УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое нарушение познавательной деятельности в результате поражения головного мозга; выражается в двух формах: олигофрения и деменция.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Умственная отсталость
стойкое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Умственная отсталость
стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм, а также унаследованных генетических заболеваний.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития и ассоциируется обычно со снижением способности ориентироваться в жизни. Последнее отражается в замедленном общем развитии, в ограниченной способности к обучению и/или недостаточной социальной приспособленности, причем эти признаки могут проявляться в отдельности или в различных сочетаниях.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При У. о. наблюдаются: недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения – недоразвитие речи, эмоциональноволевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Умственная отсталость
стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального. У.О. имеет разную этиологию, более распространенной формой У.О. является олигофрения. Выделяются две основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями; б) олигофрения, обусловленная внешними факторами, инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имби-цильность и дебильность.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации У. о. детей разрабатываются одной из отраслей коррекционной педагогики – олигофренопедагогикой. Термин «олигофрения» не тождествен понятию «У. о.». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть У. о., однако в некоторых случаях олигофрения может вызвать У. о. Кроме олигофренов к У. о. могут быть отнесены некоторые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, перенесшие энцефалит, менингит и другие тяжелые заболевания. У многих У. о. детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, эндокринные нарушения, а также аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой У. о., решающим основанием заключения об У. о. является наличие стойких нарушений высших психических функций. Следует отличать также У. о. от задержки психического развития, так как в первом случае, нарушение психического развития обусловлено поражением ЦНС и характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности, во втором случае отставание в психическом развитии может быть обусловлено разными причинами (поражением или недоразвитием периферического отдела нервной системы, соматической ослабленностью, педагогической запущенностью и др.) и носит временный характер.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое нарушение познават. деятельности вследствие органич. поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалит, заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (природовых и бытовых травм), а также унаследованных генетич. аномалий. У многих умственно отсталых детей наблюдаются патология эмоционально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У. о. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высш. психич. функций.
Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «У. о.», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферич. отдела зрительного или слухового анализатора. Но поскольку органич. поражения головного мозга у таких детей нет, можно отрицать наличие у них У. о.
Вследствие нерезких нарушений ЦНС (т. н. миним. мозговая дисфункция), а также неблагоприятных социальных условий (депривация, запущенность • педагогическая). у ребенка может возникнуть т. н. задержка психич. развития (ЗПР). Для таких детей характерно и отставание в умственном развитии, к-рое, однако, им?ет иную природу, чем У. о., и может быть компенсировано в соответствующих условиях обучения (для детей с ЗПР в Рос. Федерации существуют спец. уч.-воспитат. учреждения особого типа). Существуют объективные критерии различения ЗПР и У. о., на основании к-рых ставится квалифициров. диагноз.
Понятие «У. о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в др. случаях то же заболевание может привести к У. о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией и др. заболеваниями. При шизофрении в стадии обострения болезни у ребенка нарушается протекание познават. процессов, он плохо усваивает.н. перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значит. ельно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов. Данное явление, получившее назв. «оли-гофренич. плюс», также не может расцениваться как У. о.
До нач. 20 в. любые нарушения интеллекта определялись как слабоумие или идиотия. В совр. лит-ре понятие «слабоумие» применительно к детям практически уступило место понятию «У. о.». Под идиотией в отеч. науке понимают самую тяжелую форму У. о. при олиго-френии. В мировой науке этот термин выходит из употребления, Всемирной орг-цией здравоохранения он признан некорректным; интеллектуальные нарушения определяются как У. о., к-рая различается по степеням - от легкой до глубокой - в зависимости от количеств, оценки интеллекта.
В Рос. Федерации дети, страдающие У. о., в основном обучаются во вспомо-гат. школах. Среди этих детей большинство составляют те, кому поставлен диагноз «олигофрения» (см. Аномальные дети, раздел «Дети с нарушениями интеллекта»).
Лит.: Выготский Л. С., Проблема умственной отсталости, Собр. соч., т. 5, М., 1983; Певзнер М. С., Дети - олигофре-ны, М., 1959; Сухарева Г. Е., Клинич. лекции по психиатрии дет. возраста, М., 1965; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева, А. Лурия, М., 1973; Клинич. и психолого-пед. изучение детей с интеллектуальной недостаточностью, М., 1976; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1986; К о h 1 с г. С h., Les deficiences intellectuelles chez lenfant, P., 1963; Mental deficiency. The changing outlook, ed. by A. M. Clarke, L., 1965; Jordan T. E., The mentally retarded, Colum-bus, 1972; K i r m a n B., Bicknell Y., Mental handicap, Edinburgh, 1975.
С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
254.87 кб

Генетика умственной отсталости

Лавров Александр Вячеславович, Банников Артем Владимирович, Чаушева Алина Исрафилиевна, Дадали Елена Леонидовна
Умственная отсталость встречается, по разным оценкам, у 1-3% населения. Клинически принято классифицировать умственную отсталость по тяжести, однако нозологическая классификация до сих пор остается нерешенной задачей.
Читать PDF
273.77 кб

АТОНИЧЕСКАЯ ФОРМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Автенюк А.С., Макаров И.В.
В аналитическом обзоре литературы рассматривается атоническая форма умственной отсталости у детей и подростков.
Читать PDF
252.85 кб

Проблемы обучения детей с умственной отсталостью

Попов Геннадий Николаевич
Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией.
Читать PDF
106.15 кб

Расстройства сна у детей с умственной отсталостью

Кельмансон Игорь Александрович
Рассматривается ассоциация расстройств сна с умственной отсталостью у детей.
Читать PDF
208.44 кб

РАННЯЯ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Андреева Ольга Олеговна
Приведены клинико-катамнестические данные 34 пациентов (21 мужчина, 13 женщин), имевших инвалидность детства в связи с умственной отсталостью (УО).
Читать PDF
129.96 кб

Алкоголизм родителей и умственная отсталость их детей

Корнилов А. А., Селедцов А. М., Максименко А. В., Летунова В. С., Крысюк М. В., Новосельцев А. Л.
С целью выяснения тератогенного воздействия алкоголизма родителей на умственное развитие их потомков обследовано 72 ребенка, рожденных родителями, страдающими алкоголизмом.
Читать PDF
105.83 кб

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью

Мачильская Анастасия Петровна
В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью.
Читать PDF
113.25 кб

Нравственные представления детей с умственной отсталостью

Фатихова Л.Ф.
В статье рассматривается проблема развития такого компонента социальнонравственного развития личности ребенка с умственной отсталостью, как нравственные представления, проводится сравнение уровня и особенностей развития нравственн
Читать PDF
224.27 кб

Реабилитация детей с умственной отсталостью методом иппотерапии

Ловыгина Оксана Николаевна, Рахманский Владимир Леонидович, Величко Е. Н., Новоявчев А. А.
Читать PDF
22.46 мб

Безопасность лекарственной терапии детей с умственной отсталостью

Кирилочев О.О.
Читать PDF
145.11 кб

Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью

Шнайдер Надежда Александровна
Приводятся результаты анализа данных экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью.
Читать PDF
117.41 кб

Методологические проблемы обучения людей с умственной отсталостью

Володина И. С., Антипова И. Г.
Рассматривается необходимость методологического исследования в психологии обучения людей с умственной отсталостью. Показана возможность пересмотра содержания обучения людей с умственной отсталостью.
Читать PDF
428.80 кб

Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью

Агранович З.Е.
Читать PDF
16.75 мб

Алгоритм диагностики Х-сцепленных форм умственной отсталости у детей

Воинова Виктория Юрьевна, Ворсанова Светлана Григорьевна, Юров Юрий Борисович, Юров Иван Юрьевич
Х-сцепленная умственная отсталость клинически и генетически гетерогенная группа наследственных заболеваний, обусловленных мутациями, локализованными на хромосоме Х, приводящими к нарушению интеллектуального развития.
Читать PDF
102.79 кб

Исследование эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью

Демина В.Э.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью, а также в связи с тем, что данная проблема была недостаточно разработана.