ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович
1835-1865) казахский просветитель, этнограф, художник, действительный член Русского географического общества (1857). Исследовал историю и культуру народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая. В 1860-61 в С.-Петербурге познакомился с идеями русских писателей-демократов, во многом определившими его мировоззрение как защитника интересов своего народа. Неодно- кратно обращался к проблемам обучения и воспитания казахов. По мнению В., предпосылкой административных и других реформ должно быть просвещение народа. Идея В. о тесной связи казахской и русской культур была положительно оценена общественностью и получила развитие в трудах Абая Кунанбаева и И. Алтынсарина.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович
сент. 1835, урочище Кушмурун, ныне в Кус-танайской обл., — апр. 1865, урочище Кочен-Тоган, ныне на терр. Кербулак-ского р-на Талды-Курганской обл.), первый казах. ученый, просветитель. Д. ч. Рус. геогр. об-ва (1857). Родился в семье казах. султана. Окончил Сиб. кадетский корпус в Омске в 1853. Служил в рус. армии (штаб-ротмистр, 1860) и в Азиатском деп. Мин-ва иностр. дел. Участник ряда экспедиций в Ср. Азию и Китай. В 1860—61 в Петербурге познакомился с идеями рус. писателей-демократов, во многом определившими его мировоззрение как защитника интересов своего народа. В трудах по истории и культуре народов Ср. Азии и Сев. Китая, получивших признание науч. общественности России, в переписке неоднократно обращался к проблемам обучения и воспитания. Стремился усовершенствованием системы правления улучшить хоз. состояние и быт казахов. По мнению В., предпосылкой адм. и др. реформ должно быть просвещение народа. Он подчеркивал, что в подготовке реформ первоочередное значение имеет учет подлинных нац. нужд, особенностей хоз. уклада и нац. традиций казахов, а не интересы правящих сословий. В. критиковал практику обучения детей кочевников муллами и дервишами, как не отвечавшую подлинным интересам народа. Высказывался за обучение казах. детей в рус. уч. заведениях, привлекавших его общеобразоват. программой и педагогически рациональными методами обучения. По убеждению В., только научное («истинное») знание формирует в человеке «спасительный дух сомнения» и умение по-настоящему ценить жизнь и материальное благосостояние. Труды В. были написаны на рус. яз. (большинство их опубл. посмертно; отд. изд. — СПБ, 1904), что затрудняло их доступность казахам. Однако идея о тесной связи рус. и казах. культур получила Значит. отклик и была развита в произв. Абая Кунанбаева и И. Алтынсарина. Через труды В. русская общественность познакомилась с историей и культурой казахского народа.
Соч.: Собр. соч., т. 1—5, А.-А., 1984- 1985 2 (на рус. и казах. языках).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия