Угроза

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Угроза
предупреждение о возможности применить силу к человеку или государству в случае, если они не выполнят своих обещаний или предъявленные к ним требования. Угроза – это обещание, высказанное в жесткой форме, о наказании предполагаемого или реального виновника. Как правило, угрожают применить физическую силу, публично осудить, чего-нибудь лишить. Если та сторона, которой угрожают, выполняет требуемое, то чаще всего угрозы не реализуются.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

УГРОЗА
императивный жанр: коммуникативная цель угрожающего — желание заставить адресата что-л. сделать. Т.о., высказывание представляет собой У., если содержит сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких-л. действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое-л. действие.
Автор У. — лицо или наделённое какими-л. полномочиями, или чувствующее своё превосходство (в силе, в возрасте, в определённой ситуации). Адресат — лицо зависимое в данной ситуации, способное выполнить то, что требует угрожающий, во избежание осуществления У.
Речевой жанр У. обладает футуральной перспективой: события, о которых идёт речь, относятся к сфере человеческих поступков, действий, и они отнесены в будущее. Причём важно отметить, что результат этого речевого жанра всегда в пользу угрожающего, хотя он может иметь вид как личной незаинтересованности, так и заинтересованности в благополучии адресата. Т.о., фактор будущего существенен для этого речевого жанра: У. всегда нацелена на результативность, но угрожающему важнее добиться выполнения какого-л. действия адресатом, чем исполнить саму У.
Что касается фактора прошлого, то он нерелевантен для этого жанра: У. может быть как реакцией, так и стимулом.
Важной особенностью формальной организации У. является её косвенный характер. Дело в том, что глагол «угрожать», именующий жанр, не сочетается с местоимением «я». Угрожать предосудительно, поэтому весьма часто можно услышать фразу: Я не угрожаю, а только предупреждаю. Итак, чтобы избежать «иллокутивного самоубийства», У. «рядится в одежды» других речевых жанров — информативных: обещание, предупреждение, сообщение.
Обещание негативных последствий для адресата в случае действий угрожающего (или третьих лиц): Я же тебя на дерьмо сведу. Всю жизнь будешь ходить в клеветниках, не отмоешься (Д. Гранин). Предупреждение о негативных последствиях для адресата при условии, если адресат совершит/не совершит чего-л.: Если сочинение завтра не сдадите, получите двойку.
Сообщение воспринимается как У. в том случае, если адресат правильно «прочтёт» его пресуппозицию и сможет сделать верный логический вывод из этого сообщения: Да я на зоне королём был ... В подобной У. скрыты и предупреждение, и обещание. Такая форма У. весьма частотна в обыденной жизни. Важным условием функционирования У. в виде сообщения является учёт ситуации, в которой прозвучало высказывание.
«Зеркальное отражение» У. в виде сообщения — риторический вопрос: Ты знаешь с кем разговариваешь? Ты забыл, кто мой отец? Хочешь в милицию попасть?
У. может выражаться и через императивные жанры: совет, побуждение, требование, приказ и т.д.: Лучше тебе не вмешиваться! Чаще всего эти высказывания вне контекста или вне ситуации, казалось бы, не содержат в себе У. Но в действительности перспектива их явно нацелена на негативный результат, который подчёркивается определёнными языковыми средствами, напр., лексемами лучше, добром, которые позволяют понять высказывание определённым образом: Лучше для адресата сделать X, в противном случае будет для него хуже: Добром прошу, оставь меня в покое!
У. во втором значении — шантаж, т.е. У. разоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства. Отличие такой У. от У. в первом значении заключается прежде всего в образах угрожающего и адресата. Здесь нет жесткой закреплённости социальных ролей участников коммуникации. На первое место выдвигается то, что можно назвать «ситуативной зависимостью», т.е. угрожать может и слабый сильному, и младший старшему, и подчинённый начальнику, если обстоятельства (а именно наличие компромата) складывается в пользу угрожающего.
Лит.: Жучков Д.О. Речевой акт угрозы как объект прагмалингвистического анализа: КД. Воронеж, 2010; Стексова Т.И. Угроза как речевой жанр // Функциональный анализ значимых единиц русского языка. Новокузнецк, 1992; Хохлова Н.В. Способы и средства реализации коммуникативной категории угрозы в русском и английском языках: КД, Самара, 2004.
Т.И. Стексова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
311.81 кб

Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества

Колин Константин Константинович
Рассматривается угроза психологического разрыва поколений в информационном обществе, обусловленная формированием новой расы людей, которая получила название «поколения Next».
Читать PDF
217.10 кб

Внедрение религиозных конфессий в систему государственного образования – угроза или благо

Легасова Татьяна Александровна
Статья посвящена рассмотрению вопроса участия религиозных конфессий в светском государственном образовании.
Читать PDF
175.41 кб

Плагиат как угроза инновационному развитию общества

Игнатова Ирина Викторовна
В статье проанализировано понятие «инновации», «объекты интеллектуальной собственности». Выделены угрозы инновационному развитию общества.
Читать PDF
187.64 кб

Неформальные объединения молодежи деструктивной направленности - угроза социальной стабильности

Егорова Т. В.
Статья освещает проблему неформальных объединений молодежи, представляющих угрозу как для самих участников, так социальной стабильности в обществе, с выделением основных причин их возникновения.
Читать PDF
659.22 кб

Детский школьный коллектив как угроза социального развития младших школьников

Яковлева Елена Викторовна
В статье представлены результаты экспериментального исследования детского коллектива как угрозы социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в данной микросреде жизнедеятельнос
Читать PDF
867.20 кб

Многообразие современного образовательного пространства: угроза или шанс для нас?

Грауманн Ольга
статья носит философско-педагогический характер. Ключевые вопросы, которые ставит автор, следующие.
Читать PDF
683.63 кб

Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников

Гребенникова Оксана Александровна, Добролюбова Мария Игоревна
статье представлен анализ проблемы буллинга в образовательной среде современной школы; раскрыты его причины и риски для здоровья учащихся.
Читать PDF
322.36 кб

Угроза национальной безопасности в наших руках

Плаксин Евгений Дмитриевич, Плаксина Надежда Викторовна
В статье рассматривается проблема нарушения учебной дисциплины студентов на этапе обучения.
Читать PDF
204.62 кб

Выявление угроз социализации ребенка в семье публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно

Лимаренко Олеся Юрьевна, Мурашкина Светлана Владимировна
В статье обозначена проблема выявления угроз социализации ребенка в семье. Представлены результаты эмпирического исследования семьи как микросреды. Обозначены ресурсы снижения интенсивности угроз социализации.
Читать PDF
395.32 кб

Логика прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности. Статья под

Гольцова Наталья Владимировна
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности.
Читать PDF
205.50 кб

Культурная среда общеобразовательного учреждения как условие минимизации угроз социального развития

Яковлева Елена Викторовна
В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в микросреде общеобразовательной школы.
Читать PDF
1.47 мб

Равновесие угроз контругроз и равновесие по Бержу в коалиционной дифференциальной игре при неопредел

Максимушкина Е. В.
Читать PDF
134.71 кб

Снижение инсайдерских угроз: учебно-методический комплекс

Анурьева М. С., Лопатин Д. В.
Читать PDF
0.00 байт

Перед угрозой медиаобразованщины

Яковлев Б.
Читать PDF
0.00 байт

Комплексное сопровождение как средство прогнозирования угроз социального развития ребенка дошкольног

Иванова Наталия Витальевна, Виноградова Мария Аполлинарьевна, Смирнова Светлана Андреевна
В статье проведен анализ исследований феномена сопровождение, раскрыта сущностная характеристика понятия комплексное сопровождение, представлен подход к реализации принципов комплексного сопровождения в прогнозировании угроз социа

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Вид находящийся под угрозой

    вид, подвергающийся непосредственной опасности вымирания или истребления, дальнейшее существование которого невозможно без осуществления специальных мер охраны. В России, напр., выхухоль, амурс
  • Угрозы

    Угроза как дисциплинарная мера в лучшем случае не дает эффекта, в худшем – поселяет в ребенке страх. К счастью, большинство родителей сейчас не пугают детей ведьмами и привидениями, понимая, к