ВИКТИМОЛОГИЯ
ВИКТИМОЛОГИЯ
(от лат. victima – жертва + logos – наука, учение) – учение о поведении жертвы насилия.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ВИКТИМОЛОГИЯ
(от лат. жертва) - область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии, изучающая различные категории людей-жертв неблагополучных условий социализации.
Виктимология
социально-педагогическая(от лат. victime – жертва + учение) отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их воспитание и развитие.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ВИКТИМОЛОГИЯ
учение о поведении жертвы насилия.
Виктимология социально-педагогическая — отрасль знания, которая изучает реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.
Виктимизация — процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность — характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных условий социализации.
Виктимология социально-педагогическая — отрасль знания, которая изучает реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.
Виктимизация — процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность — характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных условий социализации.
ВИКТИМОЛОГИЯ
от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение) — социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей - жертв неблагоприятных условий социализации. Термин "В." заимствован из криминологии, специальный раздел которой - юридическая В. исследует проблемы людей, оказавшихся жертвами преступлений. Предметом социально-педагогической В. является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и педагогической помощи. К ним относятся: инвалиды, дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, дети из неблагополучных семей, из семей вынужденных переселенцев, беженцев и др. Признаки, позволяющие отнести человека к числу таких жертв, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезадаптация, наркомания и др.); некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить и изменить (различные социальные отклонения). В. разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. В. на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии людей предлагает конкретные меры по коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности. — новое научное направление педагогической теории и практики, отрасль педагогики, исследующая генезис, феноменологию, морфологию и онтологию дефекта социализации личности учащегося, который возникает вследствие дисфункций социогенетического механизма образовательного процесса школы. (Руденский Е.В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. - Новосибирск, 2004. ) См. также Возрастной подход в воспитании, Деонтология педагогическая, Мудрик, Реабилитация, Социализация
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВИКТИМОЛОГИЯ
от лат victime — жертва и греч logos — понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая разл. категории людей — жертв неблагоприятных условий социализации Термин «В » заимствован из криминологии, спец. раздел к-рой — юрид В имеет своим предметом изучение жертв преступлений.
Существует ряд категорий детей и взрослых, к-рые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим требуют спец. изучения и специфич. способов социальной и пед. помощи. К ним относятся инвалиды (кроме не обладающих юрид. дееспособностью), дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными (см. Безнадзорность и Беспризорность), дети из неблагополучных семей с низким экон. уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Первичное отклонение от нормы может вызывать вторичное негативное изменение в развитии. Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезаптация, наркомания и др.); нек-рые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить или изменить (разл. социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
В. на основе исследования физич., психич. и социальных отклонений в развитии людей разрабатывает общие и специфич. принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции этих отклонений; в процессе изучения виктимогенных факторов определяет возможности об-ва, гос-ва, институтов и агентов социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности; выявляет типы виктимных людей, сензитивность лиц того или иного типа и возраста к разл. виктимогенным факторам и вырабатывает социальные и психол.-пед. меры соотв. профилактики; прогнозирует возможности оказания помощи человеку, в т. ч. в коррекции самовосприятия.
Функции В. — профилактика, компенсация и коррекция виктимности и виктимогенности в об-ве. Прикладная функция В. связана с совершенствованием обществ. влияния на процессы социализации. В. осуществляет междисциплинарные исследования: культурологич., этно-психол., социально-пед., социально-психол. и психол.-педагогические.
Социолого-пед., социально-психол. и этно-психол. исследования позволяют выявить: типы и число жертв социализации в разл. социо-культурных условиях, их количеств, динамику, зависимость от особенностей традиций и социальной практики; ситуации, к-рые на разл. возрастных этапах развития человека представляют для него опасность; социальные установки и стереотипы разл. социально-культурных и поло-возрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв и отношение об-ва к ним; особенности самовосприятия человека в качестве жертвы.
В. разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации в разных странах, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, гос-ва, социальных институтов по отношению к разл. категориям жертв.
Лит.: Мудрик А. В., Виктимология, «Магистр», 1992, май. А. В. Мудрик.
Существует ряд категорий детей и взрослых, к-рые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим требуют спец. изучения и специфич. способов социальной и пед. помощи. К ним относятся инвалиды (кроме не обладающих юрид. дееспособностью), дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными (см. Безнадзорность и Беспризорность), дети из неблагополучных семей с низким экон. уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Первичное отклонение от нормы может вызывать вторичное негативное изменение в развитии. Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезаптация, наркомания и др.); нек-рые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить или изменить (разл. социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
В. на основе исследования физич., психич. и социальных отклонений в развитии людей разрабатывает общие и специфич. принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции этих отклонений; в процессе изучения виктимогенных факторов определяет возможности об-ва, гос-ва, институтов и агентов социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности; выявляет типы виктимных людей, сензитивность лиц того или иного типа и возраста к разл. виктимогенным факторам и вырабатывает социальные и психол.-пед. меры соотв. профилактики; прогнозирует возможности оказания помощи человеку, в т. ч. в коррекции самовосприятия.
Функции В. — профилактика, компенсация и коррекция виктимности и виктимогенности в об-ве. Прикладная функция В. связана с совершенствованием обществ. влияния на процессы социализации. В. осуществляет междисциплинарные исследования: культурологич., этно-психол., социально-пед., социально-психол. и психол.-педагогические.
Социолого-пед., социально-психол. и этно-психол. исследования позволяют выявить: типы и число жертв социализации в разл. социо-культурных условиях, их количеств, динамику, зависимость от особенностей традиций и социальной практики; ситуации, к-рые на разл. возрастных этапах развития человека представляют для него опасность; социальные установки и стереотипы разл. социально-культурных и поло-возрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв и отношение об-ва к ним; особенности самовосприятия человека в качестве жертвы.
В. разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации в разных странах, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, гос-ва, социальных институтов по отношению к разл. категориям жертв.
Лит.: Мудрик А. В., Виктимология, «Магистр», 1992, май. А. В. Мудрик.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия