ВИКТИМОЛОГИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИКТИМОЛОГИЯ
(от лат. victima – жертва + logos – наука, учение) – учение о поведении жертвы насилия.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ВИКТИМОЛОГИЯ
(от лат. жертва) - область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии, изучающая различные категории людей-жертв неблагополучных условий социализации.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Виктимология
социально-педагогическая(от лат. victime – жертва + учение) отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их воспитание и развитие.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВИКТИМОЛОГИЯ
учение о поведении жертвы насилия.
Виктимология социально-педагогическая — отрасль знания, которая изучает реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.
Виктимизация — процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность — характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ВИКТИМОЛОГИЯ
от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение) — социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей - жертв неблагоприятных условий социализации. Термин "В." заимствован из криминологии, специальный раздел которой - юридическая В. исследует проблемы людей, оказавшихся жертвами преступлений. Предметом социально-педагогической В. является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и педагогической помощи. К ним относятся: инвалиды, дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, дети из неблагополучных семей, из семей вынужденных переселенцев, беженцев и др. Признаки, позволяющие отнести человека к числу таких жертв, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезадаптация, наркомания и др.); некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить и изменить (различные социальные отклонения). В. разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. В. на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии людей предлагает конкретные меры по коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности. — новое научное направление педагогической теории и практики, отрасль педагогики, исследующая генезис, феноменологию, морфологию и онтологию дефекта социализации личности учащегося, который возникает вследствие дисфункций социогенетического механизма образовательного процесса школы. (Руденский Е.В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. - Новосибирск, 2004. ) См. также Возрастной подход в воспитании, Деонтология педагогическая, Мудрик, Реабилитация, Социализация

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВИКТИМОЛОГИЯ
от лат victime — жертва и греч logos — понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая разл. категории людей — жертв неблагоприятных условий социализации Термин «В » заимствован из криминологии, спец. раздел к-рой — юрид В имеет своим предметом изучение жертв преступлений.
Существует ряд категорий детей и взрослых, к-рые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим требуют спец. изучения и специфич. способов социальной и пед. помощи. К ним относятся инвалиды (кроме не обладающих юрид. дееспособностью), дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными (см. Безнадзорность и Беспризорность), дети из неблагополучных семей с низким экон. уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Первичное отклонение от нормы может вызывать вторичное негативное изменение в развитии. Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезаптация, наркомания и др.); нек-рые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить или изменить (разл. социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
В. на основе исследования физич., психич. и социальных отклонений в развитии людей разрабатывает общие и специфич. принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции этих отклонений; в процессе изучения виктимогенных факторов определяет возможности об-ва, гос-ва, институтов и агентов социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности; выявляет типы виктимных людей, сензитивность лиц того или иного типа и возраста к разл. виктимогенным факторам и вырабатывает социальные и психол.-пед. меры соотв. профилактики; прогнозирует возможности оказания помощи человеку, в т. ч. в коррекции самовосприятия.
Функции В. — профилактика, компенсация и коррекция виктимности и виктимогенности в об-ве. Прикладная функция В. связана с совершенствованием обществ. влияния на процессы социализации. В. осуществляет междисциплинарные исследования: культурологич., этно-психол., социально-пед., социально-психол. и психол.-педагогические.
Социолого-пед., социально-психол. и этно-психол. исследования позволяют выявить: типы и число жертв социализации в разл. социо-культурных условиях, их количеств, динамику, зависимость от особенностей традиций и социальной практики; ситуации, к-рые на разл. возрастных этапах развития человека представляют для него опасность; социальные установки и стереотипы разл. социально-культурных и поло-возрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв и отношение об-ва к ним; особенности самовосприятия человека в качестве жертвы.
В. разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации в разных странах, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, гос-ва, социальных институтов по отношению к разл. категориям жертв.
Лит.: Мудрик А. В., Виктимология, «Магистр», 1992, май. А. В. Мудрик.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
162.87 кб

Виктимология как приоритетное направление профилактики наркозависимости студенческой молодежи

Найн А.А., Найн А.Я., Артемьева Л.Ф.
В статье рассматривается виктимология как важная область научного знания, позволяющая направить усилия педагогического сообщества на организацию профилактики наркозависимости студенческой молодежи.
Читать PDF
115.38 кб

Критический конструктивизм виктимологии образования как методология рефлексии актуальных проблем пед

Руденский Е. В.
В статье раскрывается критический конструктивизм виктимиологии образования как инновационная методология, определяющая когнитивный вектор развития профессионально-педагогической рефлексии актуальных проблем педагогики профессионал
Читать PDF
101.59 кб

Изучение курса по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» требование современности

Милевич Альберт Станиславович
В статье рассматривается необходимость изучения проблем виктимологической профилактики в малом бизнесе при подготовке специалистов в системе среднего, высшего профессионального и дополнительного образования для повышения конкурент
Читать PDF
805.49 кб

Виктимологическая подготовка современного специалиста: цели, задачи, критерии

Громова О.Н., Рыжова Н.И.
В данной статье авторами рассмотрена актуальность развития профессиональной подготовки современных специалистов (экономистов и юристов) для экономической сферы в области виктимологии.

Похожие термины:

  • Виктимология социально-педагогическая

    отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.
  • ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. Разрабатывает общие и специаль
  • ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    педагогические технологии, используемые в сурдо-, орто-, олигофренопедагогике.