Уровень притязаний личности

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ
стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ
возможная цель (или результат), которую индивид субъективно устанавливает для себя в своей деятельности на основе субъективной оценки своих возможностей и способностей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ
уровень трудности, который выбирает для себя человек в соответствии с оценкой своих возможностей. Неадекватность самооценки, как правило, приводит к постановке слишком сложных или слишком легких задач, к повышенной тревожности, ошибкам в прогнозировании результатов, в неправильной оценке достигнутого.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ
самооценка личности, проявляющаяся в степени трудности заданий, целей, осознанно берущихся для себя. Притязания – своеобразный вид объективизации ценностных ориентаций личности, а также социальной группы. Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденция повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (нетипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Уровень притязаний личности
один из основных регулятивных механизмов самосознания; стремление человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний находится в соответствии с самооценкой человека, исходя из которой он определяет собственную «планку». Притязания у разных людей могут различаться по уровню (высокие, средние, низкие), степени адекватности (адекватные и неадекватные), а регуляция — отличаться неодинаковой гибкостью. Высокий уровень притязаний ориентирует человека на решение сложных задач, активизирует его личностный и интеллектуальный потенциал. Низкий уровень притязаний ограничивает возможности использования даже объективно имеющихся у личности ресурсов, ориентирует человека на тактику «избегания неудачи». Понятие «уровня притязаний» предложил К. Левин, в исследованиях которого впервые была показана зависимость формирования уровня притязаний от объективного успеха или неуспеха в деятельности. Однако основным фактором в становлении уровня притязаний является субъективная оценка человеком своих достижений как успешных или неуспешных. Существуют и другие факторы, влияющие на уровень притязаний, — социально-психологические ожидания, мотивация достижения, статусные отношения. В учебно-воспитательном процессе важно учитывать особенности уровня притязаний. В ситуации соответствия уровня притязаний возможностям ребенка развитие является гармоничным, а в случаях несоответствия — возможны конфликтные отношения ребенка с окружающими и самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности. Заниженный уровень притязаний может быть субъективным препятствием в достижении учебных успехов.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.