ВАЛЛОН АнриВальдорфская школа

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 6 определений термина ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

«Вальдорфская педагогика»

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

педагогическая система, основанная на принципе природосообразности обучения и воспитания, имеющая целью развитие у детей свободного интереса к окружающему миру и умения общаться с ним [59, c. 31].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Вальдорфская педагогика

пед. система, основанная на идеях развития у детей свободного интереса к окружающему миру и умений обращаться с ним, создавая их "неразрушимый контакт". Основной принцип В.п. - природосообразность обучения и воспитания. Базисные составляющие содержания образования В.п.: хорошее общее эстетическое воспитание, обучение ремеслу, освоение искусств и гуманное общение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Педагогика вальдорфская

научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свои способности и свойства. В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (открыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

система методов и приемов воспитания и обучения, осн. на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В.п. разработаны Рудольфом Штейнером (1861-1925). На принципах В.п. организованы т.н. свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества "Кемпхилл" - частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа открыта в 1919 в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория" (отсюда название). В 1933-45 на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги подверглись репрессиям. В.п. получила развитие с 60-х гг. 20 в. во мн. странах (в 90-е гг. насчитывалось ок. 500 школ и 1000 садов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. и дидактико-метод. основы «В. п.» разработаны Р. Штейнером. Применяется в т. н. свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория»; отсюда назв.), вальдорфских дет. садах и в лечебно-пед. учреждениях «Кемпхилл». В 1933—45 на терр. фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и др. возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. страны. К 1990 в мире насчитывалось ок. 500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. субсидированием (в разд. странах — от 30 до 80%). Валь-дорфские школы дают полное ср. образование (12 лет обучения; для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. н. абитуриентский, класс).

Задача «В. п.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. о. действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. п.» видят в ней не систематич. и нормативную науч. дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич. идей И. В. Гете и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд осн. принципов пед. деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.

Гл. действующее лицо в «В. п.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподает осн. общеобразоват. предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.

Дидактико-метод. подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в Значит. мере под влиянием биогенетич. закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. п.».

Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. «В. п.» исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом

только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. худож. деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.

Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. обучение ведется медленно, с преимуществ, использованием разл. образных форм, к-рые применяются и на ст. ступенях. Предметы уч-ся проходят т. н. эпохами: в течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. предмет. Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит. внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. навыками от вязания до индустр. труда или полного цикла с.-х. работ. Не исключается и собственно проф. подготовка. Оценки не выставляются. По окончании уч. года классный учитель составляет подробную психол.-пед. характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич. отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. и выпускные (в присутствии гос. шк. инспектора).

Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. процесса и др. решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.

Консультац. центрами для учреждений, применяющих «В. п.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. объединение вальдорфских дет. садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед. семинары (3—4 года обучения). Издается ряд пед. журналов, в т. ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).

Лит.: Grosse R., Erlebte Padagogik, Dornach. 1968; Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg; С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984; Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982; Kirsch J., Die Waldorfpadagogik, Stuttg., 1984.

Г. А. Бондарев.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено научныех статей по теме ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено книг по теме ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено презентаций по теме ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено рефератов по теме ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0