УТОМЛЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УТОМЛЕНИЕ
состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

УТОМЛЕНИЕ
частичная или полная утрата работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение скорости и точности работы, снижение производительности труда), физиологическом (затруднение выработки условных связей), психологическом (нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов) уровнях. В зависимости от специфики проявлений выделяются разные виды утомления: физическое и умственное, острое и хроническое.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Утомление
состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиологических систем организма, обеспечивающих деятельность. Эго проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном утомлении – в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслительных процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно утомление ощущается как усталость. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, которые характерны для утомления (она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и пр.). У дошкольников наблюдаются лишь начальные формы утомления: при появлении признаков утомления ребёнок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению утомления способствуют: однообразная, скучная работа; деятельность в неблагоприятных условиях; отсутствие двигательной активности и т. д. Утомление наступает быстрее после перенесённого заболевания, при хронической интоксикации и т.п. Признаки наступающего утомления школьников: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, сонливость, головные боли и пр. Профилактика утомления может вестись путём установления объёма работы в соответствии с физиологическими возможностями организма ребёнка, уровнем развития психических процессов, создания благоприятных условий работы. Большое значение имеет чередование видов деятельности.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

УТОМЛЕНИЕ
состояние временного снижения работоспособности, дееспособности (функциональной активности) человека, возникающее как реакция организма на длительно выполняемую работу и объективно выражающееся в увеличении количества ошибок, снижении темпа деятельности, понижении свойственной человеку производительности труда, ухудшении самочувствия. При хронических перегрузках У. может приобретать форму переутомления, когда обычный отдых уже не восстанавливает работоспособность человека (в этом случае есть риск наступления таких состояний, которые требуют уже медицинского вмешательства). Субъективно У. выражается в знакомом каждому переживании усталости. Но переживание усталости не всегда точно отражает состояние организма. При интересной работе человек как бы не чувствует усталости; при однообразной, бессмысленной или подневольной работе переживание усталости наступает много раньше реального истощения ресурсов организма.
Типичный прием борьбы с утомлением – применение рационального режима смены труда и отдыха (включая и индивидуально-своеобразный режим, если это возможно по условиям организации труда или учения). Применяются для борьбы с утомлением и некоторые техники психологической релаксации (расслабления), приемы саморегуляции, самовнушения (см. Внушение; Работоспособность).Лит.: Леонова А.Б., Медведев В.И. Функ-циональные состояния человека в трудовой деятельности. – М., 1981; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. – М., 1987; Кузнецова А.С., Тихонов О.И. Эффективность релаксационных процедур. – Самара, 1996; Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1970.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

УТОМЛЕНИЕ
состояние организма, возникающее при длительном воздействии физич. и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиол. систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслит, процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно У. ощущается как усталость - переживание трудности и невозможности продолжать работу. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, к-рые характерны для У.; она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и т. п. И наоборот, объективно утомленный человек может не чувствовать усталости вследствие увлечения работой. Взрослый человек может в течение нек-рого времени продолжать работу при появлении У. за счет использования компенсаторных возможностей организма. Но при этом обычно снижаются количеств, и качеств, показатели выполняемой работы, если для противодействия этому не делается спец. усилий. При прочих равных условиях У. зависит от длительности и интенсивности работы.
У дошкольников наблюдаются лишь нач. формы У.: при появлении первых признаков его ребенок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению У. способствуют: однообразная, скучная, неинтересная работа; выполнение работы в неблагоприятных условиях (шум, низкая освещенность и т. п.); отсутствие двигат. активности и статич. напряжение мышц (в т. ч. длит, поддержание неподвижной позы при сидении). Появление У. также зависит от состояния организма ребенка. Оно наступает быстрее после перенесенного заболевания, при хронической интоксикации и т. п.
Признаки наступающего У. школьника: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, скорости реакций,сонливость, низкое усвоение материала, головные боли. Профилактика быстрого наступления У. может вестись путем установления объема работы в соответствии с физиол. возможностями организма ребенка, уровнем развития психич. процессов, а также создания благоприятных условий ее выполнения. Большое значение имеет чередование уроков, требующих разной степени умственного напряжения учащихся.
Лит.: Ухтомский А. А., Возбуждение, утомление, торможение, Собр. соч., т. 2, Л., 1951; Пратусевич Ю. М., Умств. утомление школьника, М., 1964; см. также лит. при ст. Работоспособность. С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
418.86 кб

Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика

Кулганов Владимир Александрович
Изучаются механизмы психоэмоционального напряжения и утомления учителей в процессе трудовой деятельности.
Читать PDF
362.53 кб

Инновационное утомление

Загвязинский В.И., Строкова Т.А.
«Инновационное утомление», которое констатировали еще на рубеже XX-XXI столетий, ныне приняло форму сопротивления нововведениям, проявляющегося и откровенно, и скрыто.
Читать PDF
401.37 кб

Как избежать утомления и стресса в профессиональной деятельности учителя

Караборчева М.А., Тетусь О.В.
Читать PDF
1.17 мб

Психические утомления и подобные состояния у педагогов

Свечканев Александр Дмитриевич
Данная статья посвящена проблеме психического утомления и подобных состояний профессиональной деятельности педагога и путям их преодоления.
Читать PDF
79.65 кб

Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся

Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова Марина Альбертовна, Лашнева И.П., Березина Н.О.
В статье приведены результаты гигиенической экспертизы инновационной педагогической технологии «ИнтеллекТ».
Читать PDF
286.87 кб

Дифференцированное обучение как профилактика утомления в процессе изучения иностранного языка

Талханова Фатима Дзамболатовна
В статье приводится анализ влияния индивидуальных особенностей личности на процесс усвоения воспринимаемой информации и профилактику нервно-психического утомления.

Похожие термины:

  • Читательское утомление

    временное снижение работоспособности в процессе чтения, снижение скорости чтения и усвоения содержания прочитанного, проявление невнимательности и др. симптомы. Чтение: – осмысленное понимание
  • Кумуляция утомления

    [лат. cumulatio – скопление] – нарастание, суммирование, накапливание утомления при неблагоприятном режиме деятельности.