ВЕССЕЛЬ Николай Христианович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕССЕЛЬ Николай Христианович (1834-1906)
педагог и публицист. Член Ученого комитета (1867-74; 1884-97), член Совета министра (1897-1900) МНП. Член Педагогического комитета (1874-82; 1897-1901) Военного министерства. Редактор журнала "Учитель" (1861-64; совместно с И.И. Паульсоном), "Педагогического сборника" (1864-82) и др. Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869). Разработал демократический проект реформы системы образования, предусматривавший взаимосвязь общего и профессионального образования и возможность получения профессии после каждого уровня общего образования. Составил проекты создания преемственных учебных заведений: обязательных народных 8-летней школы и 4-летней средней школы. Предлагал программу совершенствования рос. гимназий. Автор "Очерков об общем образовании и системе народного образования в России" (издано в 1959), работ по теории педагогики. Собиратель народных песен.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЕССЕЛЬ Николай Христианович
(22 января [3 февраля] 1837 г. – 3[16] июня 1906 г.), педагог и публицист. Окончил факультет восточных языков Петербургского университета (1855), 5 лет работал домашним наставником. В 1861 г. началась редакторская деятельность (журнал «Учитель»). Член Ученого комитета (1867–1874, 1884–1897), член Совета Министра МНП (1897–1900), член Педагогического комитета (1874–1882, 1897– 1901). Приобрел известность как редактор журнала «Учитель» (1861–1864), «Педагогический сборник» (1864–1882) и «Задушевное слово» (1885–1900). Активный деятель Петербургского педагогического общества (1869).
Вессель Н.Х. разрабатывал широкий круг проблем педагогики, среди которых уделил значительное внимание профобразованию, считая его важнейшим условием развития экономики России, в то же время отражающим потребности детей и «рабочего населения» страны. Изучал опыт зарубежных стран по подготовке специалистов. Он ставил вопрос о создании единого административного центра по управлению техническим образованием.
Выступил с докладом «Профессиональное образование» на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Разработал демократичный проект реформы системы образования, предусматривавший взаимосвязь систем общего и профессионального образования и возможность получения профессии после каждого уровня общего образования. Высшее (политехническое, коммерческое, сельскохозяйственное) – после полного общего (реального), среднее профессиональное (дневное, вечернее, воскресное) на базе начальной (12–14 лет) школы, низшее профессиональное на базе школ грамотности. Однако его идеи реформы образования не получили поддержки правительства. Считал, что доведение мастерства должно осуществляться не в учебных мастерских, а на производстве, у опытных ремесленников. Выступал против введения прикладных дисциплин в общеобразовательные учебные заведения и общеобразовательных – в профессиональные, считая, что это порождает «ублюдка» и препятствует решению главных задач. Критиковал за это существовавшие реальные училища. Сторонник идеи природосообразности и личностной ориентированности воспитания, полагая конечным результатом образования готовность личности к самообразованию и самовоспитанию и осознанному выбору профессии. В своих работах уделил большое внимание вопросам перестройки гимназического образования, приближения его к жизни и социальным потребностям общества, созданию «общественного училищеведения» в противовес «государственному», бюрократическому.
Соч.: Учебный курс гимназий. – Спб., 1866; Женское профессиональное образование и женские профессиональные училища. – СПб., 1880; Профессиональные школы и обучение ремеслам. – СПб., 1881; Профессиональные училища // Русская школа. 1892. № 11; Наша средняя общеобразовательная школа. – СПб., 1903; Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. – М., 1959.
Лит.: Струминский В.Я. Н.X. Вессель как историк и теоретик «общественного училищеведения» // Вессель Н.X. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. – М., 1959.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.