ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
педагогическая система, основанная на принципе природосообразности обучения и воспитания, имеющая целью развитие у детей свободного интереса к окружающему миру и умения общаться с ним [59, c. 31].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Р. Штейнером на основе антропософии (учении о единстве духовного, душевного и телесного). Основные принципы: свободы, совместного творчества, вариативности видов деятельности, эвритмии.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в теории и практике воспитания, в котором рассматривается система методов и приемов воспитания духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. (Методологические и дидактико-методические основы разработал Р. Штейнер для детей рабочих фабрики “Вальдорф-Астория”, Штутгарт, 1919 г.)

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Вальдорфская педагогика
пед. система, основанная на идеях развития у детей свободного интереса к окружающему миру и умений обращаться с ним, создавая их "неразрушимый контакт". Основной принцип В.п. - природосообразность обучения и воспитания. Базисные составляющие содержания образования В.п.: хорошее общее эстетическое воспитание, обучение ремеслу, освоение искусств и гуманное общение.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

«Вальдорфская педагогика»
совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФСКАЯ
научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861–1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель вальдорфской педагогики – посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (искусство телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свои способности и свойства.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Вальдорфская педагогика
образовательная система духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения. Методологические и дидактические подходы разработаны Р. Штейнером (1861 – 1925 гг.) на основе антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов, искусства педагога увидеть и раскрыть в человеке природные задатки.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методология и дидактика разработаны Р. Штейнером и его последователями. Задача определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея воспитания ребенка – дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861–1925). Применяется в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «ВальдорфАстория», отсюда пошло название).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Педагогика вальдорфская
научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свои способности и свойства. В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (открыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов.

Источник: Педагогический словарь

Вальдорфская педагогика
система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как цело стного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером. На принципах вальдорфской педагогики организованы сво бодные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сооб щества «Кемпхилл» – частные учрежден ия, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа была от крыта в 1919 г. в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда название). В 1933–1945 на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги под верглись репрессиям. Вальдорфская педагогика получила развитие с 60-х гг. 20 в. во мн. странах (в 90-е гг. насчитывалось около 500 школ и 1000 садов).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. и дидактико-метод. основы «В. п.» разработаны Р. Штейнером. Применяется в т. н. свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория»; отсюда назв.), вальдорфских дет. садах и в лечебно-пед. учреждениях «Кемпхилл». В 1933—45 на терр. фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и др. возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. страны. К 1990 в мире насчитывалось ок. 500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. субсидированием (в разд. странах — от 30 до 80%). Валь-дорфские школы дают полное ср. образование (12 лет обучения; для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. н. абитуриентский, класс).
Задача «В. п.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. о. действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. п.» видят в ней не систематич. и нормативную науч. дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич. идей И. В. Гете и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд осн. принципов пед. деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.
Гл. действующее лицо в «В. п.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподает осн. общеобразоват. предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-метод. подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в Значит. мере под влиянием биогенетич. закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. п.».
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. «В. п.» исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом
только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. худож. деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. обучение ведется медленно, с преимуществ, использованием разл. образных форм, к-рые применяются и на ст. ступенях. Предметы уч-ся проходят т. н. эпохами: в течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. предмет. Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит. внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. навыками от вязания до индустр. труда или полного цикла с.-х. работ. Не исключается и собственно проф. подготовка. Оценки не выставляются. По окончании уч. года классный учитель составляет подробную психол.-пед. характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич. отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. и выпускные (в присутствии гос. шк. инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. процесса и др. решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
Консультац. центрами для учреждений, применяющих «В. п.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. объединение вальдорфских дет. садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед. семинары (3—4 года обучения). Издается ряд пед. журналов, в т. ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).
Лит.: Grosse R., Erlebte Padagogik, Dornach. 1968; Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg; С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984; Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982; Kirsch J., Die Waldorfpadagogik, Stuttg., 1984.
Г. А. Бондарев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
262.46 кб

Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении

Дамовска Лена
В первой половине ХХ века Рудольф Штайнер, идеологический создатель вальдорфской педагогики, представил свою философию образования полную воспитательнообучающую систему, предназначенную для дошкольного, начального и среднего образ
Читать PDF
91.08 кб

Вальдорфская педагогика в школе для "трудных"подростков: диалог культур

Подколзина Людмила Григорьевна
Читать PDF
389.70 кб

Рудольф Штейнер и его вальдорфская педагогика (к 150-летию со дня рождения)

Помелов Владимир Борисович
В статье характеризуется деятельность выдающегося педагога Рудольфа Штейнера, отмечаются основные особенности его учения вальдорфская педагогика.
Читать PDF
621.67 кб

Использование элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования

Рыжова Е. В.
В статье анализируется использование принципов вальдорфской педагогики (принцип антропоцентризма, учета возрастных особенностей, принцип межпредметных связей) в системе отечественного образования на примерах школ Коми АССР, г.
Читать PDF
146.58 кб

Вальдорфская педагогика: художественный образ как фактор духовно-нравственного становления личности

Донгаузер Елена Викторовна
Анализируются основные принципы вальдорфской педагогики и особенности художественного подхода в преподавании. В качестве общетеоретической базы исследования определены труды Рудольфа Штайнера и его последователей.
Читать PDF
262.19 кб

Развитие творческих способностей учащихся элементами вальдорфской педагогики в условиях пришкольного

Нагорная Светлана Михайловна
В статье на основе анализа понятий «творческие способности», «элемент вальдорфской педагогики», «воспитание творческой личности», раскрывается содержание и структура процесса развития творческих качеств личности элементами вальдор