ВОЛЯ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Воля
способность человека добиваться поставленных перед собой целей; упорство, настойчивость.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ВОЛЯ
способность человека регулировать психические процессы и свою деятельность, связанную с ними [80, c. 80].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ВОЛЯ
способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Воля
сознательная саморегуляция поведения, связанная с постановкой и принятием целей, а также с преодолением внешних и внутренних препятствий на пути их реализации.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Воля
свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ВОЛЯ
свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками; проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Воля
свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять, регулировать свою деятельность и поведение. Проявляется в умении преодолевать трудности, препятствия, возникающие при совершении целенаправленных действий и поступков.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ВОЛЯ
способность человека управлять собой (власть над своими стремлениями, чувствами, страстями), сознательно регулировать свое поведение и деятельность вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Основные волевые качества человека: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, смелость и мужество.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОЛЯ
способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В пед. процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т. к. без сформированности волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Источник: Педагогический словарь

ВОЛЯ
Сознательная регуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Создание человеком дополнительного побуждения к внешним и внутренним действиям, обладающим недостаточными мотивами. Изучение иностранных языков связано с напряженным умственным трудом. Воспитание силы воли у учащихся – забота не только учителя, но и самих учащихся, которые должны быть активными участниками учебного процесса.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Воля
сознательная саморегуляция поведения и деятельности человека, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации его ресурсов на достижение целей вопреки внешним и внутренним препятствиям; способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции. «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» (И.М.Сеченов). Волевая регуляция поведения связана с формированием высших психических функций — произвольного внимания, памяти, продуктивного мышления, творческого воображения. Высоконравственная личность имеет, как правило, твердую В., но не всякий волевой человек нравствен.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВОЛЯ
способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию психических и физических возможностей в ситуации преодоления человеком препятствий при достижении поставленных целей. Воля тесно связана с характером человека. Характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных, а темперамент – эмоциональных. Вместе с тем, многие экстремальные проявления воли, проявляемые, например харизматическими личностями, не получают объяснения в научной психологии.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ВОЛЯ
способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Непроизвольное поведение основывается на привычках и регулируется ситуацией, в то время как волевое поведение может осуществляться и вопреки привычке, вопреки импульсивному побуждению, и поэтому оно связано с усилием. Способность к волевому поведению у ребенка вначале вырабатывается в процессе выполнения требований и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять собственные требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы. Навыки волевого поведения могут развиваться только при известной самостоятельности ребенка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы ее достижения. Установлено, что в условиях чрезмерной заботы и мелочного контроля за ребенком он утрачивает самостоятельность и его В. остается в зачаточном состоянии. Уважительное отношение к ребенку, доверие к его возможностям способствуют развитию самостоятельности и волевых черт характера.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Воля
деятельностная основа разума и чувств. Она проявляется в действиях, направленных на достижение определенной цели и преодоление внешних и внутренних трудностей, стоящих на пути к ней. Воля нужна человеку для выживания, для совершения своего пути в этом мире, чтоб не быть в полной зависимости от обстоятельств, а занимать активную жизненную позицию. Воля, по христиански, это самая сильная душевная сила, она нужна человеку, чтобы хотеть и делать добро, отвращать зло. Закон свободы воли – один из великих Божественных законов, позволяющий человеку выбирать между добром и злом, тьмой и светом, созиданием и разрушением. Воля – это свобода выбора, «простор в поступках», независимость. В русской народной культуре это тоже одно из важных понятий, связанных с выбором судьбы – дома, брачного выбора. Это и свободная девичья жизнь у родителей до брака, и жизнь юноши до семейных забот. Вместе с тем, личная воля здесь часто оценивалась негативно («своя воля – страшнее неволи», «длиннее воля – хуже доля»). Разбойников на Руси звали людьми «длинной воли». Воля проявляется как комплекс волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, инициативности, самостоятельности, выдержки и др. Волевые качества личности в человеке воспитываются. Важно отличать от волевых качеств упрямство, своенравие, своеволие, капризы. Ребенка следует воспитывать волевым, но в послушании воле родителей, учителя (в пределах его компетенции и долга). Различают волю сильную и слабую.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОЛЯ
сложное, многосоставное качество человека как субъекта (инициатора и «носителя») деятельности (включая учебно-производственную и профессионально- трудовую), обнаруживающееся в способности преодолевать трудности (внутренние и внешние) при достижении цели.
Внутренними трудностями, мешающими активной, продуктивной деятельности могут быть, например, усталость, отсутствие непосредственной заинтересованности, а также необходимой подготовленности (осведомленности, знаний, умений), посторонние отвлекающие побуждения и т.п. Внешние трудности могут относиться к любым составляющим окружающей среды – это и неблагоприятные, тяжелые, опасные условия труда, и противодействие других людей, и нехватка источников необходимой информации (о структуре среды см. Регуляция).
В. обнаруживается и формируется в преднамеренных действиях (например, уже в детских играх по правилам, но наиболее интенсивно она формируется в учении и труде, представляющих собой виды активности по обязательному заданию). Волевые действия проявляются не только в видимой активности человека, но и в сдерживании им себя от какой-либо нецелесообразной активности. В., в частности, проявляется и формируется в ситуациях рационального и обоснованного выбора наиболее важных, с производственной точки зрения, побуждений и целей, когда у человека одновременно актуализируются разнонаправленные побуждения («и хочется и колется», «не очень хочется, но нужно по технологии» и т.п.). Существенное значение в волевой регуляции поведения, деятельности (включая и саморегуляцию, самоконтроль) имеет речевое развитие человека, сформированность внутренней речи, так называемого внутреннего диалога. Важной составляющей В. как характеристики человека является его умение и способность совершать волевое усилие (в частности, в форме внутреннего речевого самоприказа, самоувещевания, самопобуждения, самопредостережения). Волевое усилие сопровождается особым (знакомым каждому по жизненному опыту) переживанием внутреннего напряжения.
Лит.: Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991; Иванников В.А., Эйдман Е.В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. 1986. № 5; Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом. – М., 1980.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Воля
1) способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Такого рода препятствия возникают в случаях, когда человек вынужден действовать под влиянием двух противоположно направленных тенденций, одна из которых обусловлена непосредственным побуждением, а другая – значимой для человека, но непосредственно не побуждающей целью. Иначе говоря, В. заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления; 2) способность человека к самодетерминации и саморегуляции своей деятельности. В. проявляется в ситуациях преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Первоначально понятие В. использовалось для объяснения побуждений к действиям, к-рые осуществляются по собственным решениям человека, но не отвечают его желаниям. Позже понятие В. стало применяться для обозначения возможности свободного выбора в ситуации конфликта желаний («свобода воли»). Современный взгляд на В. характеризуется рассмотрением ее как сложного волевого действия, интегрирующегося в целостную деятельность, регулируемую В. Такое понимание В. весьма полезно для практической работы акмеолога с реципиентом. Многообразие ситуаций, в к-рых оказывается реципиент в процессе акмеологического проектирования требует его волевого усилия (преодоление сомнений, устремление действий в будущее, устранение конфликтов мотивов, конфликтов желаний и социальных установок или собственных возможностей и т.п.). Волевая регуляция организует активность реципиента и характеризует его как индивидуальность. Одним из механизмов волевой регуляции является изменение установок сознания, смыслов действий, поведения, жизнедеятельности в целом. Волевая регуляция позволяет сделать акмеологическое проектирование деятельностью, регулируемой по ходу ее выполнения, т.е. по процессу. В. при этом выступает в качестве механизма активного сличения того «что есть» с тем, «что должно быть». Развитие В. наиболее эффективно в деятельности (учеба, спорт, труд, проектирование). В акмеологическом проектировании выделяются следующие стадии развития В.: а) целеполагание, намерение, мотивация; б) обдумывание, взвешивание, рефлексия; в) принятие решения (вхождение в проектирование); г) подтверждение, признание, вера в успех; д) планирование организации действий и мероприятий по проекту.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ВОЛЯ
одна из четырех сфер личности – одна из форм активного отражения человеком действительности, связанная с воздействием людей на окружающий мир, с их практикой; выражается в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением препятствий: внешних (со стороны природы или других людей) и внутренних (противоречащие данной цели желания и стремления самого человека). Волевого человека характеризует способность сознательно управлять своим поведением, ставить перед собой ясно осознанные цели и планомерно и последовательно осуществлять их, пре одолевая препятствия, возникающие на этом пути. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся условиям. Волевому человеку свойственно и умение воздерживаться от того или иного действия, тормозить соответствующие ему побуждения, дурные привычки и т. д. Волевые действия всегда причинно обусловлены внешними объективными воздействиями, в частности условиями и образом жизни и деятельности человека. Эти внешние воздействия часто бывают очень отдаленными и косвенными и вследствие этого далеко не всегда осознаются человеком, что и создает иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий и поступков, независимости поведения человека от внешних воздействий. Направленность воли (характер целей, которые ставит перед собой человек, и особенно степень их общественной значимости) определяется мировоззрением человека, его убеждениями и идеалами, формирующимися в зависимости от конкретных условий, в которых он живет и действует. Волевое действие начинается с постановки и ясного осознания его цели. Между осознанием цели и фактическим действием обычно существует стадия «мысленного действия», когда человек обдумывает средства достижения цели. Планирование предстоящего действия, в особенности планирование преодоления трудностей, является основным содержанием этой стадии. Нередки случаи, когда у человека при выборе цели действия сталкиваются несколько различных и даже противоречащих друг другу желаний. В этом случае фактическому действию предшествует их мысленное обсуждение, сопоставление и сравнение целей и направления действия (борьба мотивов). У слабовольного человека борьба мотивов может принять затяжной характер, приводит к длительным и мучительным колебаниям и сомнениям. С другой стороны, слабовольный человек нередко действует по ближайшему мотиву, без какоголибо обдумывания различных возможностей. Важное значение приобретает борьба мотивов в тех случаях, когда сталкиваются мотивы общественного порядка (чувство долга, сознание общественной необходимости) и противоречащие им личные желания. Воля проявляется в умении заставить себя действовать в соответствии с мотивами общественного порядка, побороть противоречащие им чисто личные желания и стремления. У людей со стойким мировоззрением, твердыми жизненными принципами, с хорошо развитыми моральными устоями подобная борьба мотивов зачастую отсутствует. Для таких людей сознание общественной необходимости действия, чувство долга – это мотивы, исключающие возможность поступить в противоречии с ними, хотя принятие соответствующего решения и его выполнение иногда может требовать большого волевого напряжения. Стадия мысленного действия заканчивается принятием решения и плана его осуществления, после чего человек переходит к основному звену волевого действия – исполнению решения. Процесс исполнения решения нередко бывает связан с преодолением трудностей. Воля человека характеризуется различными качествами. К основным волевым качествам относятся целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность, смелость и мужество. Отсюда ясно, что воля играет важнейшую роль в структуре характера, являясь в известном смысле слова, его «хребтом». Литература: [36, 47].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ВОЛЯ
способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внеш. и внутр. препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.
Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием — особым состоянием нервно-психич. напряжения, мобилизующим физич., интеллектуальные и моральные силы человека.
Волевые действия определяются внеш. объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдаленными и косвенными и вследствие этого не всегда осознаются, что иногда создает иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий и поступков. На этом и основано идеали-стич. толкование В. как некоего духовного начала, обусловливающего полную свободу, произвольность поведения человека. Свобода В. заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов обществ. развития, а в основанной на познании этих законов возможности пользоваться ими для определенных целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внеш. обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки.
Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот же поступок в зависимости от этого может иметь разл. нравств. характеристику.
Волевое действие начинается с постановки и ясного осознания его цели. Далее обычно следует стадия «мысленного действия», когда человек обдумывает средства достижения цели. Планирование предстоящего действия, в особенности планирование преодоления трудностей, является осн. содержанием этой стадии. Нередки случаи, когда у человека при выборе цели действия сталкиваются неск. различных или даже противоречащих друг другу желаний и побуждений. В этом случае фактич. действию предшествует их мысленное обсуждение, сопоставление и сравнение целей и направления действия (борьба мотивов). У слабовольного человека борьба мотивов может принять затяжной характер, приводит к длит. колебаниям и сомнениям. С др. стороны, слабовольный человек нередко действует без к.-л. обдумывания разл. возможностей.
Стадия «мысленного действия» заканчивается принятием решения и плана его осуществления, после чего человек переходит к осн. звену волевого действия — исполнению решения. Процесс исполнения решений обычно бывает связан с преодолением трудностей.
В. человека характеризуется разл. качествами: целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. В. играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».
Развитие В. и пути ее воспитания. Формирование В. начинается с раннего детства. В первые годы жизни ребенка (до 3 лет) развитие В. связано с постепенным овладением произвольными движениями и элементарными самостоят. действиями с предметами (в процессе еды, одевания и раздевания, умывания, игры), что составляет предпосылку волевых действий. Примерно с 3 лет у ребенка проявляется стремление к более сложным самостоят. действиям, он овладевает умением ставить перед собой цели (сначала лишь самые близкие), достижение к-рых связано с преодолением известных трудностей. С этого возраста постепенно вырабатывается умение подчинять свои действия не только привлекат. целям и непосредств. желаниям, но и необходимости (убирать на место игрушки и т. п.), т.е. в известных пределах ограничивать самого себя. Примерно к 6 годам дети становятся уже в определенной степени способными к «тормозному контролю» над своим поведением. Важнейшее значение имеют требования к ребенку и побуждения его к соответств. действиям со стороны взрослых. Труд выступает действенным средством воспитания В. В дошк. возрасте у ребенка должны быть элементарные обязанности, в частности по самообслуживанию. Важная роль в развитии В. дошкольников принадлежит играм, особенно коллективным сюжетным играм с правилами. Строгое выполнение правил игры и принятых на себя ролей и обязанностей, подчинение логике игры приучают ребенка организовывать свое поведение, ограничивать желания, действовать в общих интересах, доводить начатое дело до конца.
С поступлением в школу начинается новый этап в развитии В. ребенка. В школе ребенок сталкивается с рядом правил и серьезных обязанностей, перед ним возникает необходимость подчинять свою деятельность требованиям школы, учителя. Строгий распорядок жизни приучает его активно и разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности, нередко подчиняя им личные желания и потребности. Успех работы школы по формированию В. у учащихся зависит от организации, методов и приемов уч.-воспитат. работы: четкая организация уч. и трудовых занятий, разумная требовательность к учащимся, повседневный контроль за их деятельностью и выполнением правил поведения.
Заметное развитие В. наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит Значит. рост сознат. отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ. порядка (чувство долга, ответственности). К самостоятельности подростка предъявляются более высокие требования, ослабляется непосредств. опека вад ним, что ставит его перед необходимостью целесообразно организовывать свое поведение. Однако при слабой постановке воспитат. работы активность подростка нередко принимает отрицат. формы (упрямство, лихачество, импульсивность).
В юношеском возрасте в связи с активным формированием мировоззрения мотивы обществ. порядка (при правильном воспитании) постепенно начинают играть ведущую роль.
Воспитание В. ребенка и в школе, и в семье осуществляется через организацию его волевого поведения. Только в процессе организованной деятельности он приобретает опыт преодоления трудностей. Необходимо, чтобы игры, учебная и особенно трудовая деятельность детей включали в себя элементы волевого усилия, направленного на достижение поставленных целей, имеющих не только личное, но и определенное обществ. значение. Разумеется, в самом раннем возрасте (2—3 года) ребенок еще не способен ясно отдать себе отчет в обществ. значении тех или иных действий или поступков. Путь воспитания В. в этом возрасте идет гл. обр. через непосредств. организацию взрослыми поведения ребенка, через выработку правильного режима жизни, правильных привычек. Общественный же смысл поведения становится доступным пониманию ребенка уже в более старшем возрасте.
Чтобы воспитать у ребенка смелость, решительность, настойчивость, следует систематически ставить его в такие условия и естеств. жизненные ситуации, в к-рых он мог и должен был бы проявить эти качества. Иначе говоря, необходимо организовать своего рода упражнения волевого усилия, «гимнастику поведения» (А. С. Макаренко). Тепличное воспитание., vc-ttja. H. RKiuie. e все трудности с жизненного пути ребенка, приводит к развитию слабоволия, неумения противостоять трудностям и добиваться поставленной цели. Вместе с тем цели, к-рые ставятся перед ребенком или к-рые он сам перед собой ставит, не должны превышать его возможностей. В противном случае у него может сформироваться неуверенность в собств. силах, привычка не доводить начатое дело до конца.
Всячески побуждая детей к осуществлению волевых действий, воспитатель должен помочь им ясно осознать последствия выполнения или невыполнения поставленных задач. Вместе с тем, поощряя успешный результат, он добивается того, чтобы у детей появилось радостное гордое чувство удовлетворения — мощное «подкрепление» совершенного действия, стимул к выполнению др. волевых поступков.
Велика роль коллектива в воспитании В. Хорошо организованный, правильно ориентированный дет. коллектив требует от своих членов волевого поведения, помогает им ставить разумные и общественно полезные цели, находить пути к их достижению, воодушевляет на борьбу с препятствиями, оказывает помощь в их преодолении, дает обществ. оценку действий ребенка, одобряя или осуждая его поступки. Важную роль в воспитании В. играет наличие у коллектива перспективных целей, или «перспективных линий» (Макаренко), т.е. взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач — от близких и сравнительно легко достижимых к более значимым и отдаленным. В. закаляется в борьбе за далекие перспективные цели, ближайшие же цели должны рассматриваться и оцениваться как необходимые этапы их достижения.
Немалую роль в воспитании В. играют этич. беседы. Нередко дети неправильно понимают и оценивают волевые качества: лихачество принимают за подлинную смелость, упрямство оценивают как настойчивость, торопливость и необдуманность действий принимают за решительность и т. д. В процессе этич. бесед детям разъясняется, что такое В., в чем она выражается, каковы правильные пути ее воспитания.
Большое значение (в подростковом и особенно в юношеском возрасте) имеет самовоспитание В. Воспитатель должен помочь учащимся осознать сильные и слабые стороны их В., раскрыть конкретные пути самовоспитания в процессе решения реальных жизненных задач (ликвидация отставания по уч. предметам, приобретение нужных и полезных и искоренение вредных привычек и т. д.), помочь в организации самоконтроля поведения.
Физич. состояние, в частности состояние нервной системы, хотя и не имеет решающего значения для развития способности к волевым действиям (людьми исключительно сильной В. были мн. физически слабые и больные люди), играет все же известную роль. Нередко слабоволие является следствием недостаточного запаса физич. и нервных сил для преодоления препятствий на пути к цели, к-рые не представляют особых трудностей для физически крепкого человека. Поэтому физич. воспитание, занятия спортом, укрепляя нервную систему и улучшая здоровье, способствуют формированию В.
Лит.: Макаренко А. С., Воля, мужество, целеустремленность, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Кpyтецкии В. А., Воспитание воли и характера, М., I960; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, ВП, 1967, № 4; К о в а л с в А. Г., Воспитание ума, воли и чувств у детей, Минск, 1974; Селиванов В. И., Воля и ее воспитание, М., 1976; Рувинский Л. И., Самовоспитание чувств, интеллекта, воли, М., 1983; Иванников В. АПсихол. механизмы волевой регуляции, М., 1991.
В. А. Крутецкий.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
611.20 кб

Для решения жилищной проблемы нужны только политическая воля, мужество и решительность. Остальное уж

Гитис Леонид Хаскелевич
Читать PDF
833.01 кб

Творчество. Воля. Интеллект

Молокова Т.А.

Похожие термины:

  • Развитие волевой сферы, воля

    Воля — один из психических процессов, который вызывает самые разные дискуссии. Нередко дискуссии строятся на идеологических позициях. В 1928 году Л. С. Выготский собирался сделать доклад в Психолог