ВИВЕС Хуан Луис

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВИВЕС (Vives) Хуан Луис (1492-1540)
испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей северного Возрождения. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. За широкий интерес к педагогическим проблемам был назван современниками "вторым Квинтилианом". Мн. сочинения В. посвящены воспитанию и обучению. Впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Предложил программу женского образования ("О воспитании женщин-христианок", 1523), проект создания школ для бедных, план образования слепых и др. Обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВИВЕС Хуан Луис
6.3.1492, Валенсия, — 6.5.1540, Брюгге), исп. гуманист, философ и педагог. Один из наиб. видных представителей Сев. Возрождения. После 1509 жил во Франции, Англии и Нидерландах. Проф. ун-тов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.
За широкий интерес к пед. проблемам был назван современниками «вторым Квинтилианом». Мн. его сочинения посвящены воспитанию и обучению: «О способе занятий с детьми» («De ratione studii puerilis», 1523), «О воспитании женщины-христианки» («De institutione feminae christianae», 1523), «Путеводитель к премудрости» («Introductio ad sapientiam», 1524; рус. пер. 1768), «О науках» («De disciplinis», 1531), «О душе и жизни» («De anima et vita», 1538), «Упражнение в лат. языке» («Linguae latinae exercita-tio», 1538). Пед. идеи В. исходят из представления о природе как образце для воспитания. Отсюда стремление выявлять и учитывать естеств. склонности детей и исключать принуждение из воспитат. процесса. Выступая против схоластики и видя основу познания в непо-средств. наблюдении и эксперименте, В. во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Знания о явлениях, по мнению В., приобретаются с помощью ощущений; сущность явлений постигается посредством разума. Нравств. воспитание В. ставил в зависимость от просвещения разума. Следуя принципам педагогики гуманизма, В. подчеркивал важность формирования гражданственности и патриотизма, указывал на необходимость физич. и трудового воспитания. Особенно настаивал на контроле над дет. чтением, требовал исключения слишком грубых и фривольных сочинений.
Цель педагога В. видел в сообщении ученикам знаний, привитии им умений и навыков, к-рые потребуются в практич. деятельности. В. разработал уч. план и программу гуманистич. школы, из к-рых исключил теологию, а центр тяжести перенес с диалектики и философии на науки о природе, математику и историю. 1-й период обучения (с 7 до 15 лет) включал изучение классич, языков (являвшихся не самоцелью, а ключом к знаниям), логики, диалектики и наук о природе (географии, ботаники, зоологии, минералогии и др.). 2-й период (с 15 до 25 лет) предусматривал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После этого ученик совершенствовался в избранной им специальности.
В. сделал важные дидактич. обобщения. Рекомендуя излагать материал от частного к общему, от простого к сложному, В. впервые поставил вопрос. о соотношении науки и уч. предмета. Призывал к систематичности и наглядности в изложении материала, требовал его сознательного усвоения. Критикуя ср.-век. приемы и средства обучения (особенно диспуты), В. предлагал новые: непосредств. наблюдение, объяснительное чтение, опрос. и др. Большое значение придавал созданию благоприятных внеш. условий для занятий (тишина, соответствующее питание).
В. принадлежит гуманистич. программа жен. образования, проект создания муниципальными властями ремесл. Школ X. Л. Вивес.для бедных (трактат «О помощи бедным», 1526), план образования слепых (обучение музыке, чтение им вслух). В. обосновал необходимость светского воспитания и образования, гос. обеспечения шк. дела.
Пед. идеи В. были популярны в 16- 17 вв.; оказали влияние на Я. А. Комен-ского и др.
С о ч.: Obras completas. t. 1 — 2, Madrid, 1947 — 48; в рус. пер. — О причинах упадка искусств, в кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1, М., 1981.
Лит.: Лоренцсон В. Н. Выдающийся исп. педагог-гуманист. X. Л. Вивес, СП, 1959, №8;Watson F., Vives. On edu-cation, Camb.,.1913; Urmeneta F. de, La doctrina psicologica у pedagogica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Norena C. G., Juan Luis Vives, The Hague. 1970; Homenaje a Luis Vives, Madrid, 1977; R e n s o n R. Le jeu chez J. L. Vivies, в кн.: Les jeux a la Renaissance, P., 1982. В. А. Ведюшкин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
662.00 кб

О диалогах Хуана Луиса Вивеса «Практика латинского языка»

Ревякина Н. В.
В настоящей статье речь идет о диалогах Хуана Луиса Вивеса. Диалоги, написанные в 1539 г., пользовались огромной популярностью и выдержали за полстолетия около 50 изданий.
Читать PDF
741.40 кб

Учебный диалог «Одежда и утренняя прогулка» из пособия Хуана Луиса Вивеса «Практика латинского языка

Ревякина Нина Викторовна
В статье представлен комментированный перевод одного диалога (XI) из пособия Х. Л. Вивеса «Практика латинского языка». Диалоги, написанные в 1539 г., пользовались огромной популярностью и выдержали за полстолетия около 50 изданий.