воспитание экономическое

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Экономическое воспитание
это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания обучающихся.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Воспитание экономическое
составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экономическими понятиями и представлениями, навыками и умениями элементарного действия в сферах организации производства, распределения и потребления, развития экономического мышления.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
процесс целенаправленного формирования нравственных и деловых качеств, необходимых для успешной предпринимательской и хозяйственной деятельности, сознательного включения учащихся в социально-экономические отношения и в соответствующую их возможностям практическую деятельность.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Экономическое воспитание
это целенаправленный процесс формирования глубоких экономических знаний и высокого уровня экономической культуры. В содержание экономического воспитания школьников входит ознакомление их с экономическими понятиями, категориями, законами, формирование предприимчивости, деловитости, сознательной дисциплины, потребности эффективно трудиться.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Экономическое воспитание
воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Основные направления экономического воспитания военнослужащих: -создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; -формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; -использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; -создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча; -пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); -обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Источник: Военная педагогика

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания учащихся, в процессе осуществления которой они усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, таких как общественная активность, предприимчивость, хозяйское, бережное, честное отношение к общественному достоянию, ответственность, стремление к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Экономическое воспитание осуществляется на уроках по всем основным предметам, в процессе практической деятельности, в беседах, посвященных обсуждению конкретных проблем экономики. Большое значение в системе экономического воспитания имеют встречи с руководителями предприятий и хозяйств, представителями бригад. Все это способствует профориентации юношей и девушек.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
часть экономической подготовки; целенаправленное, систематическое формирование современного экономического мышления, сознательного включения в социально-экономические отношения и соответствующую практическую деятельность. В процессе В. э. учащиеся приобретают доступное им целостное понятие о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Основная цель В. э. – формирование личности, свободной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирование у учащихся потребности в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоение ими основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развитие предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчетливости и др.; приобретение навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирование психологической готовности к возможным трудностям, которые подстерегают человека в условиях рыночной экономики (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – 528 с.; Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1999. – Т. 2: М–Я. – 670 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
систематическое целенаправленное воздействие общества на личность в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.
Э.в. способствует не только включению учащихся в сферу рационального производства, но и в отношения распределения, обмена, потребления материальных и духовных благ.
Оно учит ставить цели, оценивать пути их достижения, принимать решения, анализировать результаты; формирует жизненные позиции, социальную адаптацию, модели экономического поведения (освоение основных экономических ролей: производителя, потребителя, продавца, покупателя и др.); развивает навыки предпринимательства.
Именно экономическое воспитание формирует особый тип поведения, трудолюбие, навыки рациональной организации любой деятельности, морально-этические качества, способность и готовность трудиться с полной отдачей, особое видение мира с позиций экономического подхода. Необходимо развить рационализм в действиях учащихся, привить им интерес к анализу ситуаций с позиций «издержки-выгоды».
Э.в. осуществляется на основе принципов, вытекающих из закона экономии времени, который теснейшим образом связан со всей системой экономических законов.
Э.в. не мыслится вне коллектива, т.к. формирование экономических потребностей и интересов, бережливости, экономической расчетливости, хозяйственности, деловитости невозможны без включения личности в отношения ответственной зависимости, создаваемые в процессе коллективной деятельности.
Одной из главных задач Э.в. является готовность к экономической деятельности, включающей экономические потребности и интересы; экономическую функциональную грамотность; культуру принятия решений; экономически осознанное отношение к труду, к продуктам труда, к природной среде; ко времени и другим ресурсам; стремление к рационализации, повышению производительности труда и качества работы; умению соизмерять личные потребности с экономическими возможностями их удовлетворения.
Э.в. призвано обеспечить формирование коммуникативных умений, овладение техникой делового общения. Это помогает во взаимоотношениях с партнерами по труду, руководителями различных областей при поиске своего места в системе занятости, при решении многообразных жизненных проблем. При этом учащиеся должны знать происхождение и нравственные основы этикета, отличия делового этикета от светского, правила поведения в официальной обстановке, правила оформления деловых бумаг и ведения телефонных переговоров.
Э.в. направлено и на подготовку лидеров, руководителей. При этом особое значение имеют три фактора: личное желание быть лидером, продвигаться по служебной лестнице; умение работать с людьми; готовность рисковать и брать за это на себя ответственность.
При осуществлении Э.в. учащихся важно осуществлять взаимосвязь личных, коллективных и общественных интересов.
Э.в. предполагает преимущественное использование проблемных деловых игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, материалов периодической печати; встречи ссотрудниками банков, бирж, с преуспевающими бизнесменами, предпринимателями; постановку учащихся в реальные ситуации экономических отношений, формирующих опыт делового взаимодействия, этику и этикет в предпринимательской деятельности; развитие таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, честность, расчетливость, деловитость, хозяйственность, предприимчивость и др.
Основное внимание в Э.в. должно быть сосредоточено на практических, прикладных, прагматических аспектах (пути и показатели эффективности использования средств производства и технологий, повышение производительности и качества труда, рациональное использование всех видов ресурсов, совершенствование принципов распределения заработанных средств и т.д.).
Э.в. теснейшим образом связано с нравственным, правовым, эстетическим, физическим, экологическим, трудовым воспитанием.
В отечественной педагогике сложилась определенная система Э.в. учащейся молодежи:
– Э.в. в процессе общего образования;
– Э.в. в процессе трудового обучения и производительного труда;
– Э.в. во внеклассной и внешкольной работе;
– Э.в. в семье.
Лит.: Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. – М., 1988; Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. № 4; Программа и методические рекомендации средней общеобразовательной школы I–XI классы. – М., 1995; Сасова И.А. Экономическое образование: проблемы и пути решения // Школа. 1995. № 2; Учебные стандарты школ России. Книга I. Экономика. – М., 1998.
И.А. Сасова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.38 мб

Воспитание экономически грамотного гражданина

Горбенко Я.В.
В данной статье рассмотрены проблемы экономического воспитания граждан. Проанализированы характерные особенности экономического образования в школах, а также рассмотрены основные задачи, которые необходимо решать.
Читать PDF
142.61 кб

Экономическое воспитание человека начала XXI в

Попова Нина Евгеньевна, Кавардакова Ольга Сергеевна
Обосновывается необходимость экономического воспитания подрастающего поколения, формулируются цели и задачи экономического воспитания, раскрывается взаимосвязь воспитания с экономическим поведением и компетентностью в области экон
Читать PDF
1.24 мб

Экономическое воспитание в дошкольном возрасте

Ханова Татьяна Геннадьевна, Прокофьева Наталья Михайловна
В статье обоснована актуальность экономического воспитания дошкольников как важной составляющей целостного развития личности в условиях современного социума.
Читать PDF
64.14 кб

Идеи экономического воспитания в казахской народной педагогике

Избасханова Алма Амирбековна
Читать PDF
207.82 кб

Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы

Главатских Константин Владимирович
Рассмотрены проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, проанализированы три общие ступени экономического образования в образовательном процессе, подвергнуты рассмотрению основные подходы преподавания и выявлен наиболее
Читать PDF
253.04 кб

Проблема соотношения экономического и нравственного в воспитании детей

Голубева Е. В.
Читать PDF
281.60 кб

О характеристиках экономического воспитания младших школьников в семье

Голубева Е. В.
Читать PDF
108.46 кб

Игровая деятельность в семье как средство экономического воспитания детей

Москалева Нина Николаевна
В статье рассматривается процесс экономического воспитания как игровой семейной деятельности. Игра анализируется не как отдельное средство воспитания, а как деятельность в целом, принимающая форму игры.
Читать PDF
523.37 кб

Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста

Карпова Светлана Ивановна, Иванова Виктория Сергеевна
Статья посвящена вопросам экономического воспитания и образования дошкольников: рассматриваются его цели, задачи, необходимость и значение в современных условиях жизни общества, роль семьи, анализируются зарубежные и отечественные
Читать PDF
955.91 кб

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение

Дудник Наталия Аркадиевна
В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста. В статье раскрыты теоретические аспекты сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства.
Читать PDF
125.86 кб

Гражданское воспитание молодёжи в современных социально-экономических условиях

Верченко Татьяна Александровна
Рассматривается проблема формирования гражданственности и патриотизма у молодёжи в современных социально-экономических условиях
Читать PDF
2.61 мб

Формирование экономических компетенций в процессе трудового воспитания молодежи

Малахова Екатерина Валерьевна, Степанов Евгений Александрович
В статье изложена позиция авторов относительно процесса формирования экономических компетенций учащихся с точки зрения деятельностного подхода, возможности влияния трудового воспитания посредством заданных общественных функций на
Читать PDF
406.64 кб

Значение трудовых традиций народа Казахстана в экономическом воспитании учащихся

Досбенбетова Анара Шаймахановна, Жаппаров Амангельды, Жаппарова Гульмира Амангельдиевна
В статье рассматривается значение трудовых традиций народа Казахстана в формировании экономического мышления учащихся.
Читать PDF
531.78 кб

Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе

Шевырева Татьяна Павловна
Настоящая статья посвящена вопросам нравственно-экономического воспитания младших школьников.
Читать PDF
357.72 кб

Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ

Гумерова Лилия Салаватовна
В статье выявлены и обоснованы педагогические условия и особенности моделирования процесса формирования экономической культуры у дошкольников и предложена авторская модель Предложенная модель отвечает всем требованиям модельного и