УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
"УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ"
еженедельное приложение к газете "Первое сентября " для директоров школ и школьных администраторов.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Управление школой
система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее управление школой – две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее управление школой или внутришкольное управление – это управление, осуществляемое субъектами, являющееся частью школьного сообщества, находящегося внутри школы. Внутреннее управление школой можно рассматривать как самоуправление, т.к. современная школа, безусловно, является прежде всего автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое явятся лишь составной частью системы внутреннего управления школой. Внутришкольное управление рассматривается как наиболее ясное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление. Школа как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права в то же время испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и управления образованием. Создание, статус, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются государственным нормативно-правовым актам.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. - две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы. Внутреннее У.ш. можно рассматривать как самоуправление, т.к. современная школа, безусловно, является прежде всего автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются лишь составной частью системы внутреннего У.ш. Внутришкольное управление рассматривается как наиболее важное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление школьной организацией и несущее за состояние дел в школе всю полноту ответственности. Школа, как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права, в то же время испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и управления образованием. Создание, статус, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются государственным нормативно-правовым актам. Т.о., имеет место внешнее У.ш. Объективная необходимость и внутреннего, и внешнего У.ш. обусловливает вопрос о необходимости нахождения и поддержания их оптимального соотношения в общем потоке управления образовательным учреждением. Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним У.ш. в пользу внутреннего У.ш. Однако это не означает полной автономии школы и ее "независимости" от внешнего управления и от социума в целом. — особая деятельность, в которой все участники этого процесса посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность (интегрированность) совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала на достижение образовательных целей и целей развития школы. Менеджмент от обычного административного управления отличается более высокой степенью свободы руководителей и подчиненных. Менеджмент более близок к понятию управление,, при этом менеджмент подразумевает обязательное владение технологиями расчета и мобилизации ресурсов, стратегическое обеспечение жизнеспособности и эффективности школы как управляемой системы. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. -324) См. также Менеджмент в образовании,Руководство школой,Совет школы
Источник: Терминологический словарь библиотекаря