ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
внеклассная работа, одна из форм организации учебного времени учащихся.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. См. также Внеклассная работа, Кружковая работа, Объединения учащихся
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
, внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе и профтехучилище, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. В. р. чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство учащихся оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне учебного заведения. Попытки отдельных педагогов оживить В. р. не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации.
Во второй половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к В. р., ориентированной на личность учащегося. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила педагогическим коллективам самостоятельно определять содержание и формы В. р. с учетом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами В. р. признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для учащихся и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Направления, формы, методы В. р. практически совпадают с внешкольной работой. В учебном заведении предпочтение отдается общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т.д. С учетом воспитательного значения производительной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации ученических кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.В.р. помогает удовлетворять потребность учащихся и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Во В. р. большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех В. р. зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения педагога придать их интересам общественно полезную направленность.
В.С. Цетлин
Во второй половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к В. р., ориентированной на личность учащегося. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила педагогическим коллективам самостоятельно определять содержание и формы В. р. с учетом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами В. р. признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для учащихся и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Направления, формы, методы В. р. практически совпадают с внешкольной работой. В учебном заведении предпочтение отдается общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т.д. С учетом воспитательного значения производительной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации ученических кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.В.р. помогает удовлетворять потребность учащихся и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Во В. р. большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех В. р. зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения педагога придать их интересам общественно полезную направленность.
В.С. Цетлин
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.