УСТНЫЙ РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Найдено 1 определение
УСТНЫЙ РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
повествование о событии, понимаемом в широком смысле слова. Устный рассказ учителя существует в речевой ситуации общения, связанной с решением определенных учебно-воспитательных задач, имеет конкретного адресата (участника данной ситуации общения) и определенную риторическую задачу. По степени достоверности описываемых событий можно выделить следующие виды У. р. у.: 1) невыдуманные рассказы: — о событиях, происшедших непосредственно с самим рас сказчиком (т. е. с учителем); — о реальных событиях, свидетелем которых явился рассказчик; 2) выдуманные рассказы (вымышленные, сочиненные): — созданные на основе увиденного, услышанного, прочитанного и т. д., дополненные вымыслом рассказчика; — созданные полностью фантазией учителя- рассказчика. В профессиональной речи У. р. может выполнять следующие основные функции: — служить образцом при обучении различным видам рассказа; — являться способом создания атмосферы доверия и открытости в общении с учениками, средством установления контакта сними как с партнерами общения. Л ит.: Андроников И.Л. А теперь об этом. — М., 1985; Беляева А.В., Самойлеико Е. С. Монолог и диалог в задачах вербализации образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М., 1989; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986; Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. — М., 1988. Н.В. Кузнецова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник