УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Управление образованием
1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.
Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
это осуществление государством таких основных функций, как организация, планирование, контроль и финансирование. Организация – это формирование соответствующей организационной структуры системы образования, распределение полномочий и ответственности центральных и местных уровней управления и учебными заведениями. Планирование – это процесс формирования целей и соответствующих мероприятий, определение необходимых для этого средств и методов для их достижения, наиболее эффективных в конкретных условиях. Контроль – это обеспечение соответствующего выполнения работы структурными элементами системы образования. Координация – это объединение деятельности всех структурных единиц системы образования в единое целое. (Каленюк И. С. Економіка освіти : навч. посіб. / Каленюк И. С. – Київ : Знання України, 2005. – С. 109). Л. И. Комир
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
1) Целеустремленная деятельность всех субъектов образовательной деятельности, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития. 2) Целенаправленный процесс развития имманентных свойств личности, развития общества и создания цивилизационных ресурсов. 3) Социальный институт, выполняющий в обществе гностико-прогностические функции, обеспечивающий качество подготовки специалистов и являющийся стратегическим ресурсом страны. 4) Вид социального управления, который поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Управление образованием
целеустремленная деятельность всех субъектов образовательной деятельности, направленная на обеспечение становления, стабилизации, а также оптимального функционирования и развития образования. В первом случае объектом управления оказывается нормальное функционирование образовательного процесса и его ресурсное обеспечение. Во втором — внесение и использование системных или локальных новшеств и в соответствии с этим — реформирование или модернизация образовательных систем и учреждений. У. о. реализуется через его функции: анализа ситуации, целеполагания, планирования, организации, руководства, контроля, рефлексии и коррекции. В образовательном процессе применяются нежесткие формы управления. В управляющей структуре как жесткие (в необходимых случаях), так и демократические, нежесткие (стимулирование, поощрение, соревнование и др.). Проблемным остается вопрос о сочетании управления «сверху» с развитием инициатив «снизу», прежде всего инициатив, исходящих от образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
функция системы образования, которая обеспечивает сохранение структуры, поддержание определенного состояния или перевод в другое состояние в соответствии с основными тенденциями развития системы образования, удерживает в определенных пределах отклонение отдельных частей и системы в целом от поставленных целей. Современная система управления сферой образования развивается как государственно-общественная. Она призвана учитывать региональные особенности, тенденции увеличения автономии учебных заведений, конкурентоспособности образовательных услуг. Первоочередными задачами системы управления образованием являются: налаживание высокопрофессионального научного, аналитического, информационного сопровождения управленческих решений, преодоления разрозненности административных данных. В соответствии с Национальной доктриной развития образования (Національна доктрина розвитку освіти), принятой в 2002 году, система управления сферой образования призвана быть открытой и демократичной. В ней предусматривается обеспечение государственного управления с учетом общественного мнения, вследствие чего последовательно будут изменяться нагрузка, функции, структура и стиль центрального и регионального управления образованием (Бабосов Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – С. 487; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003. – С. 357–358). Л. В. Калашникова
Источник: Глоссарий современного образования.
Управление образованием
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебновоспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды управления образованием: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности.
Для реализации и обеспечения управленческих функций планирования, организации, руководства, контроля создаются системы управления образованием. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. Управление образованием специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения, формируются и органы управления образованием – государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным управлением образованием (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой управления образованием (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 века в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел – «училищеведение» или школоведение. В начале 20 века вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916 год). Теория управления образованием Файоля доминировала до 30-х гг., в 50–70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории основным условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления образованием на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий.
Для реализации и обеспечения управленческих функций планирования, организации, руководства, контроля создаются системы управления образованием. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. Управление образованием специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения, формируются и органы управления образованием – государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным управлением образованием (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой управления образованием (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 века в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел – «училищеведение» или школоведение. В начале 20 века вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916 год). Теория управления образованием Файоля доминировала до 30-х гг., в 50–70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории основным условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления образованием на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды У.о.: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У.о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно- правовых и др. У.о. специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения; формируются и органы У.о. - государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У.о. (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой У.о. (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 в. в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел - "училищеведение" или школоведение. В начале 20 в. вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). Теория У.о. Файоля доминировала до 30-х гг., в 50-70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают ее четкую регламентацию, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем У.о. на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий. В России теория У.о. развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. внутреннее управление школой стало жестко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении св. 50 лет преобладала иерархическая структура У.о. (министерства, комитеты, управления и отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления. Законом РФ об образовании (1992) разграничена компетенция органов У.о. различных уровней, создана правовая основа для централизованной системы У.о. К компетенции государственных органов У.о. отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании, введены аккредитация, аттестация и лицензирование образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованию специалистов, формирование структуры образования. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996). Вопросами У.о. занимаются Институт управления образованием в системе РАО, факультеты подготовки и повышения квалификации организаторов образования педагогических университетов. Проблема управления общим (школьным) образованием формируется как самостоятельная научная дисциплина. Инновационные образовательные процессы включаются в объект внутришкольного управления. См. также Менеджмент в образовании, Министерство образования
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность уч.-воспитат., инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфич. особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного уч.-воспитат. процесса.
Образоват. система может работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды У. о.: в первом случае объектом управления оказываются уч.-воспитат. процессы и обеспечивающие их программно-метод., кадровые, матери-ально-техн., нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образоват. системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях уч.-воспитат. процесса с целью наращивания образоват. потенциала, повышения его эффективности.
Для реализации и обеспечения управ-ленч. функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У. о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных ряда компонентов: человеческих, материальных, техн., информац., нормативно-правовых и др. У. о. специфично на разл. иерархии, уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном). и на уровне образоват. учреждения; формируются и органы У. о. - гос., обществ, и смешанные.
Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У. о. (Греция, Нидерланды и др.), в к-рых ведущую роль в решении вопросов образования играют высшие адм.-гос. органы. В странах с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция, Польша). местные органы У. о. имеют весьма широкие полномочия. В странах с децентрализованной системой.
У. о. (США, Канада, Германия, Великобритания, Швеция и др.). местные органы обладают широкой автономией.
Зарождение спец. теоретич. анализа внутр. организации школы связано с распространением массового обучения. Во 2-й пол. 19 в. в рамках традиц. педагогики выделился особый раздел - «учили-щеведение» (нем. Schulwesen). или школоведение. В нач. 20 в. внутр. организация разл. образоват. учреждений, их взаимодействие с гос. и обществ, органами стали рассматриваться и с позиций теории адм. управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). К осн. принципам управления относились: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства и руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава исполнителей, инициатива, единение персонала.
«Классическая теория управления» Файоля доминировала до 30-х гг. В 50- 70-х гг. в теории управления в странах Зап. Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами: теории «человеческих отношений», «ситуационного управления», «организационного развития». Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают четкую регламентацию деятельности, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивид, мотивы участников совм. деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеч. отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления на разл. уровнях; ставится задача преодолеть ограниченность рационалистич. и поведенческих, синтезировать лучшее из их арсенала.
В работах по У. о. осн. внимание уделялось его общей теории - Д. Орлоски (D. Orlosky, США), Р. Кемпбелл, Т. Буш (R. Campbel, T. Bush, Великобритания), Л. Ге (L. Gue, Канада); распределению полномочий и ответственности между уровнями управления - А. ван Хехт (А. Van Haecht, Нидерланды), Р. Перье (R. Perier, Франция); планированию и стратегии развития образоват. систем - Ж. Аллак (J. Hallak, Франция). и др.; оценке управленч. персонала - Дж. Миллман, Д. Стафлбин (J. Millman, D. Stufflebean, США); организации внутришк. менеджмента - Ф. Бонне (F. Bonnet, Бельгия), А. Пейси (A. Paisiy, Великобритания), Л. де Калувэ, Э. Маркс (L. de Caluwe, E. Marx, Нидерланды). Действуют отраслевые об-ва: Герм, общество по У. о. (Deutsche Gesellschaft fur Bildungsverwaltung), Брит, общество по менеджменту и администрации в образовании
(The British Educational Management and Administration Sodety). и др. Выпускаются периодич. издания: «Междунар. журнал менеджмента в образовании» («International Journal of Educational Management»), «Менеджмент.н. управление в образовании» («Educational Management and Administration», Великобритания), «Журнал амер. ассоциации школьных советов» («American School Board Journal», США), «Бюллетень нац. ассоциации директоров ср. школ» (№ASSP-Bulletin, США). и др.
В России теория У. о. изначально развивалась как школоведение. После Окт. революции 1917 была создана цент-рализов. гос. система уч. заведений, но в спец. лит-ре вопросы управления рассматривались гл. обр. применительно к сфере общего образования. Первые документы сов. власти о школе опирались на демократия, идеи и предусматривали децентрализацию управления школой, частную инициативу в шк. деле, уче-нич. самоуправление, широкое участие местных обществ, органов в деле просвещения. В сер. 20-х гг. объем и содержание общего образования стали определяться программами Наркомпроса, ужесточалось и внутр. управление школой. В нач. 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения парт, директив. Формировалась адм.-командная система У. о., к-рая хотя в дальнейшем и эволюционировала, но по сути не изменялась почти 50 лет. Ее тео-ретич. основой были принципы адм. управления (в офиц. печати именовались ленинскими), распространенные в 30- 40-х гг. на проф. и высшее образование. Система имела разветвленную иерархич. структуру - мин-ва, к-ты, управления и отделы, ведавшие образованием. В этих условиях структуры и технологии У. о. отражали гл. обр. ведомств, интересы, обеспечивали лишь запаздывающую реакцию. Гос. органы У. о. были вынуждены решать задачи отраслевых и местных органов, порой подменяя реальное руководство и внутр. координацию регламентацией и мелочной опекой уч. заведений и преподавателей.
В кон. 80-х гг. в Рос. Федерации предпринимались усилия по обновлению науч. базы У. о. Итогом комплексной науч. работы стала принятая пр-вом РФ в 1991 «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». Она ориентировалась на качеств, преобразование содержания образования за счет разработки новых программно-метод. средств, образоват. стандартов и пед. технологий, на развитие нац. и регион, систем образования.
Законом РФ об образовании (1992, новая ред. 1995). разграничена компетенция органов У. о. разл. уровней, создана правовая основа для децентрализов. системы У. о. К компетенции гос. органов У. о. отнесены: разработка и реализация целевых федер. и междунар. программ в области образования; разработка гос. образоват. стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; гос. аккредитация образоват. учреждений; установление порядка аттестации и требований к образованию специалистов образоват. учреждений; формирование структуры системы образования и др. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе о высшем и послевузов-ском проф. образовании (1996).
Вопросами науч. обеспечения У. о. занимаются профильный ин-т в составе РАО и ф-ты подготовки и повышения квалификации организаторов образования пед. ун-тов. С нач. 90-х гг. разрабатываются подходы к У. о., использующие достижения общей теории менеджмента. В исследованиях преобладает проблематика управления общим (школьным). образованием. Это направление У. о. формируется как самостоят. науч. дисциплина, смежная с педагогикой. В отличие от школоведч. подхода, она рассматривает школу как сложную структурную организацию, формирующую у учащихся как образовательные, так и др. социально значимые цели, разрабатывающую стратегию и способы их достижения и др. Инновационные образоват. процессы включаются в объект внутришк. управления.
В 90-х гг. исследовались основы модернизации управления школой как социальной организацией, основы и методы управления инновационными процессами, проблема руководства пед. коллективом, организация и методы аналитич. деятельности в управлении школой (В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржев-ский, В. С. Лазарев, M. M. Поташник, П. И. Третьяков, Р. X. Шакуров, Г. И. Шамова). Ведутся разработки новых моделей и методов У. о. на регион, и муницип.уровнях.
Образоват. система может работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды У. о.: в первом случае объектом управления оказываются уч.-воспитат. процессы и обеспечивающие их программно-метод., кадровые, матери-ально-техн., нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образоват. системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях уч.-воспитат. процесса с целью наращивания образоват. потенциала, повышения его эффективности.
Для реализации и обеспечения управ-ленч. функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У. о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных ряда компонентов: человеческих, материальных, техн., информац., нормативно-правовых и др. У. о. специфично на разл. иерархии, уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном). и на уровне образоват. учреждения; формируются и органы У. о. - гос., обществ, и смешанные.
Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У. о. (Греция, Нидерланды и др.), в к-рых ведущую роль в решении вопросов образования играют высшие адм.-гос. органы. В странах с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция, Польша). местные органы У. о. имеют весьма широкие полномочия. В странах с децентрализованной системой.
У. о. (США, Канада, Германия, Великобритания, Швеция и др.). местные органы обладают широкой автономией.
Зарождение спец. теоретич. анализа внутр. организации школы связано с распространением массового обучения. Во 2-й пол. 19 в. в рамках традиц. педагогики выделился особый раздел - «учили-щеведение» (нем. Schulwesen). или школоведение. В нач. 20 в. внутр. организация разл. образоват. учреждений, их взаимодействие с гос. и обществ, органами стали рассматриваться и с позиций теории адм. управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). К осн. принципам управления относились: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства и руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава исполнителей, инициатива, единение персонала.
«Классическая теория управления» Файоля доминировала до 30-х гг. В 50- 70-х гг. в теории управления в странах Зап. Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами: теории «человеческих отношений», «ситуационного управления», «организационного развития». Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают четкую регламентацию деятельности, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивид, мотивы участников совм. деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеч. отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем управления на разл. уровнях; ставится задача преодолеть ограниченность рационалистич. и поведенческих, синтезировать лучшее из их арсенала.
В работах по У. о. осн. внимание уделялось его общей теории - Д. Орлоски (D. Orlosky, США), Р. Кемпбелл, Т. Буш (R. Campbel, T. Bush, Великобритания), Л. Ге (L. Gue, Канада); распределению полномочий и ответственности между уровнями управления - А. ван Хехт (А. Van Haecht, Нидерланды), Р. Перье (R. Perier, Франция); планированию и стратегии развития образоват. систем - Ж. Аллак (J. Hallak, Франция). и др.; оценке управленч. персонала - Дж. Миллман, Д. Стафлбин (J. Millman, D. Stufflebean, США); организации внутришк. менеджмента - Ф. Бонне (F. Bonnet, Бельгия), А. Пейси (A. Paisiy, Великобритания), Л. де Калувэ, Э. Маркс (L. de Caluwe, E. Marx, Нидерланды). Действуют отраслевые об-ва: Герм, общество по У. о. (Deutsche Gesellschaft fur Bildungsverwaltung), Брит, общество по менеджменту и администрации в образовании
(The British Educational Management and Administration Sodety). и др. Выпускаются периодич. издания: «Междунар. журнал менеджмента в образовании» («International Journal of Educational Management»), «Менеджмент.н. управление в образовании» («Educational Management and Administration», Великобритания), «Журнал амер. ассоциации школьных советов» («American School Board Journal», США), «Бюллетень нац. ассоциации директоров ср. школ» (№ASSP-Bulletin, США). и др.
В России теория У. о. изначально развивалась как школоведение. После Окт. революции 1917 была создана цент-рализов. гос. система уч. заведений, но в спец. лит-ре вопросы управления рассматривались гл. обр. применительно к сфере общего образования. Первые документы сов. власти о школе опирались на демократия, идеи и предусматривали децентрализацию управления школой, частную инициативу в шк. деле, уче-нич. самоуправление, широкое участие местных обществ, органов в деле просвещения. В сер. 20-х гг. объем и содержание общего образования стали определяться программами Наркомпроса, ужесточалось и внутр. управление школой. В нач. 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения парт, директив. Формировалась адм.-командная система У. о., к-рая хотя в дальнейшем и эволюционировала, но по сути не изменялась почти 50 лет. Ее тео-ретич. основой были принципы адм. управления (в офиц. печати именовались ленинскими), распространенные в 30- 40-х гг. на проф. и высшее образование. Система имела разветвленную иерархич. структуру - мин-ва, к-ты, управления и отделы, ведавшие образованием. В этих условиях структуры и технологии У. о. отражали гл. обр. ведомств, интересы, обеспечивали лишь запаздывающую реакцию. Гос. органы У. о. были вынуждены решать задачи отраслевых и местных органов, порой подменяя реальное руководство и внутр. координацию регламентацией и мелочной опекой уч. заведений и преподавателей.
В кон. 80-х гг. в Рос. Федерации предпринимались усилия по обновлению науч. базы У. о. Итогом комплексной науч. работы стала принятая пр-вом РФ в 1991 «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». Она ориентировалась на качеств, преобразование содержания образования за счет разработки новых программно-метод. средств, образоват. стандартов и пед. технологий, на развитие нац. и регион, систем образования.
Законом РФ об образовании (1992, новая ред. 1995). разграничена компетенция органов У. о. разл. уровней, создана правовая основа для децентрализов. системы У. о. К компетенции гос. органов У. о. отнесены: разработка и реализация целевых федер. и междунар. программ в области образования; разработка гос. образоват. стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; гос. аккредитация образоват. учреждений; установление порядка аттестации и требований к образованию специалистов образоват. учреждений; формирование структуры системы образования и др. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе о высшем и послевузов-ском проф. образовании (1996).
Вопросами науч. обеспечения У. о. занимаются профильный ин-т в составе РАО и ф-ты подготовки и повышения квалификации организаторов образования пед. ун-тов. С нач. 90-х гг. разрабатываются подходы к У. о., использующие достижения общей теории менеджмента. В исследованиях преобладает проблематика управления общим (школьным). образованием. Это направление У. о. формируется как самостоят. науч. дисциплина, смежная с педагогикой. В отличие от школоведч. подхода, она рассматривает школу как сложную структурную организацию, формирующую у учащихся как образовательные, так и др. социально значимые цели, разрабатывающую стратегию и способы их достижения и др. Инновационные образоват. процессы включаются в объект внутришк. управления.
В 90-х гг. исследовались основы модернизации управления школой как социальной организацией, основы и методы управления инновационными процессами, проблема руководства пед. коллективом, организация и методы аналитич. деятельности в управлении школой (В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржев-ский, В. С. Лазарев, M. M. Поташник, П. И. Третьяков, Р. X. Шакуров, Г. И. Шамова). Ведутся разработки новых моделей и методов У. о. на регион, и муницип.уровнях.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия