Умственное воспитание
Умственное воспитание
развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований воспитанника.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ
целенаправленный процесс развития внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование научного мировоззрения.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Умственное воспитание
формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления учащихся и привитие культуры умственного труда. (1)
ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ
формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
(интеллектуальное) - целенаправленный педагогический процесс взаимодействия учителя и учащегося по формированию у учащегося научного мировоззрения; движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению.
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления и культуры умственного труда. Содержание умственного воспитания включает основы знаний о природе и обществе, о современном производстве, формирование инициативности, деловитости, умение самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизненной практикой.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Умственное воспитание
целенаправленный процесс вооружения обучаемых системой знаний основ наук. Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов: формирование потребности постоянно пополнять свои знания и др.
Воспитание умственное
(1) – составная часть воспитания, направленная на процесс обогащения интеллекта детей знаниями, интеллектуальными умениями, навыками, развитие умственных сил, психических процессов, дарований, познавательных интересов, формирование мировоззрения и интеллектуальной свободы; (2) – целенаправленное, планомерное управление процессом развития умственных сил и способностей личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Умственное воспитание
система мер и условий, направленных на развитие интеллекта детей и подростков. Суть его в развитии сознания и самосознания, мышления, а также учебной деятельности. Содержание умственного воспитания составляют: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека (психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения); умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизмов самообразования, самообучения, самоорганизации умственной деятельности, культуры умственного труда, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся. Умственное воспитание детей тесным образом связано с духовно-нравственным.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Умственное воспитание
специально организованное педагогическое влияние на учащихся с целью развития их умственных способностей. Выработать интеллектуальное созерцание искусства призывал Ф. Шеллинг, а известные правила этой работы предложил Р. Декарт. Необходимость интеллектуального развития школьников обосновал В. Сухомлинский. Особенно благоприятные условия для умственного воспитания школьников он находил при изучении литературы, отмечая прежде всего понимание идейно- эстетических ценностей и критериев художественности произведений, их смысловой нагрузки. Его идеи развития умственных способностей учащихся в процессе изучения литературы достаточно актуальны: - литература служит учебником жизни в той степени, в какой пробуждает нравственные и эстетические чувства в их единстве; - восприятие художественного произведения глубоко индивидуально, и именно поэтому так важно, чтобы читатель проник в авторский замысел; - важным средством интеллектуального воспитания служит умственная задача; - действенным инструментом мышления служат различные наставления учащимся, которые служат ключом к пониманию и объяснению новых явлений; - необходима специальная работа, направленная на то, чтобы ребенок учился думать (инструктажи, упражнения и т.д.); - учебный процесс должен быть управляемым, рассчитанным во времени [115]. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
развитие интеллектуальных способностей личности (см.Интеллект). У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям. Один из осн. законов психологии утверждает, что повторение умственных процессов увеличивает легкость, с которой совершаются эти процессы, и уменьшает степень сопровождающей их сознательности. Т.о. происходит формирование привычек. Умственная деятельность у всех народов подчиняется одним и тем же законам, и ее проявления зависят от характера индивидуального опыта, который, в свою очередь, обусловлен типом данной культуры. Качества ума отдельного человека (сила, скорость, точность, системность, многосторонность и др.) в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Т.о., различия в содержании ума, в системе понятий, которыми оперирует ум, складываются под влиянием окружающей культурной среды и индивидуального опыта человека. У.в. направлено на изучение содержания сознания в связи с изменениями личного опыта. Важнейшее направление У.в. - формирование теории роста и изменений в содержании сознания в зависимости от конкретных воздействий окружающей культурной среды.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря