ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Вечерние школы
общеобразова тельные учебные заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью. Появились в 70-х гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под названием вечерние школы объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. В вечерних школах получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Вечерние школы создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, главным образом на базе старшей ступени общеобразовательной школы. Возможно создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. Вечерняя школа может иметь очную и заочную формы обучения или их сочетание. К 2000 году в Российской Федерации насчитывалось около 2 тыс. самостоятельных вечерних школ.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
общеобразовательные учебные заведения для молодежи и взрослых, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. Появились в 70-х гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под названием В.ш. объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. Часть В.ш. находилась в ведении МНП, имелись земские и частные В.ш., а также В.ш. при промышленных предприятиях. В годы советской власти В.ш. стали частью единой государственной системы образования. В 20- 30-х гг. осн. видами В.ш. были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской молодежи (ШКМ, 1923-34; с 1930 школы колхозной молодежи); вечерние рабочие факультеты (1919-40); различные общеобразовательные и политико-просветительские курсы. С 1937 очная (вечерняя) форма обучения дополнена заочной. Современный тип рос. общеобразовательной В.ш. формировался с конца 40-х гг. В 1943 созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) и школы сельской молодежи (ШСМ), в 1958 преобразованные в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, которые до начала 80-х гг. рассматривались как осн. тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодежи. В 70-е гг. для учащихся и учителей В.ш. впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература. Отмена обязательности среднего образования (конец 80-х гг.) привела к новому осмыслению роли В.ш. как фактора социальной реабилитации т.н. трудных подростков, как звена образовательной системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. В В.ш. получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. В.ш. создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, гл.о. на базе старшей ступени общеобразовательной школы. Возможно создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. В.ш. может иметь очную и заочную формы обучения или их сочетание. К 2000 в Рос. Федерации насчитывалось ок. 2 тыс. самостоятельных В.ш. Общее образование получали ок. 0,5 млн. учащихся. В В.ш. было занято ок. 70 тыс. педагогов. См. также Вечернее обучение, Заочное обучение, Образование взрослых,Школы рабочей молодежи

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
общеобразоват. уч. заведения для молодежи и взрослых, совмещающих учебу с трудовой деятельностью.
В дорев. России В. ш. появились в 70-гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под назв. В. ш. объединялись нач. уч. заведения разл. типов для взрослых: школы грамоты, повторительно-дополнит. курсы (работали по программам начальных нар. уч-щ), общеобразоват. и проф. школы для рабочих (имели расширенный курс общеобразоват. предметов) и др. Часть В. ш. находилась в ведении Мин-ва нар. просвещения (в нач. 20 в. — св. 700); имелись земские и частные В. ш., а также В. ш. при пром. предприятиях (создавались гл. обр. по инициативе РТО). В. ш. получили широкое распространение в годы Революции 1905—07; открылось (1905) св. 1600 В. ш. и курсов при гор. уч-щах (св. 89 тыс. уч-ся). В. ш. действовали гл. обр. благодаря инициативе энтузиастов народного просвещения.
В годы сов. власти В. ш. стали частью единой гос. системы нар. образования. В 20—30-х гг. осн. видами В. ш. были школы взрослых 2 типов: обычного (2 года обучения; давали нач. образование) и повышенного (3 года обучения; по программе неполной ср. школы); имелись также школы крестьянской молодежи (ШКМ, 1923—34; давали неполное ср. образование и профилиров. с.-х. подготовку; с 1930 школы колхозной молодежи); вечерние рабочие ф-ты (1919—40; с 1921/22 уч. г. — 4 года обучения; готовили к поступлению в вузы); разл. общеобразоват. и политико-просветит. курсы (гл. обр. одногодичные). В 1936 школы повышенного типа реорганизованы в неполные средние и ср. школы взрослых. С 1937 очная (вечерняя) форма обучения в них дополнена заочной. В 1940/41 уч. г. в 7,3 тыс. общеобразоват. В. ш. насчитывалось 768 тыс. уч-ся, в т. ч. в начальных и 7-летних школах — 658 тыс. учащихся.
Совр. тип рос. общеобразоват. В. ш. формировался с кон. 40-х гг. Пост. СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (15 июля 1943) были созданы 7-летние и ср. общеобразоват. уч. заведения, в 1944 получившие назв. школ рабочей молодежи (ШРМ). Тогда же созданы начальные и 7-летние школы сел. молодежи (ШСМ). Впервые для В. ш. Наркомпросом РСФСР был разработан спец. уч. план (предусматривалось использование учебников массовой школы).
В 1958 ШРМ и ШСМ преобразованы в вечерние (сменные) ср. общеобразоват. школы, к-рые до нач. 80-х гг. рассматривались как осн. тип общеобразоват. уч. заведения для работающей молодежи. В 60-х гг. создавались также В. ш. и классы мастеров (дававшие за 3 года обучения ср. образование и обеспечивавшие повышение производств. квалификации учащихся).
В условиях всеобщего ср. образования молодежи обозначился определенный разрыв в уровне подготовки учащихся дневных и вечерних школ. Ср. ежегодное число поступавших в вузы выпускников В. ш. стало снижаться: в 70-х гг. — ок. 15%, в 80-х гг.-ок. 10%. В условиях всеобщего ср. образования потенциальный контингент учащихся В. ш. закономерно сокращался, тогда как при директивном административном планировании планы набора учащихся оставались высокими и подлежали обязат. выполнению. По проценту выполнения таких нереальных планов оценивалась работа пед. коллективов школ. В В. ш. стали распространяться очковтирательство, формализм в организации уч. процесса, либерализм в оценке знаний учащихся.
Процесс упорядочения деятельности В. ш. (с сер. 80-х гг.) сопровождался неоправданно поспешным закрытием мн. В. ш. (в 1985—88 -св. 18 тыс.), ликвидацией профильных учреждений метод. службы, соответствующих подразделений органов управления образованием. Кризис В. ш. выявил порочность командных методов управления социальной сферой. Потенциальный контингент В. ш. остается значительным. Отмена обязательности ср. образования привела к новому осмыслению роли В. ш. как фактора социальной реабилитации т. н. трудных подростков, как звена образоват. системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экон. отношений. В В. ш. получают образование лица, прервавшие по разл. причинам обучение в ср. спец. и проф.-тех. уч. заведениях. Достаточно велико число людей в возрасте до 40 лет, не имеющих общего ср. образования, что негативно сказывается на квалификац. составе занятых на произ-ве и ограничивает возможности его совершенствования. В системе непрерывного образования В. ш. создаются и действуют как самостоят. уч. заведения, гл. обр. на базе ст. ступени общеобразоват. школы. При необходимости могут открываться классы и группы ср. ступени. Возможно также создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. В. ш. может иметь очную и заочную формы обучения или их сочетание. Для учащихся организуются также учебно-консультационнь с пункты.
В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации насчитывалось ок. 2 тыс. самостоят. В. ш., вечер, классы при 3,8 тыс. дневных общеобразоват. школ, а также 2,9 тыс. уч.-консультац. пунктов. Общее образование получали ок. 0,5 млн. уч-ся. В В. ш. было занято 69,9 тыс. педагогов, в т. ч. 18,2 тыс. штатных. Значит. число В. ш. с русским языком обучения работает в Казахстане, на Украине, в Белоруссии.
Продолжительность уч. года в В. ш. 36 нед. В 1969 было введено 12 вариантов уч. планов, с 1990 республики разрабатывают свои варианты уч. планов В. ш. (в России действует 17 вариантов). Это дает возможность создавать в одной школе разные уч. режимы, удобные для обучающихся и позволяющие учиться утром, днем, вечером, по скользящему графику, по сессиям. Состав уч. предметов в В. ш. такой же, как и в дневной общеобразовательной, однако уч. планы предусматривают разл. группировку и последовательность изучения отд. предметов или «блоков» уч. материала. Осн. формы уч. работы — урок (при очном обучении), а также групповые и индивидуальные консультации (гл. обр. при заочном обучении). С 70-х гг. осн. формой текущей проверки знаний стали зачеты; при очном обучении сохраняет свое значение и поурочный контроль.
Уч. работа в В. ш. учитывает специфику контингента учащихся, разнородного по возрасту, интересам и семейному положению. Мн. учащиеся В. ш. вследствие перерыва в учебе утрачивают опорные знания и навыки, к-рые необходимы для понимания и закрепления нового уч. материала. Важная задача пед. коллектива В. ш. — выявление и ликвидация таких пробелов, восстановление знаний и создание прочной базы для усвоения уч. материала. Условия В. ш. требуют от учителя поисков рациональных средств для индивидуализации и дифференциации обучения (деление учащихся на группы и т. п.), специальных занятий по развитию навыков самообразования и др.
В уч. планах предусмотрены часы на факультативные занятия учащихся, желающих углубить полученные знания по отд. предметам. Практикуются развивающие методы обучения, направленные на активизацию уч. деятельности и мышления учащихся: уроки-лекции, семинары и др., лабораторные работы.
Формируется новый тип уч. заведения, значительно расширяющий социально-образоват. функции В. ш., — центры образования взрослых.
В 70-е гг. для учащихся В. ш. впервые были созданы спец. учебники и уч. пособия с указаниями по самостоят. работе над уч. материалом, разработаны задания для заочников, а также метод. лит-ра для учителей В. ш. К сер. 80-х гг. ежегодно издавалось до 80 назв. таких книг. С 1984 изд-во «Просвещение» выпускает книжную серию «Библиотека руководителя вечерней и заочной ср. школы». Издается журн. «Вечерняя ср. школа» (с 1958; совр. назв. с 1961).
Успешно обучающимся в старших кл. в период уч. года рабочая неделя сокращается: проживающим в городах и рабочих поселках на 1 день или на соответствующее кол-во часов рабочего дня в течение недели, проживающим в сел. местности — на 2 дня или на соответствующее кол-во часов; за это время выплачивается 50% ср. заработной платы. Для сдачи выпускных экзаменов в В. ш. предоставляется оплачиваемый отпуск на 20 рабочих дней, в 9-м кл. — на 8 дней. Обучающимся в В. ш. разрешается для сдачи переводных экзаменов доп. отпуск от 4 до 6 дней с сохранением ср. заработной платы за счет сокращения общего кол-ва свободных дней, предоставляемых учащимся.
Лит.: Веч. школа. Метод. руководство для работников веч. (сменной) школы, под ред. А. В. Даринского, М., 1978; Мягчен-ков С. В., Воспитат. работа в веч. школе, М., 1979; Тонконогая Е. П., Дидак-тич. особенности урока в веч. школе, М., 1984; Руководство веч. школой и контроль, под ред. Е. П. Тонконогой, М., 1985; В с p ш-ловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы, М., 1987; Вечерняя средняя школа, под ред. В. Г. Онуш-кина и др., М., 1990.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
52.97 кб

Вечерние школы: проблемы развития

Вершинин В. Н.
Читать PDF
71.21 кб

Проблемы современной вечерней школы

Горбунова Людмила Леонидовна
Читать PDF
448.74 кб

Особенности обучения физике учащихся вечерней школы

Ефименко Александр Александрович, Румбешта Е. А.
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы современного вечернего образования развитию познавательного интереса школьников, позволяющего привлечь их к активному участию в производительном труде, развить индивидуальные спосо
Читать PDF
260.09 кб

Социально-культурный контекст развития вечерней школы

Королева Елена Геннадьевна
В статье предпринята попытка анализа исторических этапов развития вечерней школы как социального института и перспектив ее развития на современном этапе.
Читать PDF
456.71 кб

Предпрофильная подготовка учащихся вечерней (сменной) школы

Ягодкина Ольга Константиновна
В статье подробно представлена вариативная практико-ориентированная модель предпрофильной подготовки, разработанная с учетом различных категорий обучающихся.
Читать PDF
304.77 кб

Взаимодействие семьи, школы и общества в условиях вечерней школы

Сотникова Татьяна Сергеевна, Николаева Мария Степановна, Менякова Феодосия Егоровна
В статье обсуждается реализация программы духовно-нравственного воспитания трудных подростков, рассчитанной на обучающихся 9–12-х классов вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
Читать PDF
127.94 кб

Педагогическая поддержка деятельности учения учащегося вечерней школы

Артыков Тимур Абдуварисович
Статья посвящена реализации педагогической поддержки деятельности учения учащихся в современной вечерней открытой (сменной) общеобразовательной школе.
Читать PDF
304.78 кб

Проблема адаптации несовершеннолетних матерей в условиях вечерней школы

Воробьева Д. И., Подколзина Л. Г.
Читать PDF
238.14 кб

Воскресные и вечерние школы, курсы, классы черчения и рисования в России на рубеже XIX-XX вв.

Шабанов Н. К., Степанов М. С.
В статье рассматриваются вопросы художественно-педагогического и художественно-промышленного образования в России на рубеже XIX-XX вв. Отмечается роль в данном процессе художественных школ, курсов, классов черчения и рисования.
Читать PDF
384.44 кб

Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на урок

Ефименко Александр Александрович
Статья посвящена решению актуальной методической и социальной проблемы ориентации учащихся школы пенитенциарного учреждения на рабочие профессии и развитие необходимых профессиональных умений при обучении физике.