Урок традиционныйУсердие

УСВОЕНИЕ

Найдено 9 определений термина УСВОЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Усвоение

процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности. (3)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

УСВОЕНИЕ

овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Усвоение

овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Протекает в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

УСВОЕНИЕ

овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом; проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение) в стандартной и нестандартной ситуациях [24, c. 154; 61, c. 159; 66, c. 379; 67, c. 418; 80, c. 716; 82, c. 824].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Усвоение

овладение ребенком общественно выработанным опытом (т.е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и преобразованию накопленного до него социального опыта (творчество). Усвоение осуществляется в учении, игре, труде и т.д. Усвоение может проходить стихийно в широком социальном опыте путем проб и ошибок и в ходе организованного обучения через поиск обобщенных ориентиров, овладение рациональными способами действия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

УСВОЕНИЕ

основной способ приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает специальными значениями предметов и способами обращения (действия) с ними, нравственными основами поведения и формами общения с другими людьми. Усвоение — способность сделать свойственным, привычным для себя что-либо новое, а поняв, разобравшись в чем-либо, — запомнить, выучить. Усвоение — важнейший компонент и результат учебной деятельности учащихся, в свою очередь включающий следующие компоненты: восприятие учебного материала, его осознание и осмысление, запоминание, обобщение, систематизацию и применение. Все компоненты усвоения тесно взаимосвязаны, переплетаются и взаимопроникают в реальном учебном процессе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

УСВОЕНИЕ

основной путь приобретения человеком общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает знаниями и способами действий, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Процесс У. является психологической стороной учения, показывающей, как педагогические воздействия отражаются в сознании учащихся, в их учебной и практической деятельности и в какой мере учение служит целям всестороннего развития учащихся и выработки у них научного мировоззрения. По своей внутренней структуре процесс У. представляет аналитико-синтетическую деятельность и производные процессы абстракции, обобщения, конкретизации, систематизации. В зависимости от этапа обучения, от отношения новых знаний к прежнему опыту учащихся, от способностей ученика наблюдаются различные уровни анализа и синтеза и различное соотношение их друг с другом. В результате процесса У. формируются обобщения, лежащие в основе научных понятий. В школе учащимся не только передаются "готовые знания", но их обучают и тем рациональным приемам мышления, с помощью которых знания добываются, усваиваются и закрепляются на практике. Без специального обучения и руководства со стороны педагога процесс выработки учащимся "своих" приемов У. идет путем "проб и ошибок" и требует много времени и усилий. У. знаний должно содействовать умственному воспитанию учащихся, причем в фонд умственного развития входит не только сумма знаний, но и те приемы и способы мышления (умения и навыки интеллектуального характера), которые формируются и закрепляются в ходе обучения. Важное место в процессе У. занимают способы преодоления учащимися интеллектуальных затруднений, возникающих в ходе познавательной деятельности. Важная роль здесь принадлежит проблемному обучению. Для объяснения процесса У. в современной психологии выдвинуто несколько гипотез, в т.ч. теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (см.Действие), а также идеи, выдвинутые В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным на основе положений Л.С. Выготского.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Усвоение

процесс воспроизводства индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности; процесс интериоризации индивидом элементов объективного опыта человечества, перевода их в свою психику, дополнения ими своего индивидуального опыта; процесс перевода конкретным человеком избранных сведений из объективного опыта человечества в свою память и деятельность (в знания, умения, навыки, интересы, убеждения). Усвоение необходимо определять как процесс, а не как деятельность, поскольку оно может осуществляться и без специально спланированной деятельности и даже без осознания. Сознательное усвоение элементов объективного опыта человечества может базироваться на убеждениях, основанных на верификации изучаемого, или на вере. При этом необходимо учитывать, что вера - не только принадлежность религий: многие исходные научные положения принимаются на веру. Очень часто, только после такого принятия, базируясь на этих не доказанных положениях, начинают развивать логически непpотивоpечивую теорию, т.е. систему доказательств. Хотя усвоение по своим результатам аналогично познанию, эти процессы различны по своей сущности, целям и средствам: усвоение это процесс переноса в свою психику уже познанного другими людьми, с использованием общения, рекомендованных действий и средств, заранее подготовленных другими людьми (учебников, наглядных пособий, лабоpатоpных установок); познание - самостоятельное выявление нового, еще неизвестного людям с использованием избранных (а часто и созданных или pазpаботанных) самим субъектом действий и средств. В отдельных случаях может оказаться, что, не пользуясь учебниками и рекомендациями и по форме осуществляя познание, субъект самостоятельно получил уже известные сведения. Это будет означать только то, что, отказавшись от усвоения, субъект получил те же знания, которые, действуя по способу усвоения, он мог бы получить более экономным и эффективным путем. Кроме того, методологически важным является вопрос о том, почему им был избран для познания именно этот объект. Если такой выбор связан с реализацией определенных потребностей субъекта, то это была нерационально спланированная деятельность, поскольку при планировании познания субъект познания должен убедиться, что необходимые ему сведения нельзя добыть более экономным путем, что исследование необходимо. Если же такой выбор объекта «познания» сделан по рекомендации более опытного субъекта, то скорее всего это сделано не для получения новых сведений, а для усвоения «познающим» субъектом учения способа или определенной модели познания. Конечно, эмпирическое познание, может случайно осуществиться и в процессе управляемого усвоения (как и в любой другой деятельности), поскольку субъект может выявить такие стороны усваиваемого объекта, на которые раньше не обращали внимания. Объективизиpовав выявленные особенности, субъект сможет пополнить новыми сведениями объективный опыт человечества. Изложенное показывает, что красивое выражение «студент познает новое» методологически не корректно. Конечно, усваивая содержание учебной дисциплины, студент узнает много нового, но это новое для него является не результатом познания, а результатом усвоения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

УСВОЕНИЕ

основной путь приобретения индивидом обществ.-ист. опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действий с ними, нравств. основаниями поведения и формами общения с др. людьми. Процесс У. является психол. стороной учения, показывающей, как пед. воздействия отражаются в сознании учащихся, в их уч. и практич. деятельности и в какой мере учение служит целям всестороннего развития учащихся и выработки у них науч. мировоззрения.

По своей внутр. структуре процесс У. представляет аналитико-синтетич. деятельность и производные процессы абстракции, обобщения, конкретизации. В зависимости от этапа обучения, от отношения новых знаний к прежнему опыту учащихся, от способностей ученика наблюдаются разл. уровни анализа и синтеза и разл. соотношение их друг с другом. Взаимоотношение этих факторов обусловливает существование т. н. элементного и комплексного уровней анализа. При элементном анализе выделяются признаки, отражающие частные, несущественные свойства объекта и потому недостаточные для полноценного синтеза. При комплексном анализе выделяются все существенные признаки, необходимые и достаточные для их синтезирования.

В результате аналитико-синтетич. деятельности формируются обобщения, лежащие в основе науч. понятий. В структуре усваиваемых обобщений при элементном анализе наблюдается рядо-положенность признаков, их разобщенность, включение в содержание понятия как существенных, так и несущественных признаков (напр., включение в понятие «плод» наряду с наличием семян таких признаков, как вкус, съедобность и т. п.). При комплексном анализе достигается системность обобщений при иерархич. соподчинении признаков, основанном на оценке логич. отношений между ними, из к-рых наиб. существенным признаком является мера их общности.

В условиях шк. обучения науч. обобщение формируется постепенно. Нередко наблюдается т. н. генерализация - первичное, глобальное обобщение. Оно обычно слишком широко по объему и узко по содержанию. Происходит это оттого, что генерализация чаще всего возникает на уровне элементного анализа, когда ученику «бросаются в глаза» или случайные признаки данного явления или, хотя и существенные, но не исчерпывающие полноты содержания данного понятия. Так, дети, руководствующиеся при формировании понятия «птицы» лишь наглядным признаком полета, причисляют к птицам бабочек, но отказывают в этом курам, «к-рые не летают». Генерализация может проявляться и в неправомерном распространении влияния одного понятия или одного правила на усвоение другого понятия или правила, что на практике приводит к смешению разных понятий (межпонятийная генерализация). Напр., ученики, усвоившие правило о правописании «жи», «ши», могут переносить его и на слова, в к-рых встречаются безударные слоги «же», «ше» (жена, шептать и др.).

В конце правильно построенного процесса У. анализ и синтез носят свернутый характер. Выполнение отд. умственных операций, входящих в состав сложного действия, перестает осознаваться учащимися в качестве самостоят. задач; применение знаний, оперирование понятиями перестают требовать развернутых рассуждений - происходит автоматизация умственных действий.

Характер аналитико-синтетич. деятельности, а соответственно и характер обобщения при У. знаний зависят от индивидуальных различий, от способностей учащихся. В процессе У. происходит дифференциация знаний. Постепенно сфера применения тех или иных понятий становится соответствующей их объективному содержанию, возникают науч. понятия. Подобное расчленение знаний сопровождается их систематизацией, к-рая выражается в иерархич. подчиненности понятий по мере их общности.

Используя в процессе У. наглядные уч. пособия, следует избегать загромождения ими урока, поскольку большое кол-во однотипного наглядного материала мешает учащимся сосредоточиться на существенном. Наряду с существенными признаками понятия следует выделять также и несущественные (случайные). и доказывать их несущественность. Взаимно смешиваемые явления нужно дифференцировать, устанавливая их различия на нач. этапе У. Важным условием, облегчающим учащимся процесс У. и применения понятий, является система-тич. обучение их приемам умственной работы с тем, чтобы помочь прочно овладеть системой умственных операций, специально созданной для решения данного типа задач.

В школе учащимся не только передаются «готовые знания», но их обучают.н. тем рациональным приемам мышления, с помощью к-рых знания добываются, усваиваются и применяются на практике. Без спец. обучения и руководства со стороны педагога процесс выработки учащимися «своих» приемов У. идет путем «проб и ошибок» и требует много времени и усилий.

Приемы умственной работы могут быть более частными или общими, что зависит от характера уч. задач и целей. Общая структура приема умственной деятельности складывается из след, элементов: расчленение общей (сложной). задачи на ряд частных, распределение операций, необходимых для их решения, в логич. последовательности; умозаключение о характере данного приема. Напр., для синтаксич. разбора сложного предложения можно предложить учащимся след, порядок умственных операций: определить, сколько пар подлежащих и сказуемых в предложении; обратить внимание, нет ли в нем безличных предложений; является ли данное предложение сочиненным или подчиненным (для этого определяется зависимы или независимы предложения по смыслу, подчинительными или сочинительными союзами они связаны); если предложение подчиненное, то определить, каков вид придаточного предложения.

У. знаний должно содействовать умственному воспитанию учащихся. В фонд умственного развития входит не только сумма усвоенных знаний, но и те приемы или способы мышления (умения и навыки интеллектуального характера), к-рые формируются и закрепляются в ходе обучения. Важное место в процессе У. занимают способы преодоления учащимися интеллектуальных затруднений, возникающих в ходе познават. деятельности. Важная роль здесь принадлежит проблемному обучению. Активизирует процесс учения и создание у учащихся положит, мотивации, связанной с преодолением тех трудностей, источники к-рых заключаются в ситуациях, пережитых или переживаемых учеником в реальной жизни.

В результате рационально организованного процесса У. учащиеся овладевают системой знаний, отражающей реальные связи и зависимости предметов и явлений действительности, овладевают материалом на уровне обобщенного понятийного мышления.

Для объяснения процесса У. в совр. психологии выдвинуто неск. гипотез. В отеч. психологии, помимо изложенной концепции, к-рой придерживаются С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская и др., получила распространение теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина (см. Действие), а также идеи, выдвинутые В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным на основе положений Л. С. Выготского.

Лит.: Блонский П. П., Развитие мышления школьника, в его кн.: Избр. пед. и психол. соч., т. 2, М., 1979; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 1—6, М., 1982—84; Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959; Кабанова-Меллер E. H., Психология формирования знаний и навыков у школьников, М., 1962; Самарин Ю. А., Очерки психологии ума, М.,^ 1962; Гальперин П. Я., Осн. резуль-" таты исследований по проблеме «формировать умственных действий и понятий», М., 1965; ./зрастные возможности усвоения знаний, под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, М., 1966; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич. основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, М., 19822. Д. Н. Богоявленский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме УСВОЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме УСВОЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме УСВОЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме УСВОЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме УСВОЕНИЕ — 0