ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
составная часть учебновоспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся, проведения социальнопедагогической работы с ними.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха (досуга) учащихся.
ВНЕКЛАССНАЯ (ВНЕУРОЧНАЯ) РАБОТА
организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворения их интересов, обеспечения досуга.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников. (Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. ) См. также Внеурочная работа
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Работа внеклассная
одна из составляющих литературного образования школьников, предусматривающая организацию их учебно- познавательной деятельности вне системы уроков. Используется как эффективное средство развития личностно-познавательных интересов учащихся, приобщения их к литературе, обеспечивает реализацию их личностного творческого потенциала. Формы организации Р.в. по литературе разнообразны, к числу наиболее эффективных из них относятся следующие: литературные праздники, литературные экскурсии, литературные кружки, клубы по интересам, школьные олимпиады по литературе. Участие учащихся в Р.в. по литературе должно носить добровольный характер. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
Внеклассная работа
это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Внеклассная работа есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется. Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ВНЕКЛАССНАЯ работа
учебно-воспитательная работа школы с учащимися в свободное от уроков время. «Название внеклассной получила многообразная образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая самой школой помимо основных, учебных, занятий» (ВВВР, 1955, 8). «Под внеклассной работой разумеются просветительные и восп. мероприятия для учащихся, проводимые в школе вне учеб. плана, во внеурочное время… Внеклассная работа проводится в школах в двух формах: через кружки и путем массовых мероприятий. Кружки организуются для учащихся, начиная с 3 класса… Массовая внекл. работа – это шк. праздники и вечера, спектакли, концерты, выставки, экскурсии, встречи учащихся с писателями, учеными и с передовиками пром-сти и с. х-ва, шк. лектории и т. п. (Медынский, 1955; 103, 104).
О 1970-х г..: «В каждой шк. составляется план восп. работы на учеб. год. Важную часть этого плана составляет орг-ция внеклассной работы со школьниками… За выполнение плана отвечает организатор внекл. и внешк. работы. Каждый школьник после уроков может найти себе в школе занятие по интересам. Он может записаться в любой шк. кружок, принять акт. участие в работе шк. музея или стать членом шк. клуба (например, клуба интернац. дружбы или клуба любителей поэзии). Он может участвовать в шк. олимпиаде по какому-либо учеб. предмету. Все школьники имеют возможность заниматься каким.-н. видом спорта в одной из спорт. секций и т. д. Почти все мероприятия в школе проводятся коллективно – в группах октябрят, в пионерских отрядах, в комсом. группах ст. классов. Интересные и нужные дела намечают и осуществляют сами школьники при участии и помощи учителей. Октябрятам читают книги о В.И. Ленине, о пионерах, вожатые октябрят разучивают с ними стихи и песни, помогают делать игрушки на ёлку, подарки для мам ко Дню 8 марта. Популярен во мн. школах праздник первоклассников “Прощание с букварём”. Часто устраиваются утренники. Для пионеров важным событием является пионер. сбор. Пионеры – акт. участники шк. творч. коллективов: пионер. театра, хора, изостудии и т. п. Они выступают с концертами худ. самодеят-сти на утренниках и шк. вечерах. В актовом зале школы и в пионер. комнате устраиваются выставки дет. творчества. Проводятся соревнования по пионерскому четырёхборью. Интересны и многообразны формы внекл. работы со старшеклассниками. После уроков в школе они проводят комсом. собрания, устраивают диспуты на волнующие их темы, читательские конференции, вечера отдыха, спорт. соревнования и т.д. Старшеклассники часто приглашают в гости в школу передовиков произв-ва, деятелей науки и культуры…» (Денисова, 1978, 68–70). См. также: Клуб интернациональной дружбы, Школьный музей, Школьный вечер, Утренник, Внешкольная работа.
О 1970-х г..: «В каждой шк. составляется план восп. работы на учеб. год. Важную часть этого плана составляет орг-ция внеклассной работы со школьниками… За выполнение плана отвечает организатор внекл. и внешк. работы. Каждый школьник после уроков может найти себе в школе занятие по интересам. Он может записаться в любой шк. кружок, принять акт. участие в работе шк. музея или стать членом шк. клуба (например, клуба интернац. дружбы или клуба любителей поэзии). Он может участвовать в шк. олимпиаде по какому-либо учеб. предмету. Все школьники имеют возможность заниматься каким.-н. видом спорта в одной из спорт. секций и т. д. Почти все мероприятия в школе проводятся коллективно – в группах октябрят, в пионерских отрядах, в комсом. группах ст. классов. Интересные и нужные дела намечают и осуществляют сами школьники при участии и помощи учителей. Октябрятам читают книги о В.И. Ленине, о пионерах, вожатые октябрят разучивают с ними стихи и песни, помогают делать игрушки на ёлку, подарки для мам ко Дню 8 марта. Популярен во мн. школах праздник первоклассников “Прощание с букварём”. Часто устраиваются утренники. Для пионеров важным событием является пионер. сбор. Пионеры – акт. участники шк. творч. коллективов: пионер. театра, хора, изостудии и т. п. Они выступают с концертами худ. самодеят-сти на утренниках и шк. вечерах. В актовом зале школы и в пионер. комнате устраиваются выставки дет. творчества. Проводятся соревнования по пионерскому четырёхборью. Интересны и многообразны формы внекл. работы со старшеклассниками. После уроков в школе они проводят комсом. собрания, устраивают диспуты на волнующие их темы, читательские конференции, вечера отдыха, спорт. соревнования и т.д. Старшеклассники часто приглашают в гости в школу передовиков произв-ва, деятелей науки и культуры…» (Денисова, 1978, 68–70). См. также: Клуб интернациональной дружбы, Школьный музей, Школьный вечер, Утренник, Внешкольная работа.
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.