УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Управление образованием
1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
это осуществление государством таких основных функций, как организация, планирование, контроль и финансирование. Организация – это формирование соответствующей организационной структуры системы образования, распределение полномочий и ответственности центральных и местных уровней управления и учебными заведениями. Планирование – это процесс формирования целей и соответствующих мероприятий, определение необходимых для этого средств и методов для их достижения, наиболее эффективных в конкретных условиях. Контроль – это обеспечение соответствующего выполнения работы структурными элементами системы образования. Координация – это объединение деятельности всех структурных единиц системы образования в единое целое. (Каленюк И. С. Економіка освіти : навч. посіб. / Каленюк И. С. – Київ : Знання України, 2005. – С. 109). Л. И. Комир

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
1) Целеустремленная деятельность всех субъектов образовательной деятельности, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития. 2) Целенаправленный процесс развития имманентных свойств личности, развития общества и создания цивилизационных ресурсов. 3) Социальный институт, выполняющий в обществе гностико-прогностические функции, обеспечивающий качество подготовки специалистов и являющийся стратегическим ресурсом страны. 4) Вид социального управления, который поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Управление образованием
целеустремленная деятельность всех субъектов образовательной деятельности, направленная на обеспечение становления, стабилизации, а также оптимального функционирования и развития образования. В первом случае объектом управления оказывается нормальное функционирование образовательного процесса и его ресурсное обеспечение. Во втором — внесение и использование системных или локальных новшеств и в соответствии с этим — реформирование или модернизация образовательных систем и учреждений. У. о. реализуется через его функции: анализа ситуации, целеполагания, планирования, организации, руководства, контроля, рефлексии и коррекции. В образовательном процессе применяются нежесткие формы управления. В управляющей структуре как жесткие (в необходимых случаях), так и демократические, нежесткие (стимулирование, поощрение, соревнование и др.). Проблемным остается вопрос о сочетании управления «сверху» с развитием инициатив «снизу», прежде всего инициатив, исходящих от образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
функция системы образования, которая обеспечивает сохранение структуры, поддержание определенного состояния или перевод в другое состояние в соответствии с основными тенденциями развития системы образования, удерживает в определенных пределах отклонение отдельных частей и системы в целом от поставленных целей. Современная система управления сферой образования развивается как государственно-общественная. Она призвана учитывать региональные особенности, тенденции увеличения автономии учебных заведений, конкурентоспособности образовательных услуг. Первоочередными задачами системы управления образованием являются: налаживание высокопрофессионального научного, аналитического, информационного сопровождения управленческих решений, преодоления разрозненности административных данных. В соответствии с Национальной доктриной развития образования (Національна доктрина розвитку освіти), принятой в 2002 году, система управления сферой образования призвана быть открытой и демократичной. В ней предусматривается обеспечение государственного управления с учетом общественного мнения, вследствие чего последовательно будут изменяться нагрузка, функции, структура и стиль центрального и регионального управления образованием (Бабосов Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – С. 487; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003. – С. 357–358). Л. В. Калашникова

Источник: Глоссарий современного образования.

Управление образованием
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебновоспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды управления образованием: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности.
Для реализации и обеспечения управленческих функций планирования, организации, руководства, контроля создаются системы управления образованием. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. Управление образованием специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения, формируются и органы управления образованием – государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным управлением образованием (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой управления образованием (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 века в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел – «училищеведение» или школоведение. В начале 20 века вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916 год). Теория управления образованием Файоля доминировала до 30-х гг., в 50–70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории основным условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления образованием на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды У.о.: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У.о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно- правовых и др. У.о. специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения; формируются и органы У.о. - государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У.о. (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой У.о. (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 в. в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел - "училищеведение" или школоведение. В начале 20 в. вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). Теория У.о. Файоля доминировала до 30-х гг., в 50-70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают ее четкую регламентацию, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем У.о. на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий. В России теория У.о. развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. внутреннее управление школой стало жестко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении св. 50 лет преобладала иерархическая структура У.о. (министерства, комитеты, управления и отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления. Законом РФ об образовании (1992) разграничена компетенция органов У.о. различных уровней, создана правовая основа для централизованной системы У.о. К компетенции государственных органов У.о. отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании, введены аккредитация, аттестация и лицензирование образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованию специалистов, формирование структуры образования. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996). Вопросами У.о. занимаются Институт управления образованием в системе РАО, факультеты подготовки и повышения квалификации организаторов образования педагогических университетов. Проблема управления общим (школьным) образованием формируется как самостоятельная научная дисциплина. Инновационные образовательные процессы включаются в объект внутришкольного управления. См. также Менеджмент в образовании, Министерство образования

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность уч.-воспитат., инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфич. особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного уч.-воспитат. процесса.
Образоват. система может работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды У. о.: в первом случае объектом управления оказываются уч.-воспитат. процессы и обеспечивающие их программно-метод., кадровые, матери-ально-техн., нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образоват. системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях уч.-воспитат. процесса с целью наращивания образоват. потенциала, повышения его эффективности.
Для реализации и обеспечения управ-ленч. функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У. о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных ряда компонентов: человеческих, материальных, техн., информац., нормативно-правовых и др. У. о. специфично на разл. иерархии, уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном). и на уровне образоват. учреждения; формируются и органы У. о. - гос., обществ, и смешанные.
Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У. о. (Греция, Нидерланды и др.), в к-рых ведущую роль в решении вопросов образования играют высшие адм.-гос. органы. В странах с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция, Польша). местные органы У. о. имеют весьма широкие полномочия. В странах с децентрализованной системой.
У. о. (США, Канада, Германия, Великобритания, Швеция и др.). местные органы обладают широкой автономией.
Зарождение спец. теоретич. анализа внутр. организации школы связано с распространением массового обучения. Во 2-й пол. 19 в. в рамках традиц. педагогики выделился особый раздел - «учили-щеведение» (нем. Schulwesen). или школоведение. В нач. 20 в. внутр. организация разл. образоват. учреждений, их взаимодействие с гос. и обществ, органами стали рассматриваться и с позиций теории адм. управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). К осн. принципам управления относились: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства и руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава исполнителей, инициатива, единение персонала.
«Классическая теория управления» Файоля доминировала до 30-х гг. В 50- 70-х гг. в теории управления в странах Зап. Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами: теории «человеческих отношений», «ситуационного управления», «организационного развития». Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают четкую регламентацию деятельности, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивид, мотивы участников совм. деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеч. отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления на разл. уровнях; ставится задача преодолеть ограниченность рационалистич. и поведенческих, синтезировать лучшее из их арсенала.
В работах по У. о. осн. внимание уделялось его общей теории - Д. Орлоски (D. Orlosky, США), Р. Кемпбелл, Т. Буш (R. Campbel, T. Bush, Великобритания), Л. Ге (L. Gue, Канада); распределению полномочий и ответственности между уровнями управления - А. ван Хехт (А. Van Haecht, Нидерланды), Р. Перье (R. Perier, Франция); планированию и стратегии развития образоват. систем - Ж. Аллак (J. Hallak, Франция). и др.; оценке управленч. персонала - Дж. Миллман, Д. Стафлбин (J. Millman, D. Stufflebean, США); организации внутришк. менеджмента - Ф. Бонне (F. Bonnet, Бельгия), А. Пейси (A. Paisiy, Великобритания), Л. де Калувэ, Э. Маркс (L. de Caluwe, E. Marx, Нидерланды). Действуют отраслевые об-ва: Герм, общество по У. о. (Deutsche Gesellschaft fur Bildungsverwaltung), Брит, общество по менеджменту и администрации в образовании
(The British Educational Management and Administration Sodety). и др. Выпускаются периодич. издания: «Междунар. журнал менеджмента в образовании» («International Journal of Educational Management»), «Менеджмент.н. управление в образовании» («Educational Management and Administration», Великобритания), «Журнал амер. ассоциации школьных советов» («American School Board Journal», США), «Бюллетень нац. ассоциации директоров ср. школ» (№ASSP-Bulletin, США). и др.
В России теория У. о. изначально развивалась как школоведение. После Окт. революции 1917 была создана цент-рализов. гос. система уч. заведений, но в спец. лит-ре вопросы управления рассматривались гл. обр. применительно к сфере общего образования. Первые документы сов. власти о школе опирались на демократия, идеи и предусматривали децентрализацию управления школой, частную инициативу в шк. деле, уче-нич. самоуправление, широкое участие местных обществ, органов в деле просвещения. В сер. 20-х гг. объем и содержание общего образования стали определяться программами Наркомпроса, ужесточалось и внутр. управление школой. В нач. 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения парт, директив. Формировалась адм.-командная система У. о., к-рая хотя в дальнейшем и эволюционировала, но по сути не изменялась почти 50 лет. Ее тео-ретич. основой были принципы адм. управления (в офиц. печати именовались ленинскими), распространенные в 30- 40-х гг. на проф. и высшее образование. Система имела разветвленную иерархич. структуру - мин-ва, к-ты, управления и отделы, ведавшие образованием. В этих условиях структуры и технологии У. о. отражали гл. обр. ведомств, интересы, обеспечивали лишь запаздывающую реакцию. Гос. органы У. о. были вынуждены решать задачи отраслевых и местных органов, порой подменяя реальное руководство и внутр. координацию регламентацией и мелочной опекой уч. заведений и преподавателей.
В кон. 80-х гг. в Рос. Федерации предпринимались усилия по обновлению науч. базы У. о. Итогом комплексной науч. работы стала принятая пр-вом РФ в 1991 «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». Она ориентировалась на качеств, преобразование содержания образования за счет разработки новых программно-метод. средств, образоват. стандартов и пед. технологий, на развитие нац. и регион, систем образования.
Законом РФ об образовании (1992, новая ред. 1995). разграничена компетенция органов У. о. разл. уровней, создана правовая основа для децентрализов. системы У. о. К компетенции гос. органов У. о. отнесены: разработка и реализация целевых федер. и междунар. программ в области образования; разработка гос. образоват. стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; гос. аккредитация образоват. учреждений; установление порядка аттестации и требований к образованию специалистов образоват. учреждений; формирование структуры системы образования и др. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе о высшем и послевузов-ском проф. образовании (1996).
Вопросами науч. обеспечения У. о. занимаются профильный ин-т в составе РАО и ф-ты подготовки и повышения квалификации организаторов образования пед. ун-тов. С нач. 90-х гг. разрабатываются подходы к У. о., использующие достижения общей теории менеджмента. В исследованиях преобладает проблематика управления общим (школьным). образованием. Это направление У. о. формируется как самостоят. науч. дисциплина, смежная с педагогикой. В отличие от школоведч. подхода, она рассматривает школу как сложную структурную организацию, формирующую у учащихся как образовательные, так и др. социально значимые цели, разрабатывающую стратегию и способы их достижения и др. Инновационные образоват. процессы включаются в объект внутришк. управления.
В 90-х гг. исследовались основы модернизации управления школой как социальной организацией, основы и методы управления инновационными процессами, проблема руководства пед. коллективом, организация и методы аналитич. деятельности в управлении школой (В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржев-ский, В. С. Лазарев, M. M. Поташник, П. И. Третьяков, Р. X. Шакуров, Г. И. Шамова). Ведутся разработки новых моделей и методов У. о. на регион, и муницип.уровнях.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
359.04 кб

Проблемы управления образованием в Беларуси

Ветохин Сергей Сергеевич
Проведен краткий анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих систему управления образованием в Республике Беларусь как на национальном, так и на институциональном уровнях.
Читать PDF
384.70 кб

Задачи демократизации управления образованием

Крылова Ната Борисовна
Обоснована необходимость развития самоуправления и самоорганизации школы для противодействия бюрократизации. Дана характеристика условий демократизации управления школой.
Читать PDF
255.45 кб

Управление образованием: личность или общество

Петрова Э.Д.
Анализируется состояние системы образования в обществе, где значимость знаний выходит на передний план и развитие личности, ее интеллектуального и творческого потенциала, становится главной задачей.
Читать PDF
341.49 кб

Проблематика социального управления образованием

Лаптев Владимир Михайлович
В этой статье рассматривается определение управления образованием. Вводятся основные положения к определению управления образованием.
Читать PDF
1.84 мб

Индикаторы в экономике и управлении образованием

Агранович М. Л.
Индикаторы и показатели играют все более важную роль не только в качестве инструмента анализа образовательных систем, но и как эффективное средство управления образованием на всех уровнях.
Читать PDF
329.21 кб

Системное управление педагогическим образованием

Жилина Алла Ивановна
В статье исследуются понятия системного управления педагогическим образо-ванием с современных позиций теории систем.
Читать PDF
14.75 мб

Школа на пути к цифровому управлению образованием

Сибирев Валерий Вадимович
Проект по информатизации управления образованием требует осознания проблем и противоречий, постановки целей, планирования деятельности.
Читать PDF
292.67 кб

Программно-целевой принцип управления образованием

Репин Сергей Арсеньевич
Раскрыта сущность программно-целевого принципа управления. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны преимущества опоры на данный принцип в управлении образованием.
Читать PDF
462.06 кб

Управление педагогическим образованием в Сингапуре

Сергиенко Александра Юрьевна
Статья раскрывает особенности системы управления педагогическим образованием в Сингапуре такие как отбор в профессию, система карьерного роста, система оценивания учителей, выявление лидеров, система поддержки профессионального ро
Читать PDF
529.44 кб

Вопросы инноваций в системе управления образованием

Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович, Климова Ольга Владимировна
В настоящей работе рассматриваются вопросы, возникающие в процессе реализации систем управления инновационным образованием.
Читать PDF
514.23 кб

Информационные технологии в управлении образованием

Бутко Евгений Яковлевич
Статья описывает особенности применения информационных технологий в управлении образованием. Описаны два основные направления: управление вузом как организацией и управление передачей знаний.
Читать PDF
678.42 кб

Программно-целевой принцип и управление образованием

Репин С. А.
В статье рассматриваются теоретические основы системного подхода к управлению образованием.
Читать PDF
174.93 кб

Актуальные проблемы управления образованием взрослых

Подобед Владимир Иванович
Читать PDF
263.33 кб

Синергетическое моделирование управления образованием

Дубнищева Татьяна Яковлевна
Рассматривается система образования, как сложная, нелинейная, многосвязная и многомерная система, в которой протекают переходные процессы, далекие от равновесия, и могут возникать хаотические режимы.
Читать PDF
573.27 кб

Менеджмент в теории и практике управления образованием

Марихин Сергей Васильевич
В статье рассматривается менеджмент в теории и практике управления образованием.

Похожие термины: