ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Власть педагогическая
цент ральное, организационное и регулятив но-контрольное начало педагогическог о процесса, одна из важнейших и наи более древних проблем педагогического знания, проблема культуры образован ия и конкретной жизни человека. Власть педагогическая предпосылка и средство осуществления педагогической политики, будь то школьная политика, семейная политика или частная, например, поли тика отца в семье по отношению к сы ну. Власть педагогическая выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связ ей, объединяющих людей воспитываю щих с людьми воспитуемыми. Власть педагогическая – инструмент педагогического управле ния, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие произ водят обе стороны этого отношения, одна – побуждающая к действию, друг ая – производящая его. Иногда обе стороны – субъект и объект власти – совмещаются в одном лице.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало педагогического процесса; предпосылка и средство осуществления педагогической политики, семейная политика или частная, например, политика отца в семье по отношению к сыну. Это инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна – побуждающая к действию, другая – производящая его. Иногда обе стороны – субъект и объект власти – совмещаются в одном лице («Учитесь властвовать собой»). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т. п.) В. п. выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. Во всех своих «полях власти» (личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т. д.) В. п. наделена единым принципом деятельности – командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т. д.). В. п. выражается в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях. Она может существовать в двух формах: потенциальной и реальной. В. п. обладает авторитетом, в ней заложен ожидаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть складывается как система функций из: проектирования деятельности, анализа конкретной ситуации, определения стратегии и частных тактических задач, профилактики отклоняющегося от норм поведения, надзора и пресечения, присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми и интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т. д.), распределения этих ресурсов – мер доверия, соглашения и т. д. В. п. разделяется на две формы: 1) легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т. п.) и 2) нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера в коллективе и т. п.). Обе формы власти могут принимать противоправный характер. Содержательная типология власти строится по различным признакам: по степени институциона-лизации – правительственная, муниципальная, внутришкольная и т. п.; по количественно-качественным признакам – единоличная, олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по режиму – демократическая, авторитарная, деспотическая, бюрократическая и т. д.; по применяемым средствам – насилие, авторитет, убеждение и т. д.; по функциям – наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др. Проявление власти заложено в природных и социально обусловленных началах сознания человека и его эмоционально-волевой жизни. Такую же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти – подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и подчинение – два равным образом универсальных принципа, взаимодействующих как и два типа личности – склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей власть (Бестужев-Лада И. В. К школе 21-го века: Размышления социолога. – М.; Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1991; Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К.:Наук. думка, 2000; Смирнов С. Л. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало педагогического процесса; одна из важнейших и наиболее древних проблем педагогического знания; проблема культуры образования и конкретной жизни человека. В.п. - предпосылка и средство осуществления педагогической политики, будь то школьная политика, семейная политика или частная, например политика отца в семье по отношению к сыну. В.п. выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. В.п. - инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Иногда обе стороны - субъект и объект власти - совмещаются в одном лице ("Учитесь властвовать собой" - А.С. Пушкин). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.). "Полем власти" может быть личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т.д. . Во всех своих "полях" В.п. наделена единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т.п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух формах - потенциальной и реальной. Потенциальная, не проявившаяся власть не менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся В.п. оказывает на ее потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирующее и организующее воздействие, в некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая власть. В.п. обладает авторитетом, в ней заложен желаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть складывается как система функций из: проектирования деятельности; анализа конкретной ситуации; определения стратегии и частных тактических задач; профилактики отклоняющегося от норм поведения; надзора и пресечения (репрессивная функция); присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми, интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т.д.); распределения этих ресурсов - мер доверия, соглашений и т.д. В.п. разделяется на две формы: легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т.п.) и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера группы и т.п.). Обе формы власти могут принимать противоправный характер. Содержательная типология власти строится по различным признакам: по степени институционализации - правительственная, муниципальная, внутришкольная и т.п.; по количественному признаку (который имеет весьма существенные качественные особенности) - единоличная, олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по режиму - демократическая, авторитарная, деспотическая, бюрократическая и т.п.; по применяемым средствам - насилие, авторитет, убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа. Они взаимодействуют, как и два типа личности - склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей власть. Оба типа объективно необходимы. Психология власти, ее глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы изучаются бихевиоризмом, педологией, неофрейдизмом и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
372.87 кб

Эмоциональный фон педагогического дискурса: авторитет власти или власть авторитета?

Казанцева Елена Анатольевна
Статья посвящена проблеме гармонизации педагогического дискурса и путей улучшения его эмоционального климата.
Читать PDF
80.73 кб

Власть и общество: научно-педагогическая интеллигенция Мордовии в системе идеологической политики 50

Крисанова Наталья Александровна
Данная статья посвящена проблеме влияния идеологической системы на развитие высшего образования Мордовии и страны в целом.