ВОРОВСТВО детское

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОРОВСТВО детское
До 5 лет у детей еще не сформировано представление о собственности, и в этом возрасте присвоение ими чужого не является собственно В. Маленькому ребенку трудно справиться с желанием взять привлекательный для него предмет. Поведение малыша импульсивно, он не понимает, что наносит кому-то вред. В 5-6 лет большинство детей уже знает, что взять чужое можно только с разрешения хозяина. Мотивы тайного присвоения чужой вещи различны. Ребенок выясняет для себя силу той внутренней инстанции (совести), которая отличает приемлемое поведение от неприемлемого. Осознание того, что В. наносит материальный и эмоциональный ущерб другому человеку, складывается к 8-9 годам. Как правило, дети, ворующие деньги, сладости, вещи, счастливыми себя не чувствуют. Они замкнуты, самооценка их низка. Ворующие дети не понимают нравственного содержания нормы "нельзя брать чужое". Они неверно обосновывают запрет на В.: "Накажут", "Тот, у кого я украду, украдет у меня" и пр. Родители ворующих детей часто декларируют недопустимость В., могут строго наказать ребенка, но в глубине души считают (и часто говорят об этом дома), что "честный человек не выживает". Для того чтобы ребенок не воровал, необходимо создать в семье условия для эмоционального благополучия, формировать нравственные этические позиции ребенка.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОРОВСТВО детское
О девочке 8–10 лет 1943–1945 гг.: «…А зимой мы стащили целый бак самодельного мороженого. Его продавала тетка Поля, грубая, толстая… Знакомство с ребятами было и опасным, и романтичным. Многому меня научило. И хорошему, и плохому. Я знала, что “ракло” лучше, чем “сявка”. “Сявка” – это опустившийся, безвольный человек, ничто. А “ракло”– это вор действующий, соображающий. Я научилась воровать. Для этого пользовалась всё тем же способом “отвлечения”. Рассматриваю себе на прилавке штучный товар. Прямо перед носом у торговки... Перегнувшись через стол, перебираю правой рукой товар, стоя на цыпочках. Товар ругаю или хвалю, а левой рукой незаметно первое попавшееся тихо опускаю вниз под прилавок. Смотришь, яблоко или помидор есть. На базаре дорого стоили кремни для зажигалок. За один камешек можно было купить гору леденцов. Подойду к прилавку, послюнявлю указательный палец и как бы случайно уроню его на разложенные камешки... “Нет, моему папе эти слишком большие”.– И отхожу. А на палец два-три камешка и прилипло. Осенью мама возвратилась после менки. За “то” мыло она привезла мешок фасоли. “Сейчас куплю луку... сварю фасолевый суп... соль у нас еще есть”,– сама себе приговаривала мама, перебирая у торговок лук. “Мам! Пойдем со мной...” Мы отошли... Мама смотрела на меня с тревогой: мол, что случилось, с чего это вдруг “пойдем”? Я ей протянула большую головку синего луку. – Боже мой, какой ужас! Где ты его взяла? “А ты его дольше всех в руке держала... А пока ты с теткой говорила...” Мама хрясть по щеке. Я даже не успела договорить. Она быстро пошла вперед. “Какой ужас! Если бы Марк это узнал! Он же никогда и крошки чужой не возьмет. Откуда это у тебя?” Откуда, откуда... Сама уйдет на свою менку – и жди ее. Что оставит, съедается быстро, а потом что? Да что я, одна? Все дети так. Все! Ничего больше не буду ей рассказывать… Дома мама отошла. Она нудным тоном вычитывала мне, какой должна быть девочка, как некрасиво я поступила… А потом взяла с меня слово, чтобы “это” было в первый и последний раз. Я дала честное слово. Но это было только начало. Я воровала до двенадцати лет. В школе – ручки, перья, тетради. В гостях – сахар, конфеты, печенье. Все копила на “чёрный” день. В укромном месте я прятала свои запасы. Старые съедала, а новыми пополняла. А потом в одно прекрасное утро все кончилось. Желание воровать исчезло навсегда. Даже как-то скучно стало…» (Гурченко, [1980] 1987, 57–59).
См. также: Красть яблоки из сада..

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено схем по теме — 1

Найдено книг по теме — 1