ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
один из элементов самоуправления в школе, осуществляемый директором школы и его заместителем при широком участии опытных педагогов.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи пед. коллективу. Принципы В. к.: предупредительный характер, планомерность, обоснованность, всесторонность, теоретическая и методическая подготовленность. Объекты В. к.: учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, психологическое состояние детского и пед. коллективов, обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями. Виды В. к.: по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый); по охвату объектов контроля (классно-обобщающий — анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный — глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический — глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный — всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный — анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый). Методы В. к.: посещение и анализ уроков и воспитательных занятий, анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями; проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу; анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Источник: Педагогический словарь

Внутришкольный контроль
одна из общих функций систем внутришкольного управления. Внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различа ют административный контроль, взаи моконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель внутришкольного контроля – дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учр еждении, выявить причины недостатк ов работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и делают управление осмысленным и целеуст ремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта. Внутришкольный контроль включает систематическое изу чение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и тру да учителя. Виды внутришкольного контроля: фронтальный (проверка работы отдельного педагог а), классно-обобщающий (комплекс ное изучение деятельности одного клас са и работы с ним педагогического коллектива) и тематический (анализ од ного направления учебно-воспитательной работы школы или учителя, про хождения определённой учебной темы и т.д.). Анализируются все аспекты раб оты педагогов: планирование, дидак тическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащим ися, вариативность домашних задан ий, проверка и оценка знаний уча щихся. Основные формы и методы внутришкольного контроля: по сещение уроков, беседы с учителями, зачётные уроки и пр. Результаты внутришкольного контроля рассматриваются на заседаниях педагог ического совета, методических объеди нений, кафедр, творческих групп и др.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
одна из общих функций систем внутришкольного управления (см.Управление школой). В отличие от инспектирования В.к. осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель В.к. - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и т.о. делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе В.к., используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта. В.к. включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Виды В.к.: фронтальный (проверка работы отдельного педагога), классно-обобщающий (комплексное изучение деятельности одного класса и работы с ним педагогического коллектива) и тематический (анализ одного направления учебно-воспитательной работы школы или учителя, прохождения определенной учебной темы и т.д.). Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся. Осн. формы и методы В.к.: посещение уроков, беседы с учителями, зачетные уроки и пр. Результаты В.к. рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др. В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного В.к.: стратегической направленности контроля; соответствия делу (адекватность методов В.к. его объекту и ситуации); нормативов; контроля по критическим точкам; существенных отклонений; действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); своевременности, простоты и экономичности контроля. См. также Управление школой

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
в Рос. Федерации, один из элементов самоуправления в школе. Включает систематич. и глубокое изучение уч.-воспитат. процесса и труда учителя, оказание ему своевременной помощи. Осуществляется директором школы и его заместителем по уч.-воспитат. работе при широком участии опытных педагогов.
Распространено неск. видов В. к. В ходе фронтального контроля анализируются системы работы отд. учителей на уроках, внеклассная работа по предмету, деятельность по распространению пед. знаний среди родителей и др. Классно-обобщающий контроль предполагает анализ уч. работы одного класса и практики в данном классе коллектива учителей. Тематич. контроль охватывает одно из конкретных направлений уч.-воспитат. работы школы или учителя, в т. ч. при прохождении отд. разделов уч. программы. При подготовке контрольной проверки анализируется планирование учителем прохождения уч. материала, дидактич. и техн. оснащение урока, индивидуальная работа с учащимися, вариативность и дозировка домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся и др.
наиб. распространенные формы и методы В. к.: посещение уроков, разл. занятий и мероприятий; беседы с учителями, учащимися, родителями, в т. ч. на дому; проведение самостоят., практич. работ, зачетных уроков и т. п.; хронометраж, анкетирование, изучение шк. документации.
Выводы по результатам В. к. рассматриваются на заседаниях метод. объединений или метод. совета школы, а также на пед. совете. Предупреждение возможных ошибок, создание благоприятной морально-психол. атмосферы в пед. коллективе, выявление не только отрицат., но и положит. сторон в деятельности учителей — обязательные условия творческой направленности В. к. Важную роль играет ориентация учителей на самокритичную оценку своей работы. Правильно поставленный В. к. способствует поддержанию обстановки взаимопомощи, ответственности каждого педагога за результаты труда всего пед. коллектива и учителя. Лит.: Горская Г. И., Чуракова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M.; Конаржевский Ю. А. Пед. анализ уч.-воспитат. процесса и управления школой, М., 1986; Внутришколь-ное управление: вопросы теории и практики, под ред. Т. И. Шамовой, М., 1991.
Н. В. Горбунова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
232.67 кб

Оценка рациональности внутришкольного контроля в развивающейся школе

Бычко В.Е.
В статье рассматривается проблема оценки процесса и результатов придания рационалистической направленности внутришкольному контролю.
Читать PDF
469.54 кб

Развитие самостоятельности обучающихся средствами внутришкольного контроля

Скобельцына Елена Германовна, Машанина Елена Борисовна, Хавкина Ирина Александровна, Баклашова Татьяна Александровна
Интенсивное развитие цифровых технологий и обусловленные ими глобальные перемены в жизни общества XXI века напрямую связывают успешность человека с его способностью к саморазвитию.
Читать PDF
504.81 кб

Информатизация внутришкольного контроля как фактор повышения его эффективности

Бычко Владимир Евгеньевич
В статье рассматривается актуальная с позиций требований сегодняшнего дня проблема использования информационных технологий во внутришкольном контроле.
Читать PDF
378.80 кб

Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фак

Чернышева Ульяна Александровна
статья посвящена оценке рисков и препятствий внедрения актуального проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля» в процесс управления школой в условиях введения ФГОС.