УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
профессиональные организации педагогов и воспитателей. В России первыми У.о. были ссудно-сберегательные кассы и общества взаимной помощи в Одессе (1866), Москве (1870 - Общество воспитательниц и учительниц), Рязани (1882 - Общество пособия учащимся в начальных училищах, и др.). К 1894 было 15 обществ (9 из них состояло при Министерстве внутренних дел и 6 - при МНП). В том же году был принят типовой устав, который ограничивал рамки деятельности обществ исключительно сферой материальной взаимопомощи. В декабре 1902 - январе 1903 состоялся 1-й Всерос. съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания (ок. 70 организаций). Одной из форм профессионального объединения учителей были общественно-педагогические собрания, которые могли проводиться с целью организации досуга их членов. Многообразием отличалась деятельность педагогических собраний - Петербургского (осн. Педагогическим обществом взаимопомощи в 1893) и Московского (1902), которое после закрытия Московского педагогического общества взяло на себя ряд его функций. Деятельность У.о. активизировалась в 1905-07. В эти годы возникли союзы политической направленности: Всерос. союз учителей и деятелей по народному образованию (см.Всероссийский учительский союз), Всерос. союз учителей и деятелей средней школы, Социал-демократический союз деятелей по школьному и внешкольному образованию, Академический союз, объединивший деятелей науки и преподавателей высшей школы, и др. Некоторые общества взаимопомощи превратились в чисто благотворительные организации, другие слились с ячейками учительских союзов. После прекращения деятельности (1907) учительских союзов общества взаимопомощи вновь стали центрами профессионального объединения учителей. Они проводили работу по улучшению труда и быта педагогов, по повышению их профессионального уровня. В 1910-х гг. получили распространение учительские дома - стационарные просветительские учреждения для педагогов. Наиболее крупным был Московский учительский дом (открыт в 1911), построенный по проекту А.У. Зеленко Обществом взаимной помощи при учительском институте и другими организациями. При нем были организованы музей наглядных пособий, библиотека, комнаты для приезжих учителей и др. По решению съезда им. К.Д. Ушинского для координации деятельности У.о. было создано (1914) справочное бюро. Бюро подготовило "Ежегодник учительских обществ" (обзор деятельности) за 1914 и 1915. В 1915 осн. Всерос. педагогическое общество, на базе которого были созданы Учительский союз в Петрограде и Союз деятелей средней школы в Москве, которые затем объединились во вновь созданный Всерос. учительский союз. В 1919 осн. Всерос. профсоюз работников просвещения и социалистической культуры, в который в 1921-22 входили также деятели искусств и печати. В 1922-34 существовал профсоюз работников просвещения (Рабпрос), объединявший педагогов образовательных и политико-просветительных учреждений. В 1-й половине 30-х гг. функционировали самостоятельные профсоюзы работников начальной и средней школы, работников высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений. В 1956 они объединились под руководством ВЦСПС. В 1957 образован Профсоюз работников просвещения высшей школы и научных учреждений. С 1992 интересы учителей защищает Профсоюз работников народного образования и науки РФ. Международные учительские организации подразделяются на организации профсоюзного и профессионально-педагогического характера. По форме объединения различают У.о. - конфедерации, федерации, ассоциации и др. по географическому составу - всемирные, межрегиональные, субрегиональные и региональные; по профессиональному составу - универсальные, охватывающие преподавателей отдельных предметов, директоров школ и др. Осн. цели У.о.: развитие сотрудничества между учителями, защита их прав и интересов, содействие повышению статуса педагогов в обществе и др. Среди всемирных и международных У.о. до 1993 выделялось 4 крупнейших У.о. профсоюзного характера, объединявших св. 70% учителей и работников образования в мире. Всемирная федерация организаций учительской профессии (ВКОУП; осн. в 1952; штаб- квартира в г. Морж, Швейцария), Международная федерация свободных учительских союзов (МФСУС; 1951; штаб- квартира в Амстердаме), Международная федерация профсоюзов работников просвещения (МФПРП; 1946, штаб- квартира с 1991 в Мотрей, Франция), Всемирная конфедерация профсоюзов учителей (ВКПУ; 1963; штаб-квартира в Брюсселе). В 1993 на базе ВКОУП и МФСУС образован Интернационал образования (штаб-квартира в Брюсселе) - самая крупная организация за всю историю учительского движения. Среди региональных и субрегиональных У.о. выделяются: Европейская ассоциация учителей (1956), Совет учителей северных стран Европы (1968), Общеафриканская организация учительской профессии (1974), Азиатская конфедерация учителей и др. К организациям профессионально-педагогического характера относятся: Всемирная федерация ассоциаций преподавателей иностранных языков (1931), Международная федерация преподавателей французского языка (1969), Международная ассоциация преподавателей немецкого языка (1968), Международная ассоциация преподавателей итальянского языка (1994), Европейская ассоциация директоров средних школ (1988) и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
150.89 кб

Организация учебного процесса в Бирской инородческой учительской школе (1882-1895)

Гареева Марианна Павловна
В статье анализируются особенности организации учебной деятельности в Бирской инородческой учительской школе, где готовили учителей для языческих марийских школ Южного Приуралья.
Читать PDF
467.26 кб

Организация воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в начале ХХ века

Шилова Нина Васильевна
Статья начинает публикации целенаправленного регионального исследования педагогического опыта восточно-сибирских учебных заведений разного типа в области духовно-нравственного воспитания, что в критически-творческой переработке и
Читать PDF
12.06 мб

Организация воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в начале ХХ века

Шилов Александр Иванович, Филиппова Полина Сергеевна
Дается анализ организации воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в начале ХХ века.
Читать PDF
184.56 кб

Организация Центра информационного общения «Открытый учительский мир» для учителей Приморского края

Соловьёва Елена Дмитриевна
Читать PDF
132.22 кб

Деятельность учительской интеллигенции по организации военно-патриотического воспитания школьников в

Малхасян Надежда Вадимовна
Статья посвящена анализу форм, методов и основных направлений деятельности советской школы в годы Великой Отечественной войны, освещению работы учительской интеллигенции по военно-патриотическому воспитанию школьников в рамках уче
Читать PDF
7.26 мб

Организация воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в последней трети XIX

Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна
В статье раскрыт вопрос организации воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в последней трети XIX в.
Читать PDF
333.60 кб

Деятельность партийно-государственных и общественных организаций по повышению квалификации учительск

Лебедева Ольга Александровна

Похожие термины:

  • УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России

    Первыми проф. орг-циями учителей и воспитателей были ссудно-сберегательные кассы и об-ва взаимной помощи, появившиеся в 60-х гг. 19 в. Такие об-ва были организованы в Одессе (1866), в Москве (1870) - Об-во вос