ВИППЕР Роберт Юрьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859-1954)
историк, педагог, академик АН СССР (1943). Профессор Новороссийского университета (1894-97), затем Московского университета (до 1922 и в 1943- 1950), Латвийского университета в Риге (1924-41). С 1941 в Институте истории АН СССР. Создатель крупной школы историков. Автор трудов по истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени, историографии и методологии исторической науки, учебников для средней школы по древней истории (13 изд. в 1900-23), истории средних веков (5 изд. в 1903-10), новой истории (5 изд. в 1906-23). Виппер

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВИППЕР Роберт Юрьевич
2(14).7. 1859, Москва, — 30.12.1954, там же], ученый-историк, педагог, акад. АН СССР (1943). Род. в семье преподавателя Лазаревского ин-та в Москве. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1880); ученик В. И. Герье, В. О. Ключевского, А. А. Шахова, С. М. Соловьева. Преподавал всеобщую историю в жен. гимназии (до 1885) и в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1887—94). После защиты докторской диссертации (1894) проф. Новороссийского ун-та в Одессе (до 1897), приват-доцент (1897—99), затем проф. Моск. ун-та (до 1922 и в 1943—50), проф. Латв. ун-та в Риге (1924—41). С 1941 в Ин-те истории АН СССР. Автор трудов по истории древнего мира, средних веков, нового времени, историографии и методологии ист. науки. Его науч. интересы охватывали ист. процесс от первобытной эпохи до современности. Одним из первых в отеч. историографии рассматривал во взаимодействии и взаимообусловленности социально-экон., полит. и культурную жизнь народов. Стремился анализировать отеч. историю в контексте мировой.
В. критически высказывался о распространенных представлениях, согласно к-рым прогресс в обществе идет непрерывно и прямолинейно под влиянием поступательного развития науки, техники, произ-ва. Содержанием прогресса, по В., является прежде всего развитие личности, ее совершенствование (— «Кризис ист. науки», Каз., 1921). Опубликовал ок. 300 работ, посвященных преим. вопросам дет. и шк. гигиены, к-рую считал неотъемлемой частью физич. воспитания. Физич. развитие детей рассматривал в тесной связи с умственным и нравств. воспитанием. Изучал влияние школы (программ, методов обучения, внеурочных занятий, состояние уч. помещений, мебели и интерьера) на здо-(ровье детей. Критиковал систему классич. образования, полагая, что она ведет к негармоничному развитию сил и способностей учащихся. Шк. занятия, по В., не должны отражаться на физич. состоянии детей, программы обучения следует строить так, чтобы избежать перегрузки учащихся. Выступая против создания закрытых уч. заведений (в т. ч. гимназий и кадетских корпусов), считал, что они препятствуют полноценному физич. воспитанию учащихся, укрепляют вредные привычки. Особую роль отводил шк. врачу, к-рый должен иметь специальную (не только медицинскую, но и педагогическую) подготовку, понимать интересы в потребности детей.
Много внимания В. уделял популяризации знаний по гигиене. Активно участвовал в работе Пед. музея воен.-уч. заведений (отдел шк. гигиены, секция семейного воспитания, родительский кружок), Русского об-ва охранения нар. здравия (с 1891 пред, секции шк. гигиены и семейного воспитания).
В. занимался также вопросами гигиены труда, борьбы с дет. курением и алкоголизмом.
Соч.: Отношение классич. системы образования к психич. деятельности мозга с точки зрения физиологии и гигиены, «Врач», [СПБ] 1882, № 12—19; Гигиена учителя, СПБ, 1888; Заразные болезни в уч. заведениях СПБ, 1888.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия