(или надпредметные,
межпредметные, общеучебные, ключевые умения) — общие культуросообразные способности. В отличие от компетентностей, они обеспечивают не строго технологизированный способ действия, а такой, который, будучи присущ отдельному индивиду, лежит в основе действий в познании, освоении, творчестве в различных образовательных областях и сферах деятельности. «Выращивание» такого способа производит сам ребенок, и происходит это на основе его индивидуальности. Задача педагогов — создать условия для выращивания и осознания детьми собственного способа действия и возможных границ его применения.
Если узкопредметные умения приобретаются в традиционной школе в результате упражнений в решении класса задач, запланированного и представленного учебником, то универсальные, надпредметные умения — в опыте критического отношения к утверждениям учебника, решения нестандартных, «некорректных» задач.
В одном из международных проектов названы следующие три ключевых умения: автономность действия учащегося, интерактивное использование инструментов и функционирование в социально неоднородных группах («Definition and Selection of Competencies: Theoretical and Conceptual Foundations. Strategy Paper» — Paris, OECD. — 2002). В другом документе к ключевым относят коммуникативную компетентность, умение решать реальные задачи, умение сотрудничать, способность к самообучению. Они формируются не учебным материалом, а активными методами и способами деятельности и организацией, интерактивным взаимодействием, выполнением проектов, самостоятельной экспериментальной деятельностью.
При целенаправленных действиях педагога по созданию условий для становления универсальных умений в образовательных процессах и в практике школьной жизни у каждого школьника происходит становление опыта выращивания универсальных умений. К таким умениям следует отнести:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
- понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
- выделять основной смысл текста или события, придавая ему личностный смысл;
- удерживать несколько смыслов сложных текстов или явлений; - получать и отбирать информацию соответственно целям и задачам деятельности, использовать ее для достижения собственного развития;
- схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты и идеи, типологизировать и систематизировать их;
- вести наблюдение за природными объектами, делать выводы об их сущности, соотносить наблюдение с опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;
- вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, ставить задачу, выявлять ее условия, подбирать варианты решений.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
- строить полный цикл индивидуальной и коллективной деятельности — анализировать ситуацию, ставить цели, планировать, организовывать, получать результат, проводить рефлексию, давать оценку и самооценку;
- создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
- осуществлять в целях собственного образования выбор действий, предмета познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
- осуществлять рефлексию своего поведения и ценностей, уметь
обращать сознание на свою деятельность, опираясь на адекватное представление о своих сильных и слабых свойствах;
- действовать по алгоритму, самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
- выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике и других видах творчества;
- осуществлять самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий и продвижения в своем развитии.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
- строить коммуникацию с другими людьми;
- вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и различие позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
- владеть языком как средством коммуникации; понимать сходство и различие языков науки, искусства, математики, иностранных языков;
- ориентироваться в пространстве, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свое действие и поведение;
- понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой
группы, класса, школы, окружающего сообщества;
- занимать различные позиции и выполнять роли в соответствии с собственной оценкой ситуации и ценностями; понимать позиции и роли других людей.
Перечень может изменяться и дополняться в процессе практической и экспериментальной деятельности. Изменение содержания образования в целях формирования универсальных умений может начаться (при сохранении привычной для учителя логики) с удаления из программ материала, который не соответствует новым целям. При такой «расчистке» возникает множество вариантов, отражающих особенности каждого учителя, школы и различия в представления и запросах детей и родителей. Такую «расчистку» можно проводить как в методических объединениях учителей в школе, так и на уровне методических служб района, города. Ситуация совместной работы над изменением содержания образования имеет продуктивный характер, делая учителя субъектом инновационной деятельности, способствует кооперации учительства, обмену идеями и опытом между школами. Она также активизирует работу методических служб города или района, помогает преодолеть их «увлечение» контрольными и инспекторскими функциями. Появляется поле для профессиональных дискуссий и общения, что рождает различные объединения и ассоциации — элементы гражданского общества. Наибольшую пользу извлекают из этой ситуации дети. Они получают возможность развиваться, самоопределяясь и реализуя свои умения на основе свободного выбора.
А.Н.Тубельский
Литература: Школа самоопределения. Шаг второй. — Ред. и сост. А.Н.Тубельский. М., 1994.
Перевод предметных умений в универсальные умения школьника. — Под ред. А.Н. Тубельского, М., 2002
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005