Установка
состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации [69, с. 1384].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Установка
готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий, обеспечивающая их эффективное выполнение в определенном направлении.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Установка
готовность, предрасположенность личности к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
УСТАНОВКА
готовность к определенной активности, возникновение к-рой зависит от наличия следующих условий: актуальной потребности и объективной ситуации удовлетворения этой потребности.
Источник: Педагогический словарь
УСТАНОВКА
готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности, объективной ситуации ее удовлетворения. Установка, потребности и ценности составляют три основных личностных элемента.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
УСТАНОВКА
готовность человека действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации [24, c. 155; 61, c. 160; 66, c. 381; 67, c. 419; 80, c. 717; 82, c. 832].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
УСТАНОВКА
готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Установка
1) обусловленная предыдущим опытом готовность человека к выполнению определенной деятельности (восприятие, мышление, целенаправленные движения и действия и т.п.); 2) состояние готовности к определенной форме реагирования, побуждающее человека действовать определенным образом.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Установка
сформированная в прошлом опыте предрасположенность военнослужащего к определенному восприятию объектов и действий с ними. Выражается в неосознанном состоянии готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
УСТАНОВКА
готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий, обеспечивающая эффективное выполнение действий в определенном направлении при взаимодействии индивида со средой, соответствие потребности ситуации ее удовлетворения, ориентация индивида на предписанные обществом способы поведения в группе.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Установка
состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге в 1888. Общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана грузинским психологом Д.Н. Узнадзе и его школой. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т.п.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Установка
достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное социальное событие или явление. Разработано в школе Д. Н.Узнадзе.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
УСТАНОВКА
Готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребностей и объективной ситуации ее удовлетворения. Установка на обучение языку предполагает устойчивую ориентацию на освоение новых знаний и умений, на практическое овладение языком. Понятие У. было первоначально введено в конце XIX в. в экспериментальной психологии. В России теория У. разработана Д. Н. Узнадзе и его школой, они рассматривали У. как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действия, что является основой его целесообразной избирательной активности. Теория У. используется в различных отраслях психологии, а также в лингводидактике.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Установка
Термин «установка» был впервые использован У. Томасом и Ф. Знанецким в значении направленности человеческой деятельности. Установка обладает регулятивным характером и отражает состояние готовности личности к определенной деятельности; вней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие. Установка соотносится с потребностями индивида, она выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания. В отечественной психологии установка определяется как специфическое состояние субъекта, его готовность к какойлибо деятельности. Научной школой Д.Н. Узнадзе она определяется как отношение, так как «установка как раз является тем научным понятием, которое выражает отношение субъекта к объектам» (А.С. Прангишвили).
Источник: Общие основы педагогики
УСТАНОВКА
в психологии, неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями ее удовлетворения. У. - механизм регуляции деятельности; ее регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определенных задач. Понятие У. было первоначально введено в конце 19 в. в экспериментальной психологии. В 20 в. понятие социальной У. вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий). Теория У. широко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой, рассматривающими У. как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Выявлены различные свойства и виды У. Теория У. выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных отраслей психологии, в т.ч. возрастной психологии. У. обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством ее стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет и негативную сторону - У. может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определенное отношение к осн. жизненным ценностям, различным видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования У. становится возможным охарактеризовать мн. психические и личностные особенности человека. Управление У. является важной практической проблемой и составляет одну из задач воспитания.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
УСТАНОВКА
. 1. Несознаваемое состояние готовности человека к действию (познавательному или исполнительному) либо даже к некоторому направлению деятельности, возникающее в связи с представлением некоторой предстоящей ситуации и прошлым опытом. Предстоящую ситуацию человек невольно понимает как сходную с уже знакомой ему и реализует соответствующую активность. Например, если учащийся слесарь-автомеханик некоторое время работал с крупным крепежным материалом (обслуживал, скажем, ходовую часть грузовых автомобилей), то когда ему приходится работать с машиной, где болты и гайки имеют значительно меньшие размеры, он в соответствии со сложившейся У. начинает невольно срывать резьбы, так как прилагает слишком большие усилия, сообразно предшествующему опыту (у него сложилась невольная, несознаваемая У. на приложение определенных относительно больших усилий к гаечным ключам). У. может обнаруживаться и в познавательной области, скажем, в форме некоторой предвзятости, предубежденности к новому человеку или предмету.
Например, человек, привыкший иметь дело со специалистами, вступая в контакт с новым человеком, «сыплет» специальной терминологией, не отдавая себе отчета в том, что его могут плохо понять. Наоборот, педагог, привыкший «растолковывать» известные вещи, может невольно реализовать эту У. и в общении с человеком, который хорошо ориентирован в обсуждаемом вопросе (т.е. будет «разжевывать» и пояснять то, что собеседнику хорошо известно). У водителя автомобиля, долгое время двигавшегося с большой скоростью по свободному загородному шоссе, складывается установка, в соответствии с которой требуемая в городе скорость (положим, 60 км/ч) кажется ему «черепашьей», и он продолжает в городе «гнать», как и по шоссе (а это уже дело явно опасное).
В случаях подобного рода важно отдавать себе отчет, рефлексировать, осознавать возможное влияние сложившейся установки на предстоящую активность. В этом случае У.может играть положительную роль, как бы автоматически обеспечивая готовность воспринимающих и исполнительных систем организма к предстоящим действиям.
2. Термином У. обозначают иногда и сознательно контролируемые формы предрасположенности («диспозиций») человека к деятельности, включая и самые сложные разновидности такой готовности. В этом случае понятие У. сливается с понятием направленности личности. Из контекста обычно ясно, о чем идет речь.
Лит.: Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979; Имедадзе И.В. Категория поведения в теории установки. – Тбилиси, 1991; Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. – М., 1966.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.