УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
Уровень притязаний
максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
желаемый уровень достижений личности, связанный с ее самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным У.п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, тенденции избегать ситуации соревнования, ошибочности прогноза и т.п.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
желаемый уровень достижений личности, связанный с ее самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, к-рые личность перед собой ставит. Оценка У. п. проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий У. п.
Частный У. п. относится к достижениям в отд. областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.). или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производств, отношениях и т. п.). В основе такого У. п. лежит самооценка в соответствующей области.
У. п. может носить более общий характер, т.е. относиться ко мн. областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в к-рых проявляются его умственные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным У. п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным). притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
У. п. как психол. характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х гг. под руководством К. Левина нем. психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение У. п.), неудачи - наоборот, более легких (снижение У. п.). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, к-рые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами разл. степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).
Эксперименты Хоппе в разл. модификациях были впоследствии повторены мн. исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой У. п. между очень трудными и очень легкими задачами и целями т. о., чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование У. п. определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда - смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование У. п. может быть прослежено в уч. работе школьника, при выборе темы доклада, обществ, поручения и т. п.
Исследования У. п. позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное пед. воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной для педагога становится задача повышения У. п. личности: если учащийся невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформациям личности.
В др. случаях для педагога важно неск. снизить У. п. ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что учащийся с неоправданно завышенным У. п. встречает решительный отпор в коллективе, но и потому, что завышенный У. п., многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ученик проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремится объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психич. состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.
Частный У. п. относится к достижениям в отд. областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.). или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производств, отношениях и т. п.). В основе такого У. п. лежит самооценка в соответствующей области.
У. п. может носить более общий характер, т.е. относиться ко мн. областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в к-рых проявляются его умственные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным У. п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным). притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
У. п. как психол. характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х гг. под руководством К. Левина нем. психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение У. п.), неудачи - наоборот, более легких (снижение У. п.). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, к-рые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами разл. степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).
Эксперименты Хоппе в разл. модификациях были впоследствии повторены мн. исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой У. п. между очень трудными и очень легкими задачами и целями т. о., чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование У. п. определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда - смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование У. п. может быть прослежено в уч. работе школьника, при выборе темы доклада, обществ, поручения и т. п.
Исследования У. п. позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное пед. воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной для педагога становится задача повышения У. п. личности: если учащийся невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформациям личности.
В др. случаях для педагога важно неск. снизить У. п. ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что учащийся с неоправданно завышенным У. п. встречает решительный отпор в коллективе, но и потому, что завышенный У. п., многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ученик проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремится объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психич. состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия