УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое нарушение познавательной деятельности в результате поражения головного мозга; выражается в двух формах: олигофрения и деменция.
Умственная отсталость
стойкое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального.
Умственная отсталость
стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм, а также унаследованных генетических заболеваний.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития и ассоциируется обычно со снижением способности ориентироваться в жизни. Последнее отражается в замедленном общем развитии, в ограниченной способности к обучению и/или недостаточной социальной приспособленности, причем эти признаки могут проявляться в отдельности или в различных сочетаниях.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При У. о. наблюдаются: недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения – недоразвитие речи, эмоциональноволевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Умственная отсталость
стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального. У.О. имеет разную этиологию, более распространенной формой У.О. является олигофрения. Выделяются две основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями; б) олигофрения, обусловленная внешними факторами, инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имби-цильность и дебильность.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации У. о. детей разрабатываются одной из отраслей коррекционной педагогики – олигофренопедагогикой. Термин «олигофрения» не тождествен понятию «У. о.». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть У. о., однако в некоторых случаях олигофрения может вызвать У. о. Кроме олигофренов к У. о. могут быть отнесены некоторые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, перенесшие энцефалит, менингит и другие тяжелые заболевания. У многих У. о. детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, эндокринные нарушения, а также аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой У. о., решающим основанием заключения об У. о. является наличие стойких нарушений высших психических функций. Следует отличать также У. о. от задержки психического развития, так как в первом случае, нарушение психического развития обусловлено поражением ЦНС и характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности, во втором случае отставание в психическом развитии может быть обусловлено разными причинами (поражением или недоразвитием периферического отдела нервной системы, соматической ослабленностью, педагогической запущенностью и др.) и носит временный характер.
Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации У. о. детей разрабатываются одной из отраслей коррекционной педагогики – олигофренопедагогикой. Термин «олигофрения» не тождествен понятию «У. о.». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть У. о., однако в некоторых случаях олигофрения может вызвать У. о. Кроме олигофренов к У. о. могут быть отнесены некоторые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, перенесшие энцефалит, менингит и другие тяжелые заболевания. У многих У. о. детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, эндокринные нарушения, а также аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой У. о., решающим основанием заключения об У. о. является наличие стойких нарушений высших психических функций. Следует отличать также У. о. от задержки психического развития, так как в первом случае, нарушение психического развития обусловлено поражением ЦНС и характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности, во втором случае отставание в психическом развитии может быть обусловлено разными причинами (поражением или недоразвитием периферического отдела нервной системы, соматической ослабленностью, педагогической запущенностью и др.) и носит временный характер.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое нарушение познават. деятельности вследствие органич. поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалит, заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (природовых и бытовых травм), а также унаследованных генетич. аномалий. У многих умственно отсталых детей наблюдаются патология эмоционально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У. о. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высш. психич. функций.
Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «У. о.», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферич. отдела зрительного или слухового анализатора. Но поскольку органич. поражения головного мозга у таких детей нет, можно отрицать наличие у них У. о.
Вследствие нерезких нарушений ЦНС (т. н. миним. мозговая дисфункция), а также неблагоприятных социальных условий (депривация, запущенность • педагогическая). у ребенка может возникнуть т. н. задержка психич. развития (ЗПР). Для таких детей характерно и отставание в умственном развитии, к-рое, однако, им?ет иную природу, чем У. о., и может быть компенсировано в соответствующих условиях обучения (для детей с ЗПР в Рос. Федерации существуют спец. уч.-воспитат. учреждения особого типа). Существуют объективные критерии различения ЗПР и У. о., на основании к-рых ставится квалифициров. диагноз.
Понятие «У. о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в др. случаях то же заболевание может привести к У. о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией и др. заболеваниями. При шизофрении в стадии обострения болезни у ребенка нарушается протекание познават. процессов, он плохо усваивает.н. перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значит. ельно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов. Данное явление, получившее назв. «оли-гофренич. плюс», также не может расцениваться как У. о.
До нач. 20 в. любые нарушения интеллекта определялись как слабоумие или идиотия. В совр. лит-ре понятие «слабоумие» применительно к детям практически уступило место понятию «У. о.». Под идиотией в отеч. науке понимают самую тяжелую форму У. о. при олиго-френии. В мировой науке этот термин выходит из употребления, Всемирной орг-цией здравоохранения он признан некорректным; интеллектуальные нарушения определяются как У. о., к-рая различается по степеням - от легкой до глубокой - в зависимости от количеств, оценки интеллекта.
В Рос. Федерации дети, страдающие У. о., в основном обучаются во вспомо-гат. школах. Среди этих детей большинство составляют те, кому поставлен диагноз «олигофрения» (см. Аномальные дети, раздел «Дети с нарушениями интеллекта»).
Лит.: Выготский Л. С., Проблема умственной отсталости, Собр. соч., т. 5, М., 1983; Певзнер М. С., Дети - олигофре-ны, М., 1959; Сухарева Г. Е., Клинич. лекции по психиатрии дет. возраста, М., 1965; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева, А. Лурия, М., 1973; Клинич. и психолого-пед. изучение детей с интеллектуальной недостаточностью, М., 1976; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1986; К о h 1 с г. С h., Les deficiences intellectuelles chez lenfant, P., 1963; Mental deficiency. The changing outlook, ed. by A. M. Clarke, L., 1965; Jordan T. E., The mentally retarded, Colum-bus, 1972; K i r m a n B., Bicknell Y., Mental handicap, Edinburgh, 1975.
С. С. Степанов.
Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «У. о.», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферич. отдела зрительного или слухового анализатора. Но поскольку органич. поражения головного мозга у таких детей нет, можно отрицать наличие у них У. о.
Вследствие нерезких нарушений ЦНС (т. н. миним. мозговая дисфункция), а также неблагоприятных социальных условий (депривация, запущенность • педагогическая). у ребенка может возникнуть т. н. задержка психич. развития (ЗПР). Для таких детей характерно и отставание в умственном развитии, к-рое, однако, им?ет иную природу, чем У. о., и может быть компенсировано в соответствующих условиях обучения (для детей с ЗПР в Рос. Федерации существуют спец. уч.-воспитат. учреждения особого типа). Существуют объективные критерии различения ЗПР и У. о., на основании к-рых ставится квалифициров. диагноз.
Понятие «У. о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в др. случаях то же заболевание может привести к У. о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией и др. заболеваниями. При шизофрении в стадии обострения болезни у ребенка нарушается протекание познават. процессов, он плохо усваивает.н. перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значит. ельно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов. Данное явление, получившее назв. «оли-гофренич. плюс», также не может расцениваться как У. о.
До нач. 20 в. любые нарушения интеллекта определялись как слабоумие или идиотия. В совр. лит-ре понятие «слабоумие» применительно к детям практически уступило место понятию «У. о.». Под идиотией в отеч. науке понимают самую тяжелую форму У. о. при олиго-френии. В мировой науке этот термин выходит из употребления, Всемирной орг-цией здравоохранения он признан некорректным; интеллектуальные нарушения определяются как У. о., к-рая различается по степеням - от легкой до глубокой - в зависимости от количеств, оценки интеллекта.
В Рос. Федерации дети, страдающие У. о., в основном обучаются во вспомо-гат. школах. Среди этих детей большинство составляют те, кому поставлен диагноз «олигофрения» (см. Аномальные дети, раздел «Дети с нарушениями интеллекта»).
Лит.: Выготский Л. С., Проблема умственной отсталости, Собр. соч., т. 5, М., 1983; Певзнер М. С., Дети - олигофре-ны, М., 1959; Сухарева Г. Е., Клинич. лекции по психиатрии дет. возраста, М., 1965; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева, А. Лурия, М., 1973; Клинич. и психолого-пед. изучение детей с интеллектуальной недостаточностью, М., 1976; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1986; К о h 1 с г. С h., Les deficiences intellectuelles chez lenfant, P., 1963; Mental deficiency. The changing outlook, ed. by A. M. Clarke, L., 1965; Jordan T. E., The mentally retarded, Colum-bus, 1972; K i r m a n B., Bicknell Y., Mental handicap, Edinburgh, 1975.
С. С. Степанов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия