ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА
образовательновоспитательные занятия и культурнопросветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Внешкольная работа
составная часть системы образования и воспитания детей и подростков; проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья (см. образование дополнительное).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА
образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая внешкольными культурно-просветительными учреждениями, органами образования, другими общественными организациями; одна из форм организации досуга учащихся, борьбы с безнадзорностью. В.р. осуществляется на началах добровольного участия, активности и самостоятельности учащихся, с учетом их интересов.
Формы и методы В.р. в основном те же, что и во внеклассной работе, хотя они и имеют свои особенности, определяющиеся типом учреждения, проводящего В.р.
Чтобы избежать дублирования и не допустить перегрузки учащихся, В.р. согласуется с работой учебного заведения.
В.С. Цетлин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Работа внешкольная
одна из форм организации познавательной деятельности учащихся в рамках литературного образования, спецификой которой принято считать то, что Р.в. осуществляется в рамках системы работы внешкольных учебно-воспитательных учреждений. Как правило, Р.в. определяется деятельностью районных и городских домов творчества учащихся, где могут быть организованы школьные театры, литературные клубы, различного рода кружки. В рамках Р.в. по литературе проводятся региональные олимпиады по литературе, литературные мероприятия, в которых принимают участие учащиеся разных школ региона. Для Р.в. характерно создание разновозрастных коллективов школьников, объединенных личностно- познавательными интересами. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

ВНЕШКОЛЬНАЯ работа
учебно-воспитательная работа с детьми во внешкольных учреждениях. «Название внешкольной приобрела работа с детьми, проводимая всевозможными специально для этого созданными внешк. учреждениями» (ВВВР, 1955, 8). «Под внешкольной работой разумеется работа спец. учреждений, которые вместе со школой и в дополнение к ней развивают и удовлетворяют разнообразные интересы детей и разумно организуют досуг учащихся» (Медынский, 1955, 103).
О 1970-х гг.: «Внешкольная работа является составной частью учеб.-восп. работы с учащимися школ. В каждой школе есть организатор внеклассной и внешк. работы, который координирует планы внекл. работы школы и внешк. работы различных дет. учреждений. Он информирует школьников о всех мероприятиях, которые проводятся в район. внешк. учреждениях, помогает им определить свои интересы. Внешк. работа проводится по тем же направлениям, что и внеклассная, но более разнообразна по формам… Внешк. работа ведётся так, чтобы каждый школьник мог заняться любимым делом и полностью раскрыть свои способности в определённой области. Школьники, которые проявляют интерес и способности к чему-либо, записываются в соответствующие кружки Дома (Дворца) пионеров, занимаются на станции юных техников и в др. учреждениях. Они могут стать членами тематич. клуба (например, клуба интернац. дружбы или клуба юных авиамоделистов). Творч. способности детей развивают ансамбли песни и пляски…, дет. оркестры, кружки худ. слова, изостудии и другие творч. объединения. Школьники организуют отряды красных следопытов… Ребята объединяются в спорт. и туристич. клубы, занимаются в спорт. секциях, участвуют в военно-патриотич. игре “Зарница”, в междунар. соревнованиях по пионерскому четырёхборью и лыжных кроссах на приз газеты “Пионерская правда”. Популярны среди школьников общесоюзные соревнования “Кожаный мяч” и “Золотая шайба”. Внешк. работа предусматривает участие школьников в олимпиадах, смотрах-конкурсах, праздниках, выставках дет. творчества и др. массовых мероприятиях. Внешк. работа с детьми организуется и по месту их жительства. Рабочие, колхозники, работники науки и искусства добровольно, на обществ. началах (то есть не получая платы за свой труд) руководят различными кружками, спорт. секциями, клубами, в которых занимаются школьники их микрорайона. Для занятий с детьми выделяются спец. помещения и спорт. площадки» (Денисова,1978, 70–71) См. также: Внешкольные учреждения, Дворцы и дома пионеров и школьников, Внеклассная работа, Кружок, Клуб интернациональной дружбы, Красные следопыты.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА
составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практич. деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. В. р. способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с макс, пользой.
В. р. тесно связана с уч.-воспитат. процессом в школе, с воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преим. внешк. учреждениями.
В кон. 19 — нач. 20 вв. в России Значит. опыт В. р. был накоплен дет. клубами, спорт, площадками, летними оздоровит. колониями. Идеи объединения детей в товарищество с целью развития у них чувства солидарности и ответственности были реализованы в практике дет. клуба «Сетлемент» (создан в 1906 С. Т. Шацким и А. У. Зеленко), об-ва «Дет. труд и отдых» (1909) и колонии «Бодрая жизнь» (1911), организованных Шацким. В 1914 Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внещк. воспитанию.
Шацкий, Зеленко, А. А. Фортунатов, Л. К. Шлегер, П. Ф. Лесгафт, Л. Д. Аза-ревич и др. педагоги считали гл. задачей внешк. учреждений развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга. По мнению Шацкого, в клубе должно проявиться все, что «задавлено в детях жизнью».
После установления сов. власти В. р. велась в основном клубами. В небольших клубах-примитивах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Дет. клубы (осн. тип внешк. учреждений) были центрами обществ.-полит. воспитания школьников. На базе клубов создавались внешк. союзы (в т. ч. «майские», «зеленые» и др.), братства и т. п. В. р. вели также кооперативы, сел. просветительские об-ва и кружки и их терр. союзы.
В 1919 1-й Всерос. съезд по внешк. образованию признал важнейшей задачей внешк. учреждений подъем культурно-полит. уровня трудящихся в интересах укрепления сов. власти. Внешк. учреждения были сориентированы на просветительскую и идейно-полит. пропаганду. Нар. домам и клубам отводилась роль центров обществ. жизни. Работу внешк. учреждений рекомендовалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий. Н. К. Крупская предлагала положить в основу дет. клубов принцип коллективной игры.
В 20—30-е гг. исследованием проблем В. р. занимались спец. центры и Ин-т методов внешк. работы. Вопросы В. р. освещались в журн. «Внешк. образование». Руководство В. р. осуществляли внешк. отделы, а позднее Совет (1929) при Наркомпросе РСФСР, в к-рый входили представители Главполитпросвета, Наркомздрава, дет. комиссии ВЦИК, ученые. Внешк. отделы включали секции библиотек, курсов и школ для взрослых, проф. образования, культ.-просвет. об-в, музеев, нар. чтений и лекций, театров и Др.
К сер. 30-х гг. сложилась сеть профильных внешк. учреждений (станции юных натуралистов и опытников с. х-ва, техников, туристов; дет. спорт, школы и др.), стремившихся удовлетворить интересы школьников в одной из отраслей знания.
Среди внешк. учреждений выделились комплексные центры — дома пионеров и школьников, возникшие как дет. полит. клубы и обобщившие опыт идеологич. воспитания учащихся. К кон. 30-х гг. в содержании деятельности домов пионеров и школьников определились 3 самостоят. направления: уч.-кружковая, метод. и массовая работа, к-рые в дальнейшем утвердились как осн. функции всех дет. внешк. учреждений.
В 50—60-х гг. на дома пионеров и школьников решением коме, органов, но согласованию с органами нар. образования, были возложены функции координации и оценки деятельности пионерских коллективов, обучения пионерско-комс. актива и вожатых. В их обязанности входила метод. помощь пионерским дружинам и шк, коме, орг-циям.
В 60-е гг. оживлению В. р. способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешк. учреждениях Ленинграда. До сер. 80-х гг. дома пионеров и школьников продолжали выполнять роль метод. центров пионерской opr-ции. Кризис в пионерской работе вызвал критич. переоценку мн. педагогами роли и места в системе образования и воспитания внешк. учреждений, их пед. эффективности. На работников внещк. учреждений не распространялся социально-правовой статус пед. кадров. Но и в этих условиях во мн. учреждениях проводилась интересная работа силами отд. энтузиастов.
Во 2-й пол. 80-х гг. с развитием концепции непрерывного образования воспитат.-образоват. деятельность заняла приоритетное положение в системе работы вдешк. учреждений. Центр. место во В. р. принадлежит развивающейся личности, проблемам ее нравств. и проф. самоопределения. Преодолению формализма и администрирования в большой степени способствует освобождение В. р. от жесткой регламентации. Внешк. учреждениям возвращаются их права: самостоят. разработка программ своей деятельности, определение структуры, численности дет. коллективов и пед. штатов.
В работе внешк. учреждений стали участвовать творческие союзы, спорт, комитеты и др. ведомства, науч. учреждения. В. р. охватывает мн. отрасли наука и иск-ва, техники и др. Мн. учреждения становятся центрами экон. образования детей. Во внешк. учреждениях создаются разнообразные клубы, кружки и др. объединения по интересам. В ситуациях, когда под негативным влиянием среды интересы учащегося приобретают асоциальную направленность и возникает опасность не только для него, но и для окружающих, педагоги внешк. учреждений призваны организовать работу так, чтобы переключить внимание подростка на социально ценные виды деятельности, активно менять структуру его потребностей. Особое место во В. р. приобрела проблема социализации детей.
Внешк. учреждения предоставляют детям, молодежи широкий спектр разл. видов деятельности (занятия техникой, худож. творчеством, физич. культурой, спортом, туризмом, краеведением и др.), стремятся, чтобы предлагаемая деятельность была посильной, конкретной и в то же время достаточно сложной (содержательно и технологически), требующей интеллектуального, физич., эмоционального напряжения.
Определенную роль в предупреждении возвратной неграмотности играли повторительные школы и классы для взрослых, нуждающихся в повторном обучении грамоте (в земских губерниях их организатором был Корф, в Сибири — Маку-шин).
Во 2-й пол. 80-х гг. появились объединенные учреждения В. о. — нар. дома. В их состав могли входить библиотека-читальня, общеобразоват. курсы для взрослых, нар. театр или хор, чайная, книготорговая лавка, иногда дет. б-ка, ремесл. классы для подростков и т. п. При нек-рых нар. домах устраивались музеи наглядных пособий, передвижные и постоянные выставки. Нар. дома часто становились центрами внешк. работы в округе. В кон. 90-х — нач. 1900-х гг. большую просветительскую работу вели нар. дома: Литовский — в Петербурге, Введенский — в Москве, об— в грамотности — в Харькове и Киеве.
В кон. 19 — нач. 20 вв. педагоги и публицисты (А. Г. Небольсин, А. С. Пруга-вин, В. П. Вахтеров и др.) выдвигали демокр. программы развития В. о. в России. Попытка объединить усилия в рамках общества В. о. была признана властями антиправительств. намерением (проект устава допускал рабочих к управлению делами об-ва), и в создании об-ва было отказано (1904).
Рос. пр-во покровительствовало создаваемым с сер. 1890-х гг. попечительст-вам о нар. трезвости (субсидировались Мин-вом финансов), в распоряжении к-рых находились многочисл. б-ки и читальни, книжные склады, вечерние и воскресные классы; на средства попечи-тельств открывались нар. дома, устраивались нар. чтения. По инициативе генерал-губернатора и духовенства в 1902 в Москве была создана Комиссия общеобразоват. чтений для фабрично-заводских рабочих, к-рая устраивала нар. чтения, издавала книги и брошюры монархич. и религ. содержания. Аналогичные организации действовали и в др. городах.
Под влиянием Революции 1905—07 пр-во пошло на отмену ряда ограничений, связанных с деятельностью внешк. учреждений: был установлен явочный порядок устройства нар. чтений, публичных лекций; бесплатные б-ки получили право иметь все допущенные цензурой издания. Согласно правилам об уроках и курсах для взрослых, утвержденным в марте 1907, отменялось требование организовывать курсы только на базе уч. заведений МНП, организаторам давалось право разрабатывать самостоят. уч. программы. Разрешалось совм. обучение мужчин и женщин. С 1905 по инициативе Петерб. об-ва гражд. инженеров развернулось создание народных университетов. Высоким уровнем преподавания отличался Шанявского университет, где можно было заниматься по программе высш. уч. заведения под руководством крупнейших ученых — П. Н. Лебедева, Ю. В. Готье, М. Н. Гернета, П. П. Блонского, А. Н. Реформатского и др. В 1905- 1907 была организована широкая сеть культ.-просвет. об— в и клубов для рабочих; в 1906—07 распространились рабочие об-ва самообразования, деятельность к-рых строилась на принципах самоуправления.
В 1907 были созданы 2 всерос. орг-ции — Об-во содействия внешк. просвещению при Лиге образования в Петербурге и Об-во содействия внешк. образованию в Москве. Организовывались и об-ва по отд. направлениям внешк. работы: об-ва нар. ун-тов (первое в 1905), Петерб. об-во библиотековедения и др. В 1912—13 началась подготовка работников В. о.: в Педагогической академии был открыт годовой курс В. о., в ун-те Шанявского — 3-месячные, а затем и 6-месячные библиотечные курсы. С 1914 организовывались летние курсы по В. о. (3—6 нед) во мн. губерниях. В учреждениях В. о. активно работали деятели большевистской партии. Самодеятельность рабочих и крестьян в деле В. о. нашла отражение в просветительской работе кооперативных рабочих товариществ, проф. союзов и др. рабочих ассоциаций.
Пр-во со своей стороны пыталось влиять на внешк. движение — в 1909 был принят закон об отпуске 50 тыс. руб. из гос. казны на нужды В. о. В то же время правилами 1912 (действовали до 1915) вновь ограничивалось комплектование нар. б-к, часть их была закрыта.
1-я мировая война привела к застою в учреждениях В. о. (особенно земских). Просветительская работа сменилась пропагандистской, насаждавшей воен. настроения; с этой целью создавались и избы-читальни. Легальная деятельность рабочих просветительских организаций была запрещена пр-вом.
После Окт. революции В. о. было включено в гос. систему нар. образования и после организации Главполитпросвета (1920) получило название политико-просветительной, а позднее культ.-просвет. работы.
Лит.: Пругавин А. С., Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ Вахтеров В. П., Внешк. образование на рода. М. 1896; Ладыженский В. Н. Помощь нар. учителя внешк. образованию. М. 1902; Чернолуский В., Осн. вопрось организации внещк. образования в России СПБ, 1909; Серополко С. О., Внешк, образование, М., 1912; Медынский E. H., Внешк. образование, его значение, организация и техника. M. ; Зелен-к о В., Практика внешк. образования в России, П., 1923; Э л к и и а Д., Очерки по агитации, пропаганде и внешк. работе в дорев. России, М. — Л. 1930; Ф p и д Л. С., Культурно-просветительная работа в России до Великой Окт. социалистич. революции и ее роль в формировании рев. мировоззрения трудящихся масс, М., 1967; Пиналов С. А., Чернявский Г. И., Виноградов А. П., История культурно-просветительной работы в СССР. К.; Т с б и с в Б. К. Внещк. образование в России в кон. XIX — нач. XX вв. СП. 1984. №4, с. 98—104; Медынский E. H. Энциклопедия внешк. образования, т. 1 — 3, М. — Л.; Список изданий земских и гор. самоуправлений по нар. образованию, СПБ, 1914; Медынский Е., Лапшов И., Систематич. указатель книг и статей по внешк. образованию, М., 1916. Б. К. Тебиев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
268.93 кб

Внешкольная работа в педагогической системе И. Н. Ульянова

Сергеев Т. С.
В статье раскрывается многосторонняя деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии по организации в крае внешкольной работы, нацеленной на воспитание всесторонне развитой личности.
Читать PDF
306.76 кб

Е. Н. Медынский: динамика взглядов на теорию внешкольной работы

Дейч Борис Аркадьевич
Одним из ведущих специалистов в области внешкольного образования в дореволюционный период считается Е.Н. Медынский. Сегодня сложно переоценить его вклад в развитие теории внешкольного образования.
Читать PDF
96.84 кб

Эстетическое воспитание учащихся средствами моды во внешкольной работе

Избасханова Алма Амирбековна
Читать PDF
236.00 кб

Внешкольная работа с детьми и задачи Главполитпросвета в 20-е гг. Хх В.

Черепина Екатерина Юрьевна
В статье на основе анализа историко-педагогической литературы и архивных материалов охарактеризована деятельность детского клуба в период становления советского государств
Читать PDF
3.64 мб

Система внеклассной и внешкольной работы по правовому образованию школьников

Мосина Екатерина Валерьевна
В статье рассмотрены как традиционные, так и опирающиеся на современный уровень технологий формы внеклассного и внешкольного правового образования школьников.
Читать PDF
480.91 кб

Внеклассная и внешкольная работа как предпосылка укрепления здоровья школьников

Захарина Евгения Анатольевна
Рассмотрена проблема профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работе.
Читать PDF
1,000.69 кб

Внешкольная работа как средство решения воспитательных задач в 20-е 30-е годы ХХ века

Дейч Борис Аркадьевич
В статье выделяются актуальные в 20-е 30-е годы ХХ века проблемы воспитания, рассматриваются возможности решения воспитательных задач внешкольными учреждениями, анализируются документы, определяющие формы и содержание этой деятель
Читать PDF
170.13 кб

Музыкальное воспитание во внешкольной работе в русском зарубежье первой половины ХХ века

Игнатович И. В.
В статье рассматриваются основные направления музыкального воспитания как фактора национального самосохранения в русском зарубежье «первой волны» в деятельности внешкольных организаций, учреждений и объединений.
Читать PDF
290.11 кб

Роль семейно-педагогического кружка в Симбирске в организации внешкольной работы с детьми

Назаренко Оксана Сергеевна
В статье проанализирована деятельность семейно-педагогического кружка в Симбирске в начале ХХ века.
Читать PDF
835.64 кб

Ориентация школьников на сельскохозяйственную профессию во внеклассной и внешкольной работе

Сманбаев Орнокбек Аманович
В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации школьников средствами внеклассной и внешкольной работы учащихся сельских школ. Определены наиболее приемлемые формы воспитательных мероприятий в сельской школе.
Читать PDF
307.30 кб

Внешкольная работа с детьми: переход от воспитательной к образовательно – воспитательной модели

Дейч Борис Аркадьевич
В статье рассматриваются изменения в содержании внешкольной работы с детьми в начале 90-х годов ХХ века. Обосновывается процесс перехода от воспитательной к воспитательно-образовательной модели.
Читать PDF
370.57 кб

Внешкольная работа с детьми в конце ХIХ начале ХХ вв. В контексте проблем социального воспитания

Дейч Борис Аркадьевич
В статье рассматривается процесс организации внешкольной работы с детьми в России в конце ХIХ начале ХХ веков, анализируются проблемы социального воспитания, выступающие в качестве предпосылок возникновения и развития внешкольной
Читать PDF
345.59 кб

Внешкольная и общественная работа костромского учительства в социокультурном контексте жизни послево

Пигалева Надежда Павловна
Читать PDF
129.50 кб

К вопросу о роли учреждений внешкольной работы в воспитании социальной активности старшеклассников в

Зайцева Марина Александровна
В статье рассматривается воспитание общественной активности в условиях внешкольных учреждений. Представлена общая характеристика учреждений дополнительного образования в 50-80 гг.
Читать PDF
1.25 мб

Внешкольная работа с детьми в России на этапе становления (конец ХIХ - начало ХХ веков): историко-пе

Дейч Борис Аркадьевич
В статье рассматривается процесс развития внешкольной работы на этапе становления этого направления педагогической деятельности.