ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Вечернее обучение
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, составная часть системы непрерывного образования.
ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
одна из форм безотрывного образования. Практикуется в общеобразовательной школе, а также на всех трех ступенях профессионального образования. Занятия проходят по лекционно-семинарской форме и в этом аспекте не отличаются от занятий на дневных отделениях. Диплом равноценен диплому дневного отделения.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью; составная часть системы непрерывного образования. Вечернее обучение предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время (как правило, вечером). Практикуется в общеобразовательных учреждениях, а также на всех трех ступенях профессионального образования, где занятия проходят по лекционно-семинарской форме; диплом равноценен диплому дневного отделения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Вечернее обучение
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учёбу с профессиональной деятельностью, составная часть систем ы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в 18 веке. В 20 веке по мере распространения всеобщего школьного обучения вечернее обучение стало использоваться главным образом в профессиональном образовании (в т. ч. и высшем), повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования взрослых. В СССР вечернее обучение применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодёжи к продолжению образования в средних и вы сших учебных заведениях.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в 18 в. В 20 в. по мере распространения всеобщего школьного обучения В.о. стало использоваться гл.о. в профессиональном образовании (в т.ч. и высшем), повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования взрослых. В СССР В.о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. В 30-х - начале 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7- и 8-летнего всеобуча. С 1919 создавались вечерние техникумы и училища, отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализированные вечерние вузы. Содержание обучения и основные виды занятий были едины для вечерней и дневной форм обучения. В 50-60-х гг. появились заводы-втузы, где чередовались очная (дневная или вечерняя) форма обучения и работа на производстве. С конца 60-х гг. доля В.о. в системе образования стала снижаться. Зачисление на В.о. осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. Для успешно обучающихся предусмотрены льготы: предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. Предусмотрены также возможности перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения. В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось: 3 самостоятельных вечерних государственных вуза и 216 вечерних отделений при вузах (в государственных вузах обучалось 228 тыс. чел., в негосударственных - 31 тыс. чел.); 47 средних профессиональных вечерних учебных заведений и отделений при них (в них обучалось 86 тыс. чел.). С 1962 В.о. введено в системе профессионально-технического образования: были созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и отделения при дневных училищах для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, занятых на производстве. См. также Вечерние школы,Заочное обучение, Образование взрослых
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Вечернее обучение – традиционная форма получения общего образования (первые вечерние общеобразовательные начальные школы появились в Западной Европе в XVIII в.). В XX в. по мере распространения всеобщего школьного обучения стало использоваться главным образом в профессиональном (в т. ч. высшем) образовании, системе повышения квалификации, а также в различных видах дополнительного образования. В СССР вечернее обучение применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. В 1930-х – начале 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7-летнего и 8-летнего всеобуча. Вечернее обучение распространилось в высшей и средней специальной школе. С 1919 г. создавались вечерние техникумы и училища, соответствующие отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 г. появились специализированные вечерние вузы (в 1940 г. их было 8). В 1930-х гг. содержание обучения и основные виды занятий в высшей и средней специальной школе были признаны едиными для дневной и вечерней форм. Продолжительность обучения в вечерних вузах и техникумах (в сравнении с дневными) увеличилась с 5 мес. до 1 года. Объем самостоятельной учебной работы вне учебного заведения сократился. В преподавании специальных дисциплин учитывались практические навыки, получаемые студентами вечерней формы обучения на производстве, главным образом в работе по избранной в учебном заведении специальности. Наиболее широко вечернее обучение применялось в вузах и техникумах РСФСР в 1950–60-х гг. Появились заводы-втузы, в которых учебный процесс строился на чередовании очной (дневной или вечерней) учебы с работой на производстве (опыт такой организации обучения был получен еще в начале 1930-х гг.). С конца 1960-х гг. при увеличении общей численности студентов и учащихся средних специальных учебных заведений в стране доля студентов вечерней формы обучения стала снижаться. В планировании и организации работы вечерних учебных заведений не всегда принимались в расчет особенности вечернего обучения. Специальности вечернего обучения вводились без учета его наибольшей эффективности для решения локальных проблем подготовки квалифицированных кадров из работников конкретных предприятий, учреждений.
Стремление отдельных ведомств к количественному расширению подготовки специалистов приводило к снижению качества знаний студентов. Вечернее обучение в высшей и средней специальной школе сохраняет свое значение как один из каналов получения профессионального образования работающей молодежью без отрыва от производства. Зачисление на вечернее обучение в вузы, техникумы и училища осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. С 1987 г. соответствие профиля работы и специальности обучения определяется учебным заведением. В учебных планах вечерних высших и средних специальных учебных заведений обязательные занятия в период обучения составляют не более 16 ч в неделю (обычно 3 – 4 раза в неделю по 4 академических часа). Общее количество часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, практические занятия и другие виды аудиторной работы, не превышает 70% от количества времени, отводимого на аналогичные виды работы для обучающихся по дневной форме. В преподавании учебного материала учитываются знания и практические навыки, получаемые студентами высших и учащимися средних специальных учебных заведений в процессе производственной деятельности по избранной специальности. Это позволяет обеспечить одинаковое содержание образования, получаемое студентами и учащимися различных форм обучения, при сокращении времени, отводимого на лекционные и практические занятия по отдельным дисциплинам, и дает возможность выдавать выпускникам вузов и техникумов диплом единого образца.
Среди обучающихся имеется значительное число лиц, приступивших к учебе после определенного перерыва в обучении и утративших некоторую часть своих общеобразовательных и общенаучных знаний. Первоочередная задача педагогов при работе с такими учащимися и студентами – выявить пробелы, восстановить опорные знания. Из-за значитель ной учебной нагрузки (до 16 ч в неделю) снижается восприятие учебного материала и возникают трудности в его систематическом освоении. Одна из существенных педагогических проблем вечернего обучения – недостаток учебного времени для самостоятельной работы. Все эти особенности вечернего обучения требуют от педагога поиска мер для активизации обучающихся на занятиях и повышения эффективности учебного процесса. Важное значение имеет обеспечение студентов и учащихся вечерней формы обучения учебно-методической документацией и литературой (программы дисциплин, методические указания, учебники, учебные пособия и др.). Для успешно обучающихся предусмотрены льготы. Предоставляются дополнительные отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. Предусмотрены возможность перехода успевающих учащихся на дневную форму обучения, а также создание условий для обучения в учебных заведениях молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двухи трехсменным режимом работы, сезонным характером труда и т. п. Расширяется применение индивидуального подхода к комплектованию учебных групп в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки студентов и учащихся. В практику вошла подготовка специалистов с высшим образованием в сокращенные сроки из числа выпускников средних специальных учебных заведений. Снижается среднее число студентов-вечерников, приходящихся на одного преподавателя (перспективное соотношение 1:15).
С 1962 г. в системе профессионально-технического образования введено вечернее обучение практически по всем специальностям, принятым для дневного обучения. Созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и подобные отделения при дневных училищах. На эти учебные заведения возложена как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации рабочих, занятых на производстве. Срок обучения в зависимости от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, сложности приобретаемой профессии и уровня присваиваемой при выпуске квалификации – от 6 мес. до 1,5 лет; при повышении квалификации – 3 – 6 мес. Вечернее обучение – распространенная форма дополнительного образования. С использованием вечернего обучения работают народные университеты, различные курсы и т. п. Вечернее обучение предоставляет всем гражданам возможность получения дополнительных знаний по отдельным дисциплинам и циклам дисциплин в интересах разностороннего образования человека.
Стремление отдельных ведомств к количественному расширению подготовки специалистов приводило к снижению качества знаний студентов. Вечернее обучение в высшей и средней специальной школе сохраняет свое значение как один из каналов получения профессионального образования работающей молодежью без отрыва от производства. Зачисление на вечернее обучение в вузы, техникумы и училища осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. С 1987 г. соответствие профиля работы и специальности обучения определяется учебным заведением. В учебных планах вечерних высших и средних специальных учебных заведений обязательные занятия в период обучения составляют не более 16 ч в неделю (обычно 3 – 4 раза в неделю по 4 академических часа). Общее количество часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, практические занятия и другие виды аудиторной работы, не превышает 70% от количества времени, отводимого на аналогичные виды работы для обучающихся по дневной форме. В преподавании учебного материала учитываются знания и практические навыки, получаемые студентами высших и учащимися средних специальных учебных заведений в процессе производственной деятельности по избранной специальности. Это позволяет обеспечить одинаковое содержание образования, получаемое студентами и учащимися различных форм обучения, при сокращении времени, отводимого на лекционные и практические занятия по отдельным дисциплинам, и дает возможность выдавать выпускникам вузов и техникумов диплом единого образца.
Среди обучающихся имеется значительное число лиц, приступивших к учебе после определенного перерыва в обучении и утративших некоторую часть своих общеобразовательных и общенаучных знаний. Первоочередная задача педагогов при работе с такими учащимися и студентами – выявить пробелы, восстановить опорные знания. Из-за значитель ной учебной нагрузки (до 16 ч в неделю) снижается восприятие учебного материала и возникают трудности в его систематическом освоении. Одна из существенных педагогических проблем вечернего обучения – недостаток учебного времени для самостоятельной работы. Все эти особенности вечернего обучения требуют от педагога поиска мер для активизации обучающихся на занятиях и повышения эффективности учебного процесса. Важное значение имеет обеспечение студентов и учащихся вечерней формы обучения учебно-методической документацией и литературой (программы дисциплин, методические указания, учебники, учебные пособия и др.). Для успешно обучающихся предусмотрены льготы. Предоставляются дополнительные отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. Предусмотрены возможность перехода успевающих учащихся на дневную форму обучения, а также создание условий для обучения в учебных заведениях молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двухи трехсменным режимом работы, сезонным характером труда и т. п. Расширяется применение индивидуального подхода к комплектованию учебных групп в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки студентов и учащихся. В практику вошла подготовка специалистов с высшим образованием в сокращенные сроки из числа выпускников средних специальных учебных заведений. Снижается среднее число студентов-вечерников, приходящихся на одного преподавателя (перспективное соотношение 1:15).
С 1962 г. в системе профессионально-технического образования введено вечернее обучение практически по всем специальностям, принятым для дневного обучения. Созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и подобные отделения при дневных училищах. На эти учебные заведения возложена как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации рабочих, занятых на производстве. Срок обучения в зависимости от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, сложности приобретаемой профессии и уровня присваиваемой при выпуске квалификации – от 6 мес. до 1,5 лет; при повышении квалификации – 3 – 6 мес. Вечернее обучение – распространенная форма дополнительного образования. С использованием вечернего обучения работают народные университеты, различные курсы и т. п. Вечернее обучение предоставляет всем гражданам возможность получения дополнительных знаний по отдельным дисциплинам и циклам дисциплин в интересах разностороннего образования человека.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
форма организации уч. процесса для лиц, сочетающих учебу с проф. трудовой деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с уч. группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин).
В. о. — традиц. форма получения общего образования (первые вечерние общеобразоват. нач. школы появились в Зап. Европе в 18 в.). В 20 в. по мере распространения всеобщего шк. обучения стало использоваться гл. обр. в профессиональном (в т. ч. высшем) образовании, повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования.
В СССР В. о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в ср. и высш. уч. заведениях. В 30-х — нач. 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7-летнего и 8-летнего всеобуча (см. Вечерние школы).
В. о. распространилось в высш. и ср. спец. школе. С 1919 создавались вечерние техникумы и уч-ща, соответствующие отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализиров. вечерние вузы (в 1940 их было 8). В 30 х гг. содержание обучения и осн. виды занятий в высш. и ср. спец. школе были признаны едиными для дневной и вечерней форм. Продолжительность обучения в вечерних вузах и техникумах (в сравнении с дневными) увеличивалась с 5 мес до 1 года. Объем самостоят. уч. работы вне уч. заведения сокращался. В преподавании спец. дисциплин учитывались практич. навыки, получаемые вечерниками на произ ве, гл. обр. в работе по избранной в учебном заведении специальности.
наиб. широко В. о. применялось в вузах и техникумах РСФСР в 50—60-х гг. Появились заводы-втузы, в к-рых уч. процесс строился на чередовании очной (дневной или вечерней) учебы с работой на произ-ве (опыт такой организации обучения был получен еще в нач. 30 х гг.).
С кон. 60-х гг. при увеличении общей численности студентов и учащихся ср. спец. уч. заведений в стране доля вечерников стала снижаться. В планировании и организации работы вечерних уч. заведений не всегда принимались в расчет особенности В. о. Специальности В. о. вводились без учета его наиб. эффективности для решения локальных проблем подготовки квалифициров. кадров из работников конкретных предприятий, учреждений. Стремление отд. ведомств к количеств, расширению подготовки специалистов приводило к снижению качества знаний вечерников.
В. о. в высш. и ср. спец. школе сохраняет свое значение как один из каналов получения проф. образования работающей молодежью без отрыва от производства.
В 1992 подготовку кадров с применением В. о. вело ок. 250 вузов, в т. ч. св. 30 ун-тов. Работают специализиров. Моск. вечерний металлургич. ин-т (осн. в 1930), 5 заводов-втузов, ок. 400 вечерних отделений, ф-тов, филиалов вузов, св. 200 вечерних техникумов и 1 тыс. вечерних отделений ср. спец. уч. заведений. В 1992 среди студентов было 10,6% вечерников, среди учащихся ср. спец. уч. заведений — ок 7%.
Зачисление на В. о. в вузы, техникумы и уч-ща осуществ чяется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в уч. заведении специальности. С 1987 соответствие профиля работы и специальности обучения определяется уч. заведением.
В уч. планах вечерних высш. и ср. спец. уч. заведений обязат. занятия в период обучения составляют не более 16 ч в неделю (обычно 3—4 раза в неделю по 4 академич. часа). Общее кол-во часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, практич. занятия и др. виды аудиторной работы, не превышает 70% по сравнению, с аналогичным временем для обучающихся по дневной форме. В преподавании уч. материала учитываются знания и практич. навыки, получаемые студентами высш. и учащимися ср. спец. уч. заведений в процессе производств. деятельности по избранной специальности. Это позволяет обеспечить одинаковое содержание образования, получаемое студентами и учащимися по разл. формам обучения, при сокращении времени, отводимого на лекционные и практич. занятия по отд. дисциплинам, и дает возможность выдавать выпускникам вузов и техникумов диплом единого образца.
Среди обучающихся имеется Значит. число лиц, приступивших к учебе после определенного перерыва в обучении и утративших нек-рую часть своих общеобразоват. и общенауч. знаний. Первоочередная задача педагогов при работе с такими учащимися и студентами — выявить пробелы, восстановить опорные знания. Из-за Значит. уч. нагрузки (до 16 ч в неделю) снижается восприятие уч. материала и возникают трудности в его систематич. освоении. Одна из существенных пед. проблем В. о. — недостаток уч. времени для самостоят. работы. Все эти особенности В. о. требуют от педагога поиска мер для активизации обучаю щихся на занятиях и повышения эффек тивности уч. процесса. Важное значение имеет обеспечение студентов и учащихся вечерников уч.-метод. документацией и лит рой (программы дисциплин, метод. указания, учебники, учебные пособия и др.).
Для успешно обучающихся предусмотрены льготы. Предоставляются доп. от пуска для выполнения лабораторных ра бот, сдачи зачетов и экзаменов, в ср. спец. уч. заведениях на 1-м и 2-м кур сах — 10 календарных дней, на 3-м и последующих — 20; в вузах на 1-м и 2 м курсах — 20 календарных дней; на 3 м и последующих — 30. Для сдачи гос. экзаменов предоставляется отпуск в 30 календарных дней. Для выполнения и защиты дипломного проекта учащиеся ср. спец. уч. заведений получают отпуск продолжительностью 2 мес, а студенты вузов — 4 мес. Уч. отпуска оплачиваются из расчета среднемесячной заработной платы, но не свыше установленного макс. размера.
Предусмотрены возможность перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения, а также создание условий для обучения в уч. заведениях мо лодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух- и трехсменным режимом работы, сезонным характером труда и т. п. Расширяется применение индивидуального подхода к комплектованию уч. групп в зависимости от уровня теоретич. и практич. подготовки студен тов и учащихся. В практику вошла подготовка специалистов с высш. образованием в сокр. сроки из числа выпускников ср. спец. уч. заведений. Снижается ср. число студентов-вечерников, приходящихся на одного преподавателя (перспективное соотношение 1. 15).
С 1962 в системе проф.-тех. образования введено В. о. Были созданы спец. вечерние (сменные) ПТУ и подобные отделения при дневных уч-щах. На эти уч. заведения возложена как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации рабочих, занятых на произ-ве. Срок обучения в зависимости от уровня общеобразоват. и проф. подготовки, сложности приобретаемой профессии и уровня присваиваемой при выпуске квалификации от 6 мес до 1,5 лет; при повышении квалификации — 3—6 мес. Обучение в вечерних ПТУ ведется практически по всем специальностям, принятым для дневного обучения. В 1992 действовали св. 40 вечерних ПТУ (св. 42,6 тыс. чел.) и cв. 400 отделений при дневных ПТУ, на к рых учащиеся проходили переподго товку и повышение квалификации.
В. о. — распространенная форма доп образования. С использованием В. о работают нар. ун-ты, разл. курсы и т. и В. о. предоставляет всем гражданам воз можность получения доп. знаний по отд. дисциплинам и циклам дисциплин в ин тересах разностороннего образования че ловека. См. также Образование взросльп Лит Горохов В. А., К о х а и о в а Л А, Основы непрерывного образования в СССР, М., 1987.
Ю. Г Татур, Г. В Арсенъев
В. о. — традиц. форма получения общего образования (первые вечерние общеобразоват. нач. школы появились в Зап. Европе в 18 в.). В 20 в. по мере распространения всеобщего шк. обучения стало использоваться гл. обр. в профессиональном (в т. ч. высшем) образовании, повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования.
В СССР В. о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодежи к продолжению образования в ср. и высш. уч. заведениях. В 30-х — нач. 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7-летнего и 8-летнего всеобуча (см. Вечерние школы).
В. о. распространилось в высш. и ср. спец. школе. С 1919 создавались вечерние техникумы и уч-ща, соответствующие отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализиров. вечерние вузы (в 1940 их было 8). В 30 х гг. содержание обучения и осн. виды занятий в высш. и ср. спец. школе были признаны едиными для дневной и вечерней форм. Продолжительность обучения в вечерних вузах и техникумах (в сравнении с дневными) увеличивалась с 5 мес до 1 года. Объем самостоят. уч. работы вне уч. заведения сокращался. В преподавании спец. дисциплин учитывались практич. навыки, получаемые вечерниками на произ ве, гл. обр. в работе по избранной в учебном заведении специальности.
наиб. широко В. о. применялось в вузах и техникумах РСФСР в 50—60-х гг. Появились заводы-втузы, в к-рых уч. процесс строился на чередовании очной (дневной или вечерней) учебы с работой на произ-ве (опыт такой организации обучения был получен еще в нач. 30 х гг.).
С кон. 60-х гг. при увеличении общей численности студентов и учащихся ср. спец. уч. заведений в стране доля вечерников стала снижаться. В планировании и организации работы вечерних уч. заведений не всегда принимались в расчет особенности В. о. Специальности В. о. вводились без учета его наиб. эффективности для решения локальных проблем подготовки квалифициров. кадров из работников конкретных предприятий, учреждений. Стремление отд. ведомств к количеств, расширению подготовки специалистов приводило к снижению качества знаний вечерников.
В. о. в высш. и ср. спец. школе сохраняет свое значение как один из каналов получения проф. образования работающей молодежью без отрыва от производства.
В 1992 подготовку кадров с применением В. о. вело ок. 250 вузов, в т. ч. св. 30 ун-тов. Работают специализиров. Моск. вечерний металлургич. ин-т (осн. в 1930), 5 заводов-втузов, ок. 400 вечерних отделений, ф-тов, филиалов вузов, св. 200 вечерних техникумов и 1 тыс. вечерних отделений ср. спец. уч. заведений. В 1992 среди студентов было 10,6% вечерников, среди учащихся ср. спец. уч. заведений — ок 7%.
Зачисление на В. о. в вузы, техникумы и уч-ща осуществ чяется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приема. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в уч. заведении специальности. С 1987 соответствие профиля работы и специальности обучения определяется уч. заведением.
В уч. планах вечерних высш. и ср. спец. уч. заведений обязат. занятия в период обучения составляют не более 16 ч в неделю (обычно 3—4 раза в неделю по 4 академич. часа). Общее кол-во часов, отводимых на лекции, лабораторные работы, практич. занятия и др. виды аудиторной работы, не превышает 70% по сравнению, с аналогичным временем для обучающихся по дневной форме. В преподавании уч. материала учитываются знания и практич. навыки, получаемые студентами высш. и учащимися ср. спец. уч. заведений в процессе производств. деятельности по избранной специальности. Это позволяет обеспечить одинаковое содержание образования, получаемое студентами и учащимися по разл. формам обучения, при сокращении времени, отводимого на лекционные и практич. занятия по отд. дисциплинам, и дает возможность выдавать выпускникам вузов и техникумов диплом единого образца.
Среди обучающихся имеется Значит. число лиц, приступивших к учебе после определенного перерыва в обучении и утративших нек-рую часть своих общеобразоват. и общенауч. знаний. Первоочередная задача педагогов при работе с такими учащимися и студентами — выявить пробелы, восстановить опорные знания. Из-за Значит. уч. нагрузки (до 16 ч в неделю) снижается восприятие уч. материала и возникают трудности в его систематич. освоении. Одна из существенных пед. проблем В. о. — недостаток уч. времени для самостоят. работы. Все эти особенности В. о. требуют от педагога поиска мер для активизации обучаю щихся на занятиях и повышения эффек тивности уч. процесса. Важное значение имеет обеспечение студентов и учащихся вечерников уч.-метод. документацией и лит рой (программы дисциплин, метод. указания, учебники, учебные пособия и др.).
Для успешно обучающихся предусмотрены льготы. Предоставляются доп. от пуска для выполнения лабораторных ра бот, сдачи зачетов и экзаменов, в ср. спец. уч. заведениях на 1-м и 2-м кур сах — 10 календарных дней, на 3-м и последующих — 20; в вузах на 1-м и 2 м курсах — 20 календарных дней; на 3 м и последующих — 30. Для сдачи гос. экзаменов предоставляется отпуск в 30 календарных дней. Для выполнения и защиты дипломного проекта учащиеся ср. спец. уч. заведений получают отпуск продолжительностью 2 мес, а студенты вузов — 4 мес. Уч. отпуска оплачиваются из расчета среднемесячной заработной платы, но не свыше установленного макс. размера.
Предусмотрены возможность перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения, а также создание условий для обучения в уч. заведениях мо лодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух- и трехсменным режимом работы, сезонным характером труда и т. п. Расширяется применение индивидуального подхода к комплектованию уч. групп в зависимости от уровня теоретич. и практич. подготовки студен тов и учащихся. В практику вошла подготовка специалистов с высш. образованием в сокр. сроки из числа выпускников ср. спец. уч. заведений. Снижается ср. число студентов-вечерников, приходящихся на одного преподавателя (перспективное соотношение 1. 15).
С 1962 в системе проф.-тех. образования введено В. о. Были созданы спец. вечерние (сменные) ПТУ и подобные отделения при дневных уч-щах. На эти уч. заведения возложена как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации рабочих, занятых на произ-ве. Срок обучения в зависимости от уровня общеобразоват. и проф. подготовки, сложности приобретаемой профессии и уровня присваиваемой при выпуске квалификации от 6 мес до 1,5 лет; при повышении квалификации — 3—6 мес. Обучение в вечерних ПТУ ведется практически по всем специальностям, принятым для дневного обучения. В 1992 действовали св. 40 вечерних ПТУ (св. 42,6 тыс. чел.) и cв. 400 отделений при дневных ПТУ, на к рых учащиеся проходили переподго товку и повышение квалификации.
В. о. — распространенная форма доп образования. С использованием В. о работают нар. ун-ты, разл. курсы и т. и В. о. предоставляет всем гражданам воз можность получения доп. знаний по отд. дисциплинам и циклам дисциплин в ин тересах разностороннего образования че ловека. См. также Образование взросльп Лит Горохов В. А., К о х а и о в а Л А, Основы непрерывного образования в СССР, М., 1987.
Ю. Г Татур, Г. В Арсенъев
Источник: Российская педагогическая энциклопедия