ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, внеклассная работа

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА (внеклассная работа)
составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Осуществляется с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановления сил и укрепления здоровья.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, внеклассная работа
составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола В. р. чаще всего сливалась с работой этих орг-ций.
До сер. 80-х гг. В. р. контролировалась органами нар. образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. В. р. чаще всего велась пед. коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитат. работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отд. педагогов оживить В. р. не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации.
Во 2-й пол. 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к В. р., ориентированной на личность школьника. Отмена обязат. мероприятий, программ и инструкций позволила шк. коллективам самостоятельно определять содержание и формы В. р. с учетом своей специфики и увлечений учащихся. Осн. задачами В. р. признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистич. перспективы и приподнятости.
Направления, формы, методы В. р. практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдается общеобразоват. направлению, организации предметных кружков и научных обществ.учащихся и т. п. Развиты худож. и техн. творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. С учетом воспитат. значения производит, трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации шк. кооперативов и др. трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.
В. р. помогает удовлетворять потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время шк. вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфич. форме В. р. относится организация продленного дня. Во В. р. большое значение имеет самоуправление учащихся, к-рое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех В. р. зависит не только от активности учащихся, но и от пед. влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия