УПРАВЛЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВОМ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Найдено 1 определение
УПРАВЛЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВОМ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
. Основная его цель – это
рациональное использование творческих способностей, знаний и опыта каждого наставника, бригады и мастера цеха в обучении и воспитании работающей или учащейся молодежи, в разработке новых ценных идей и совершенствовании на их основе воспитательной работы на предприятии. Управление предусматривает создание в коллективе необходимых условий для творческой деятельности указанной категории работников. У.н. в т.к. предполагает педагогический анализ практики обучения и воспитания молодых рабочих; определение целей и задач работы наставников, их мобилизацию на выполнение новых задач; планирование работы по наставничеству (перспективное, текущее, оперативное); организацию работы по наставничеству (педагогическая подготовка наставников к этой работе, создание необходимых условий, стимулирование работы наставников и др.); информационное обслуживание процесса управления наставничеством; контроль и учет работы по наставничеству; регулирование работы.Таким образом, образуется управленческий цикл, что позволяет с позиций системного подхода взглянуть на его функционирование, т.е. можно рассматривать его как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которые в свою очередь являются самостоятельными системами. В процессе управления наставничеством управление идет не элементами, а связями между ними, поскольку без связи и фактического взаимодействия частей не может быть организованного целого. Для того чтобы управлять связями, процессом взаимодействия элементов в системе (а это главное в процессе управления), необходимо, по меньшей мере, знать: сами элементы; наличие у них определенных свойств; воздействие какого из них является причиной тех или иных следственных изменений у других. И если речь идет о взаимодействии, то как эти следственные изменения повлияют на элемент, их вызывающий. Только разобравшись в данных четырех позициях, можно управлять связями.
На предприятиях сложилась система организации, развития и руководства движением наставничества в виде советов, являющихся общественными организациями. Они избираются профсоюзным собранием цеха (предприятия); возглавляют этот совет, как правило, представители администрации, способные многое сделать для инициативной и целеустремленной их работы. На советы предприятия возлагается выполнение следующих работ:
методическое обеспечение работы наставников: проведение консультаций наставников, организация их учебы, разработка учебных планов и программ, подбор методической литературы;
организация работы наставников: подбор наставников и контроль за своевременным закреплением молодых рабочих, выбор организационных форм наставничества, контроль за работой цеховых советов;
организация соревнования молодых рабочих и наставников, моральное и материальное стимулирование наставников;
организация изучения, обобщения, распространения и внедрения передового опыта наставников, подготовка и проведение слетов, конференций, семинаров, экскурсий и др.
Кроме этого, на советы наставников возлагаются и другие задачи. К ним относятся: выявление потребности в наставничестве по цехам, участкам, профессиям;
учет всех молодых рабочих, нуждающихся в наставнике, подбор наставников, их психолого-педагогическая подготовка;
руководство цеховыми и бригадными советами наставников и создание резерва;
проведение работы по координации всех мероприятий, связанных с деятельностью наставников;
заслушивание отчетов должностных лиц, председателей цеховых и бригадных советов и наставников об их работе;
организация соревнования среди наставников и молодых рабочих и разработка условий соревнования;
оказание помощи наставникам в проведении воспитательной работы.
Совет наставников свою деятельность координирует с отделом технического обучения предприятия.
А.С. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.