ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Школы воскресные
общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников. В настоящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.

Источник: Педагогический словарь

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
(профессиональные и ремесленные) – низший тип профессионально- технического образования в России со второй половины 80-х гг. XIX в. Давали образование за курс начальной школы и элементарные технические знания. Выбор специальных предметов в подобных школах зависел от состава учащихся и их возраста, местных условий и рода производств, для удовлетворения потребностей которых они предназначались. В основном школы посещали работающие подростки и молодежь, но нередко и взрослые рабочие.
Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ВОСКРЕСНЫЕ школы
учебные заведения для взрослых и работающих детей. В первой половине ХІХ в. отдельные предприниматели устраивали общеобразовательные воскресные школы для несовершеннолетних рабочих и детей рабочих в Москве. К началу 1862 года в 178 городах России действовала 331 воскресная школа (в том числе в Петербурге – 61). Обучение в воскресной школе было бесплатным, труд учителей – добровольным и безвозмездным. В 1860 году воскресные школы получили официальный статус и были приравнены к начальным школам. Преподавание в них ограничивалось элементарной грамотой (чтение, письмо, счёт). В 1900 году в 175 городах действовало 286 воскресных школ. В 1920-е гг. воскресные школы были закрыты

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Воскресные школы
учебные заведения для взрослых и для работающих подростков, форма организации индивидуального образования. Подразделяются на: конфессиональные – для религиозно-нравственного воспитания (у христиан – воскресные, у мусульман – пятничные, у иудеев – субботние) и общеобразовательные. В России православные воскресные школы существовали с 1-й половины 18 в., с середины 19 в. – главным образом в форме воскресных чтений. В на чале 90-х гг. 20 в. на этих принципах работали некоторые начальные конфессиональные учебные заведения. Общеобразовательные воскресные школы устраивали в 1-й половине 19 в. в Москве отдельные предприниматели: при Трёхгорной мануфактуре Прохоровых (1816), при суконной фабрике Новикова (1843) и др. В 1858 г. открылись воскресные школы в Полтаве, в 1859 – в Петербурге и Киеве. К началу 60-х гг. 19 в. в более чем 170 городах России действовали 330 воскресных школ. Учебный процесс строился в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. В 1860 году воскресные школы получили официальный статус и были приравнены к начальным школам. Единые программы предусматривали обучение грамоте, уроки Закона Божьего.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
учебные заведения для взрослых и для работающих подростков; форма организации индивидуального образования. Подразделяются на: конфессиональные - для религиозно-нравственного воспитания (у христиан - воскресные, у мусульман -пятничные, у иудеев - субботние) и общеобразовательные. В России православные В.ш. существовали с 1-й половины 18 в.; с середины 19 в. - гл.о. в форме воскресных чтений. В начале 90-х гг. 20 в. на этих принципах работали некоторые начальные конфессиональные учебные заведения. Общеобразовательные В.ш. устраивали в 1-й половине 19 в. в Москве отдельные предприниматели: при Трехгорной мануфактуре Прохоровых (1816); при суконной фабрике Новикова (1843) и др. В 1858 открылась В.ш. в Полтаве, в 1859 - в Петербурге и Киеве. К началу 60-х гг. 19 в. в более чем 170 городах России действовали св. 330 В.ш. Учебный процесс строился в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. В 1860 В.ш. получили официальный статус и были приравнены к начальным школам. Единые программы предусматривали обучение грамоте, уроки Закона Божьего. Обнаружение революционной пропаганды в двух петербургских В.ш. послужило поводом к повсеместному временному закрытию школ (1862). Вновь открыты в 1864. Деятельность В.ш. поставлена под контроль администрации учебных округов и приходских священников. Со 2-й половины 80-х гг. 19 в. создавались также низшие профессиональные и ремесленные В.ш., которые давали образование за курс начальной школы и элементарные технические знания. Выбор специальных предметов в этих школах определялся потребностями местных производств. В 1900 в 175 городах действовало 286 В.ш.; ок. 1 тыс. В.ш. и близких к ним по типу школ и курсов для взрослых создано в сельской местности. Среди общеобразовательных наиболее известны Харьковская В.ш. Х.Д. Алчевской, Тифлисская женская В.ш. О.В. Кайдановой. К 1905 в России, по официальным данным, было 782 В.ш. с 40 тыс. учащихся (50% женщин) и 2,6 тыс. учителей (60% - женщины). Некоторые школы проводили занятия и в будни по вечерам. После Октябрьской революции В.ш. закрыты, их заменили ликпункты, школы грамоты и др. Просветительские традиции В.ш. продолжили вечерние школы рабочей молодежи. (28)761.1

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
уч. заведения для взрослых и работающих детей; исторически наиб. ранняя форма внешкольного образования. Подразделяются на 2 осн. типа: конфессиональные школы разл. вероисповеданий для религ.-нравств. воспитания (у христиан — воскресные, у мусульман — пятничные, у иудеев — субботние) и обшеобразоват. в. ФШ. В. ш. возникли как конфессиональные в сер. 16 в. (первая при Миланском соборе) в форме воскресных бесед. В 17 — 18 вв. они широко распространились в Европе и Сев. Америке. Потребность в грамотных рабочих, связанная с развитием капитализма, повлекла за собой введение в конфессиональных В. ш. занятий по общеобразоват. предметам, с одной стороны, и создание светских В. ш. — с другой (первая такая В. ш. — в Базеле в 1756). В 19 в. общеобразоват. В. ш. сыграли Значит. роль в развитии нар. образования в Великобритании, Франции, Германии и др. зап.-европ. странах.
Создавались также многочисл. школы и курсы проф. подготовки, действовавшие в нерабочее время. С организацией гос. шк. систем и введением всеобщего обя-зат. обучения образоват. В. ш. к нач. 20 в. почти повсеместно прекратили свое существование. Конфессиональные В. ш. существуют во мн. совр. странах.
В России В. ш. конфессионального типа эпизодически возникали с 1-й пол. 18 в. при мн. церк. приходах. Длит. время существовали лишь лютеранские В. ш. в Эстляндии (Валга, Пайде, Раквере). В 1-й пол. 19 в. отд. предприниматели устраивали общеобразоват. В. ш. для несовершеннолетних рабочих и детей рабочих в Москве (при Трехгорной мануфактуре Прохоровых, 1816; при суконной фабрике Новикова, 1843), в с. Иваново (при фабрике Бабурина, 1847), в Конотопском уезде Черниговской губ. (при механич. заводе Кандыбы, 1843) и др. Подъем демокр. движения накануне отмены крепостного права вызвал почти повсеместное появление В. ш. В 1858 открылась В. ш. в Полтаве, в 1859 — в Петербурге и Киеве. Инициаторами создания В. ш. были учителя, офицеры, студенты, лицеисты. Движение за открытие В. ш. поддерживал Н. И. Пирогов, выдающуюся роль в их создании сыграл проф. П. В. Павлов. К нач. 1862 в 178 городах России действовала 331 В. ш. (в т. ч. в Петербурге — 61). Обучение в В. ш. было бесплатным, труд учителей — добровольным и безвозмездным, в печати регулярно освещалось положение дел в В. ш. Широко применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т. д.), использовались лучшие учебники — «Азбука» В. А. Золотова, «Букварь южнорусский» Т. Г. Шевченко и др. В 1860 В. ш. были узаконены, но приравнены к нач. школам; преподавание в них ограничивалось элементарной грамотой (чтение, письмо, счет), история и география исключались. В 1861 за В. ш. установлен «строгий надзор», для наблюдения за ними назначены священники. Обнаружение рев. пропаганды в двух петерб. В. ш. послужило поводом к повсеместному закрытию В. ш. (июнь 1862).
В 1870 официально открылась харьковская В. ш. (с 1862 работала на дому) X. Д. Алчевской, просуществовавшая св. 50 лет. Она послужила образцом для всех открывшихся затем В. ш.; в ней была создана методика обучения грамоте взрослых. Отд. В. ш. возникали в городах и селах в 70—80-х гг., но только с кон. 80-х гг. снова началось широкое обществ. движение за открытие В. ш. Ко времени Революции 1905—07 в России, по офиц. сведениям, было 782 В. ш. с 40 тыс. уч-ся (50% женщин) и 2,6 тыс. учителей (60% женщин). Кроме того, имелось 549 воскресных и вечерних курсов для рабочих.
Уже в 1860-х гг. нек-рые В. ш. проводили занятия и в будни по вечерам. С 1890-х гг. создавались воскресно-вечер-ние и вечерние школы. Большую известность получили В. ш. для рабочих за Невской заставой в Петербурге, открытые H. A. Варгу ниным. Среди них выделялась Смоленская школа, в к-рой обучалось до 600 чел. В числе преподавателей были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, П. Ф. Куделли, А. М. Калмыкова и др.
В 20-е гг. В. ш. были заменены лик-пунктами, школами грамоты и др. видами школ для взрослых (см. в ст. Ликвидация неграмотности), ставших частью единой гос. системы образования. См. также Вечерние школы, Образование взрослых.
Лит.: Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900; Вахтеров В. П., Сел. воскресные школы и повторительные классы, Миз962; Вольфсон Д., Сиб. воскресные школы, Томск, 1903; Л с м к с М., Дело воскресников, в его кн.: Очерки освободит. движения «шестидесятых годов», СПБ; Общее дело. Сб. статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения, под ред. В. С. Костроминой, в. l. M.; в. 2—4, М., 1902—12; М и — жуев П., Вечерние доп. школы и курсы в Англии, СПБ, 1908; Опыт программ по всем предметам обучения в воскресной школе, М., 1909; Чарнолуский В., Настольная книга по нар. образованию, т. 4, СПБ, 1911; Жураковский Г. Е., К вопросу о возникновении первых воскресных школ в Киеве, СП, 1944, № 10; Д p о и о в И. Т., Воскресные школы — очаги культуры и просвещения — СП, 1971, №6; Д и с n p о в Э. Д., Сов. лит-ра Библиография, указатель, М., 1979.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
242.43 кб

Воскресные школы в России в 50-60-е годы XIX века

Дейч Борис Аркадьевич
В статье представлен анализ причин возникновения и развития деятельности воскресных школ в России как одной из основных форм внешкольного образования во второй половине ХІХ века.
Читать PDF
211.42 кб

Духовно-нравственное воспитание в формате воскресной школы

Архипова Лилия Владимировна
Читать PDF
823.31 кб

Становление и развитие института воскресной школы в России

Степанова Мария Владимировна
Статья раскрывает сущность понятия«воскресная школа», в ней предлагается исторический обзор, повествующий о возникновении, становлении и развитии в России воскресных школ, их влияние на образование и воспитание различных кругов об
Читать PDF
284.03 кб

Воспитательные возможности православных традиций воскресной школы

Марченко Любовь Андреевна
Раскрыта сущность понятия традиция. Кратко рассмотрен опыт дореволюционных и современных православных воскресных школ.
Читать PDF
78.89 кб

Структура педагогического потенциала православной воскресной школы

Марченко Любовь Андреевна
В статье дано определение воскресной школы, ее педагогического потенциала, проанализирована его структура. Обобщения сделаны на основе исследования работы воскресных школ Вологодской епархии.
Читать PDF
82.52 кб

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития

Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период.
Читать PDF
238.14 кб

Воскресные и вечерние школы, курсы, классы черчения и рисования в России на рубеже XIX-XX вв.

Шабанов Н. К., Степанов М. С.
В статье рассматриваются вопросы художественно-педагогического и художественно-промышленного образования в России на рубеже XIX-XX вв. Отмечается роль в данном процессе художественных школ, курсов, классов черчения и рисования.
Читать PDF
90.53 кб

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение)

Агеева Антонина Владимировна
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в XIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период.
Читать PDF
2.19 мб

Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся

Артемьева Г. Н.
Одной из актуальных проблем, связанных с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Читать PDF
172.64 кб

Технологии довузовской подготовки школьников к профессии журналиста в условиях Воскресной школы

Попова Мария Федоровна
На разных направлениях медиаобразования массовом (общедоступном) и профессиональном, на всех возможных уровнях дошкольном, школьном, вузовском, послевузовском востребуются как общие, обязательные для всех форм, так и адаптированны
Читать PDF
268.40 кб

«Личная тетрадь» как средство индивидуального сопровождения воспитанника детской воскресной школы

Русакова Елена Рудольфовна
В статье рассматривается один из способов взаимодействия между педагогом и ребенком. Интерес вызывает процесс сопровождения детей в условиях детской воскресной школы.
Читать PDF
260.78 кб

История воскресной школы храма архангела Михаила и Всех Святых на Старо-Северном кладбище города Омс

Елена Рудольфовна
В статье рассматривается история воскресной школы храма Архангела Михаила и Всех Святых на Старо-Северном кладбище. Автор анализирует формы педагогической работы, методы и способы внеурочной деятельности.
Читать PDF
387.93 кб

Взаимодействие национальной воскресной школы и семьи как фактор формирования ценностного отношения о

Пашина Любовь Николаевна, Иванова Екатерина Константиновна
В статье анализируется влияние организуемых в национальных воскресных школах Республики Башкортостан мероприятий на изучение родословной, семейных традиций. Описывается педагогический опыт Чувашской воскресной школы им. П. М.