УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Найдено 1 определение
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
(или надпредметные,
межпредметные, общеучебные, ключевые умения) — общие культуросообразные способности. В отличие от компетентностей, они обеспечивают не строго технологизированный способ действия, а такой, который, будучи присущ отдельному индивиду, лежит в основе действий в познании, освоении, творчестве в различных образовательных областях и сферах деятельности. «Выращивание» такого способа производит сам ребенок, и происходит это на основе его индивидуальности. Задача педагогов — создать условия для выращивания и осознания детьми собственного способа действия и возможных границ его применения.
Если узкопредметные умения приобретаются в традиционной школе в результате упражнений в решении класса задач, запланированного и представленного учебником, то универсальные, надпредметные умения — в опыте критического отношения к утверждениям учебника, решения нестандартных, «некорректных» задач.
В одном из международных проектов названы следующие три ключевых умения: автономность действия учащегося, интерактивное использование инструментов и функционирование в социально неоднородных группах («Definition and Selection of Competencies: Theoretical and Conceptual Foundations. Strategy Paper» — Paris, OECD. — 2002). В другом документе к ключевым относят коммуникативную компетентность, умение решать реальные задачи, умение сотрудничать, способность к самообучению. Они формируются не учебным материалом, а активными методами и способами деятельности и организацией, интерактивным взаимодействием, выполнением проектов, самостоятельной экспериментальной деятельностью.
При целенаправленных действиях педагога по созданию условий для становления универсальных умений в образовательных процессах и в практике школьной жизни у каждого школьника происходит становление опыта выращивания универсальных умений. К таким умениям следует отнести:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
- понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
- выделять основной смысл текста или события, придавая ему личностный смысл;
- удерживать несколько смыслов сложных текстов или явлений; - получать и отбирать информацию соответственно целям и задачам деятельности, использовать ее для достижения собственного развития;
- схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты и идеи, типологизировать и систематизировать их;
- вести наблюдение за природными объектами, делать выводы об их сущности, соотносить наблюдение с опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;
- вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, ставить задачу, выявлять ее условия, подбирать варианты решений.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
- строить полный цикл индивидуальной и коллективной деятельности — анализировать ситуацию, ставить цели, планировать, организовывать, получать результат, проводить рефлексию, давать оценку и самооценку;
- создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
- осуществлять в целях собственного образования выбор действий, предмета познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
- осуществлять рефлексию своего поведения и ценностей, уметь
обращать сознание на свою деятельность, опираясь на адекватное представление о своих сильных и слабых свойствах;
- действовать по алгоритму, самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
- выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике и других видах творчества;
- осуществлять самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий и продвижения в своем развитии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
- строить коммуникацию с другими людьми;
- вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и различие позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
- владеть языком как средством коммуникации; понимать сходство и различие языков науки, искусства, математики, иностранных языков;
- ориентироваться в пространстве, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свое действие и поведение;
- понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой
группы, класса, школы, окружающего сообщества;
- занимать различные позиции и выполнять роли в соответствии с собственной оценкой ситуации и ценностями; понимать позиции и роли других людей.
Перечень может изменяться и дополняться в процессе практической и экспериментальной деятельности. Изменение содержания образования в целях формирования универсальных умений может начаться (при сохранении привычной для учителя логики) с удаления из программ материала, который не соответствует новым целям. При такой «расчистке» возникает множество вариантов, отражающих особенности каждого учителя, школы и различия в представления и запросах детей и родителей. Такую «расчистку» можно проводить как в методических объединениях учителей в школе, так и на уровне методических служб района, города. Ситуация совместной работы над изменением содержания образования имеет продуктивный характер, делая учителя субъектом инновационной деятельности, способствует кооперации учительства, обмену идеями и опытом между школами. Она также активизирует работу методических служб города или района, помогает преодолеть их «увлечение» контрольными и инспекторскими функциями. Появляется поле для профессиональных дискуссий и общения, что рождает различные объединения и ассоциации — элементы гражданского общества. Наибольшую пользу извлекают из этой ситуации дети. Они получают возможность развиваться, самоопределяясь и реализуя свои умения на основе свободного выбора.
А.Н.Тубельский
Литература: Школа самоопределения. Шаг второй. — Ред. и сост. А.Н.Тубельский. М., 1994.
Перевод предметных умений в универсальные умения школьника. — Под ред. А.Н. Тубельского, М., 2002

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
232.07 кб

Универсальные учебные действия или умение учиться

Пономарева Елена Анатольевна
В статье раскрывается, что должен знать и уметь делать учитель, для того, чтобы его ученики овладели универсальными учебными действиями.
Читать PDF
947.88 кб

Универсальные учебные действия как основа умения учиться

Тимченкова Снежана Петровна
В статье рассматриваются универсальные учебные действия как средства повышения эффективности учебной деятельности учащихся. Также представлены основные группы и функции УУД.
Читать PDF
180.92 кб

Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям

Поломошнова С.А.
Рассматривается, что общего и чем различаются традиционное понятие «общеучебные умения» и термин «универсальные учебные действия», введенный разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Читать PDF
206.69 кб

Обучение школьников проектированию как общеучебному универсальному умению

Торопова Зоя Васильевна
В статье дано обоснование целесообразности формирования у выпускника школы способности к проектной деятельности как общеучебному универсальному умению и раскрываются условия этого формирования
Читать PDF
367.40 кб

Формирование универсальных учебных умений в иноязычном обучении школьников

Амагаева Т.А.
В статье рассматриваются универсальные учебные умения, которые должны обеспечивать школьникам возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета.
Читать PDF
3.87 мб

К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «Бритве Оккама»

Воровщиков Сергей Георгиевич
В статье представлен анализ перечня универсальных учебных действий, входящего в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, описаны идеологические, содержательные и технологические аспекты развития ун
Читать PDF
458.76 кб

Задачи формирования учебных универсальных умений школьников при обучении чтению и письму

Соловьева Екатерина Владимировна
Читать PDF
392.53 кб

Задачи формирования учебных универсальных умений школьников при обучении чтению и письму

Соловьева Екатерина Владимировна
Читать PDF
1.48 мб

Универсальные учебные умения в обучении иностранному языку : сущность, структура, содержание

Милованова Людмила Анатольевна
Освещается проблема формирования универсальных учебных действий в обучении иностранному языку, описываются умения и навыки, способствующие полноценной учебной деятельности и помогающие ученику развивать учебно-познавательные мотив
Читать PDF
319.06 кб

К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОНЯТИЙ "МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ" И "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ"

Гормакова В.В.
В статье рассматривается вопрос дифференциации понятий, имеющих отношение к исследованию результатов школьного обучения: «метапредметные умения» и «универсальные учебные действия».
Читать PDF
2.62 мб

Развитие универсальных учебных действий и умений студентов в преподавании гуманитарных дисциплин тех

Гусева Е. А.
К вопросу о развитии универсальных учебных действий и умений студентов в преподавании гуманитарных дисциплин технического вуза
Читать PDF
261.80 кб

Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными де

Закирова Венера Гилмхановна, Сабирова Эльвира Гильфановна
В статье раскрываются взаимосвязи между исследовательскими умениями и универсальными учебными действиями младших школьников. Показан состав универсальных учебных действий.
Читать PDF
101.49 кб

Формирование универсальных учебных умений при обучении иностранному языку как условие становления ли

Махмудова В.С.
Статья посвящена вопросам, связанным с формированием универсальных учебных умений и их ролью в становлении личности учащегося. Рассматриваются методологические основы определения сущности универсальных учебных умений.
Читать PDF
4.36 мб

Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении матем

Шкерина Людмила Васильевна
В статье изучается состав универсальных учебных действий в аспекте определения подхода к измерению уровня их сформированности.