Умственное воспитание
Умственное воспитание
формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления учащихся и привитие культуры умственного труда. (1)
Воспитание умственное
формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
Источник: Педагогический словарь
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления и культуры умственного труда. Содержание умственного воспитания включает основы знаний о природе и обществе, о современном производстве, формирование инициативности, деловитости, умение самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизненной практикой.
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
Умственное воспитание
система мер и условий, направленных на развитие интеллекта детей и подростков. Суть его в развитии сознания и самосознания, мышления, а также учебной деятельности. Содержание умственного воспитания составляют: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека (психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения); умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизмов самообразования, самообучения, самоорганизации умственной деятельности, культуры умственного труда, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся. Умственное воспитание детей тесным образом связано с духовно-нравственным.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
развитие интеллектуальных способностей личности (см.Интеллект). У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям. Один из осн. законов психологии утверждает, что повторение умственных процессов увеличивает легкость, с которой совершаются эти процессы, и уменьшает степень сопровождающей их сознательности. Т.о. происходит формирование привычек. Умственная деятельность у всех народов подчиняется одним и тем же законам, и ее проявления зависят от характера индивидуального опыта, который, в свою очередь, обусловлен типом данной культуры. Качества ума отдельного человека (сила, скорость, точность, системность, многосторонность и др.) в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Т.о., различия в содержании ума, в системе понятий, которыми оперирует ум, складываются под влиянием окружающей культурной среды и индивидуального опыта человека. У.в. направлено на изучение содержания сознания в связи с изменениями личного опыта. Важнейшее направление У.в. - формирование теории роста и изменений в содержании сознания в зависимости от конкретных воздействий окружающей культурной среды.