Умственное воспитание

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Умственное воспитание
развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований воспитанника.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ
целенаправленный процесс развития внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование научного мировоззрения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Умственное воспитание
формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления учащихся и привитие культуры умственного труда. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ
формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
(интеллектуальное) - целенаправленный педагогический процесс взаимодействия учителя и учащегося по формированию у учащегося научного мировоззрения; движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления и культуры умственного труда. Содержание умственного воспитания включает основы знаний о природе и обществе, о современном производстве, формирование инициативности, деловитости, умение самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизненной практикой.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Умственное воспитание
целенаправленный процесс вооружения обучаемых системой знаний основ наук. Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов: формирование потребности постоянно пополнять свои знания и др.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Воспитание умственное
(1) – составная часть воспитания, направленная на процесс обогащения интеллекта детей знаниями, интеллектуальными умениями, навыками, развитие умственных сил, психических процессов, дарований, познавательных интересов, формирование мировоззрения и интеллектуальной свободы; (2) – целенаправленное, планомерное управление процессом развития умственных сил и способностей личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Умственное воспитание
система мер и условий, направленных на развитие интеллекта детей и подростков. Суть его в развитии сознания и самосознания, мышления, а также учебной деятельности. Содержание умственного воспитания составляют: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека (психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения); умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизмов самообразования, самообучения, самоорганизации умственной деятельности, культуры умственного труда, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся. Умственное воспитание детей тесным образом связано с духовно-нравственным.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Умственное воспитание
специально организованное педагогическое влияние на учащихся с целью развития их умственных способностей. Выработать интеллектуальное созерцание искусства призывал Ф. Шеллинг, а известные правила этой работы предложил Р. Декарт. Необходимость интеллектуального развития школьников обосновал В. Сухомлинский. Особенно благоприятные условия для умственного воспитания школьников он находил при изучении литературы, отмечая прежде всего понимание идейно- эстетических ценностей и критериев художественности произведений, их смысловой нагрузки. Его идеи развития умственных способностей учащихся в процессе изучения литературы достаточно актуальны: - литература служит учебником жизни в той степени, в какой пробуждает нравственные и эстетические чувства в их единстве; - восприятие художественного произведения глубоко индивидуально, и именно поэтому так важно, чтобы читатель проник в авторский замысел; - важным средством интеллектуального воспитания служит умственная задача; - действенным инструментом мышления служат различные наставления учащимся, которые служат ключом к пониманию и объяснению новых явлений; - необходима специальная работа, направленная на то, чтобы ребенок учился думать (инструктажи, упражнения и т.д.); - учебный процесс должен быть управляемым, рассчитанным во времени [115]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
развитие интеллектуальных способностей личности (см.Интеллект). У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям. Один из осн. законов психологии утверждает, что повторение умственных процессов увеличивает легкость, с которой совершаются эти процессы, и уменьшает степень сопровождающей их сознательности. Т.о. происходит формирование привычек. Умственная деятельность у всех народов подчиняется одним и тем же законам, и ее проявления зависят от характера индивидуального опыта, который, в свою очередь, обусловлен типом данной культуры. Качества ума отдельного человека (сила, скорость, точность, системность, многосторонность и др.) в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Т.о., различия в содержании ума, в системе понятий, которыми оперирует ум, складываются под влиянием окружающей культурной среды и индивидуального опыта человека. У.в. направлено на изучение содержания сознания в связи с изменениями личного опыта. Важнейшее направление У.в. - формирование теории роста и изменений в содержании сознания в зависимости от конкретных воздействий окружающей культурной среды.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.08 кб

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Габитова С.Б., Сулейманова Ф.М.
В данной статье рассматривается проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены задачи и содержание умственного воспитания дошкольника.
Читать PDF
1.21 мб

Нарушения в воспитании детей с умственными отклонениями

Трошин Павел Леонидович
В статье рассматриваются нарушения в воспитании детей с умственными отклонениями, которые происходят по вине родителей. Актуальность данной темы связано с увеличением детей с нарушением интеллекта.
Читать PDF
226.40 кб

Умственное воспитание школьников: содержательные аспекты

Глебова Марина Владимировна
В статье раскрывается содержание умственного воспитания школьников в процессе обучения на основе психолого-педагогических характеристик категорий: «воспитание», «развитие», «познание» и «познавательная деятельность», «интеллект» и
Читать PDF
104.42 кб

Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения

Стародубцева И. В.
Статья посвящена поиску и анализу взаимодействий в образовательном процессе двух основных направлений умственного и физического воспитания.
Читать PDF
321.92 кб

Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения

Стародубцева И. В.
Проведен поиск и анализ взаимодействий в образовательном процессе двух основных направлений умственного и физического воспитания.
Читать PDF
486.30 кб

Проблема физического воспитания умственно одаренных детей

Якунин Р. И.
В статье рассматриваются особенности физического воспитания детей с повышенной мотивацией к обучению, влияние дифференцированной программы по физическому воспитанию на состояние здоровья обучающихся в инновационных образовательных
Читать PDF
415.93 кб

Взаимосязь между физическим и умственным воспитанием студентов

Теплухин Евгений Иванович, Куницкая Татьяна Аркадьевна, Крыжановская Ольга Олеговна
В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на успеваемость и общее состояние организма студента, взаимосвязь между физическим.
Читать PDF
1,009.28 кб

Сущность и содержание умственного воспитания младших школьников

Гатауллина Элина Магдановна, Сулейманова Фания Мурзабаевна
В данной статье раскрываются проблемы умственного воспитания младших школьников и мышлении как составной части умственного воспитания. Описываются задачи и направления умственного воспитания младших школьников.
Читать PDF
423.13 кб

Содержание и формы умственного воспитания в абхазской народной педагогике

Анкваб Марина Фёдоровна
Статья является составляющей исследования особенностей абхазской народной педагогики и ее принципов.
Читать PDF
87.88 кб

Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью

Трубина Е. Н.
Читать PDF
5.80 мб

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Москвина Анна Сергеевна, Третьяков Андрей Леонидович
В данной статье исследователи раскрывают теоретико-методологические основы умственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях.
Читать PDF
347.09 кб

Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью

Трубина Елена Николаевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью. Анализируются особенности нравственного воспитания в данном возрасте у данной категории детей.
Читать PDF
130.87 кб

Влияние уроков физического воспитания на умственную работоспособность школьников

Вербенко М. Н., Калиниченко И. А.
. В статье представленные результаты оценки влияния урока физического воспитания разной интенсивности в общеобразовательных учебных заведениях на умственную работоспособность школьников.
Читать PDF
172.13 кб

Педагогические основы взаимосвязи умственного и физического воспитания дошкольников

Магомедов Алил Мусаланович, Садрудинова Меседу Царакалиевна, Иманалиев Омар Иманалиевич, Рамазанова Барият Махмудовна, Умаргаджиев Руслан Алигаджиевич
В сегодняшней дошкольной педагогике существует зависимость между полнотой знаний о сущности обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которыми располагают теоретики и практики, и их осведомленностью о психофизическом разви
Читать PDF
388.94 кб

Физическое воспитание умственно отсталых школьников в научных исследованиях студентов

Шаповалова Ольга Евгеньевна, Фишман Борис Ентильевич, Ванакова Галина Васильевна
В Еврейской автономной области создана и успешно функционирует развёрнутая сеть специальных учреждений, составляющая основу реализации особых образовательных потребностей детей с проблемами в интеллектуальном развитии и, соответст

Похожие термины:

  • УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ

    педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальных качеств (см. Ум) подрастающего человека на материале учебно-производственных и трудовых задач. Существует прочный и часто