ВИРТУАЛЬНОСТЬ
ВИРТУАЛЬНОСТЬ
инф. в вычислительной технике прием, используемый программистом для построения условной ЭВМ (на реально существующей ЭВМ) с характеристиками, удобными для пользователя.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ВИРТУАЛЬНОСТЬ
(в культуре, образовании) – термин, взятый из классической механики ХVІІ в. («стесненность эксперимента наложенными ограничениями внешних связей»), обозначает особую сферу пространственно-временных представлений, сформированную на базе достижений компьютерной техники, позволяющую неограниченно изменять пространственно-временные характеристики, манипулировать ими на основе фантазии, желания человека. В итоге как бы создается новый мир – виртуальный, в котором сочетается мнимость, кажимость и истинность («он как будто бы есть и как будто бы его нет»). Специфика современной В. заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим художественный объект. Превращение зрителя, читателя и наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания. Эстетика виртуальности принципиально шире постмодернистской эстетики. Виртуальная камера функционирует в режиме сверхвидения, манипулируя «временем», дискретностью бытия, проницаемостью, взаимовложенностью вещного мира. Благодаря возврату, остановке, перелистыванию удается противоречиво сочетать более высокую степень абстрагирования с натуралистичностью, добиваться многофокусированности зрения. Ориентация на оптико-кинетические иллюзии создает возможность воспринимать «невозможные» артефакты как эстетическую норму. Принцип обратной связи и эффект присутствия обыгрываются в индустрии интерактивных развлечений и услуг нового поколения: рекламные видеоклипы, видеоигры, виртуальные сексодромы, телешопинги, ярмарки, виртуальные конференц-залы, электронные тренажеры. Прорастающая в жизнь виртуальная реальность одновременно является и итогом, и генератором космологических фантазий, грандиозных утопий и антиутопий конца XX в., идей современной «транзисторной цивилизации», неопределенности путей ее развития, «конца истории», нового синкретизма «компьютерной соборности» (Бестужев-Лада И. В. К школе 21-го века: Размышления социолога. – М.; Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1991; Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К.: Наук. думка, 2000; Культура и развитие человека. – К.: Наук. думка, 1989). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.