УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
раздел древнерусской письменности. Представлен дидактическими жанрами (11 - начало 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучительные беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У.л. носит название "Слово". Широкое распространение на Руси У.л. получила после принятия христианства (988). Воспитанию человека, живущего по моральным принципам, закрепленным текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов Церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Извлечения из творений отцов Церкви, их "слов", поучений, бесед составили содержание ранних сборников У.л. Древнейшим дошедшим до нас образцом ее можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведенный с греческого на древнеславянский язык в Болгарии при царе Симеоне (конец 9 - начало 10 вв.). На славянской почве возник нравственно-дидактический "Изборник 1076 года", посвященный решению вопроса "как христианам жить". В нем помещено "Слово некоего отца к сыну", побуждающее к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое". Популярным на Руси сборником был "Златоструй", включавший "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т.ч. приписываемые ему) и "слова" других отцов Церкви. В 11-14 вв. на Руси формировались сборники т.н. уставных чтений, в которые входили поучения, полемические и торжественные "слова", в т.ч. "Пчела". Широко распространенным был "Измарагд" (изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и нескольких редакциях. Например, 2-я редакция книги, предназначенная для домашнего чтения, наряду со "словами" отцов Церкви включала произведения древнерусских писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также практические советы по бережному отношению к книге. Отдельное "слово" в сборнике посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека. С 11 в. произведения У.л. создавали епископ Новгородский Лука Жидята, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий - автор 11 дидактических произведений, и др. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произведениях Климент Смолятич (середина 12 в.). События 13 в., связанные с монголо-татарским нашествием, отразил в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский. Свой вклад в окончательное падение монголо-татарского ига внес Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский, направивший свое знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III, в котором побуждал князя к активным действиям. В 15 в. расширился круг переводной У.л., куда входит полный перевод философско-дидактических творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника и др. Большую работу по собиранию "святых книг, которые в Русской земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе которого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также сборник "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церковной литературы 16 в.). С середины 17 в. У.л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях. Печатались новые переводы творений отцов Церкви. Епифаний Славинецкий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") и его современник Симеон Полоцкий были создателями мн. учительных и торжественных "слов" и ориентировались на западноевропейские традиции, проникавшие в Россию. В них развиваются барочные идеи ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованы образы античной мифологии, поставлены философские проблемы и пр. Барочные традиции получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Приверженцем греческой, византийской традиции, противостоявшей латинской образованности, был Епифаний Чудовский, произведения которого отличает простота изложения. В своих произведениях он обращает внимание на положение нищих, обездоленных, призывает людей к милосердию, состраданию. Важную роль в развитии У.л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своем творчестве русскую православную культурную традицию с западноевропейской ученостью. Частью его литературного наследия стали проповеди, в которых он осуждал невежество и пьянство, прославлял просветительскую деятельность Петра Великого. Гл. его труд - "Минеи-Четьи" (1684-1705), основу которых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из западноевропейских источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см.Школьный театр). В начале 18 в. У.л. приобрела новые качества гражданской политической речи, что проявилось в творчестве Феофана Прокоповича и отчасти Стефана Яворского. .21,6(2)312

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
раздел др.-рус. письменности. Представлен дидактич. жанрами (11 - нач. 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучит. беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У. л. носит назв. «Слово», среди них выделяются особые жанровые разновидности: «слова» торжественные - панегирические, посвященные прославлению святого, христ. праздника, ист. события; «слова» учительные, т. е. «поучения», «наказания» (наставления), адресованные как мирянам, так и монастырской братии; «слова» обличительные (инвективы), направленные против язычества и его пережитков, еретич. учений, отвергавших догмы ортодоксального вероучения, а также против разл. человеческих пороков. Помимо собственно У. л. характерную дидактич. направленность имели многие жанры др.-рус. лит-ры: исторические (повесть, сказание, обычно входившие в состав летописей). и агиографические (житийные). Летописи ставили своей целью не только сохранить для потомков известия о знаменат. событиях прошлого, но и на ист. примерах подготовить «правителей земли Русской», предостеречь их от ошибок, внушить сознание ответственности перед Богом и людьми за целостность страны и благосостояние народа. Нравств.-воспитат. идеи несла в себе житийная лит-ра, прославлявшая величие и красоту духовных подвигов мучеников веры, исповедников, святителей (церк. пастырей). и др.
Широкое распространение на Руси У. л. получила после принятия христианства (988). Воспитание человека, живущего по моральным принципам, закрепленным текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов церкви 4—8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др.
Извлечения из творений отцов церкви, их слов, поучений, бесед составили содержание ранних сб-ков У. л. Древнейшим, дошедшим до нас образцом ее можно считать «Изборник великого князя Святослава 1073 года», переведенный с греческого на др.-слав. яз. в Болгарии при царе Симеоне (кон. 9 - нач. 10 вв.). Сб-к дает ответы на вопросы, связанные с пониманием текстов Евангелия, Апостола, сообщает ряд ист. сведений, включает индексы книг истинных и ложных.
На слав, почве возник нравств.-дидактич. «Изборник 1076 г.», посвященный решению вопроса: «как христианам жить». «Изборник» открывает «Слово некоего калугера (монаха). о почитании книжном», где разъясняется значение книги в нравств. воспитании и дается ряд метод, указаний, как надлежит читать книги, чтобы постичь мудрость. «Слово некоего отца к сыну» побуждает к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание и наказание от отца к сыну» в «Домострое». Большое место в «Изборнике 1076 г.» занимают афористич. изречения, подобранные в определенной тематич. последовательности с целью наставить читателя на «правый путь спасения», отвратить его от греха. Разъясняются обязанности человека по отношению к князю, церкви, «священническому и иноческому чину», бедным, неимущим. В качестве осн. добродетелей называются кротость, смирение, почитание старших, «покаяние, слезы и милостыня».
Популярным на Руси сб-ком У. л. был «Златоструй», включавший в свой состав «слова» и поучения Иоанна Златоуста (в т. ч. приписываемые ему), а также «слова» др. отцов церкви. Его составители считали, что чтение книги принесет пользу душе и телу, отмывая их «златыми струями сладких речей».
В У. л. Древней Руси получили распространение произведения др.-болг. писателей Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского, Константина Пре-славского, Козьмы Пресвитера. Их сочинения также входили в состав сб-ков У. л. наряду со «словами» визант. отцов церкви и позднее произведениями, созданными др.-рус. авторами.
В 11—14 вв. на Руси формировались сб-ки т. н. уставных чтений, в к-рые входили поучения, полемич. и торжественные «слова»: Прологи, Торжественники, Златоусты, «Пчела», «Измарагд», «Златая цепь», «Златая матица», «Маргарит».
Пролог и Торжественник - календарные сб-ки У. л., в них «слова» и поучения располагались по дням и месяцам солнечного, а также лунного календаря (Торжественник триодный).
Широко распространенным сб-ком был «Измарагд» (Изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и неск. редакциях. Примечательна 2-я редакция книги, предназначавшаяся для домашнего назидательного чтения. Наряду со «словами» отцов церкви она включает произведения др.-рус. писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Большое внимание уделяется «почитанию книжному», даются практич. советы бережного отношения к книге. Чтение книги сравнивается с нырянием в морскую глубину с целью добычи драгоценного жемчуга - мудрости. Развиваются мысли, заложенные в известной «Похвале книжному учению», помещенной в «Повести временных лет» под 1037 годом. Отдельное «слово» в сб-ке посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека - «Како не достоит забывати учителей своих». Последовательно и настойчиво обличаются пьянство, языческие верования, суеверия и предрассудки.
Ориг. произведения У. л. начали создаваться с 11 в., их авторами были епископ Новгородский Лука Жидята (умер в 1059), игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии (умер в 1074). Лука разъясняет в «Поучении» символ христ. православной веры, наставляет свою паству правилам благочинного поведения в церкви, призывает людей к взаимоуважению и любви, говорит о необходимости милосердия и сострадания, кротости и смирения. Автор осуждает «бесовские игрища», шутовство, срамословие, излагает заповеди общечеловеческой морали.
Феодосии Печерский - автор 11 дидактич. произведений. Среди них выделяется «Слово о терпении и любви, и о посте». Возможно, ему принадлежит также «Слово о вере христианской и латинской», отстаивающее принципы православия. Однако Феодосии призывает киевского князя Изяслава миловать и избавлять от бед всякого человека, независимо от веры, ибо все люди «одинаковое имеют попечение от Бога». «Слова» Луки Жидяты и Феодосия Печерского обращены к слушателю, не искушенному в книжной премудрости.
К лицам, «преизлиха насытившимся премудрости книжного учения», адресовал свое «Слово о законе и благодати» митрополит. Иларион (сер. 11 в.). Он наполняет свое «слово» злободневным полит. содержанием, прославляет «великого кагана» (князя). Рус. земли Владимира, свершившего подвиг приобщения Руси к благодати - христианству, равный подвигу апостолов. «Слово» Ила-риона проникнуто пафосом любви и гордости за родную землю, к-рая «знаема и слышима во всех концах мира».
Кирилл Туровский (12 в.), названный современниками «вторым Златоустом», - автор 8 дошедших до нас торжественных «слов», 2 поучений и 22 молитв. «Слова» этого писателя посвящены разъяснению смысла христ. праздников; украшенное «слово», органически сливающееся с церк. песнопением, должно было содействовать возвышенному настрою души слушателя. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произв. Климент Смолятич (сер. 12 в.).
События 13 в., связанные с монго-ло-тат. нашествием, запечатлел в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275). Ему принадлежат 5 «Слов», к-рые стали связующим звеном киевских традиций У. л. с лит-рой Сев.-Вост. Руси.
В период подъема нац. самосознания, вызванного победой на Куликовом поле в 1380, в У. л. постепенно набирает силу жанр публицистич. полемич. послания, расцвет к-рого падает на 2-ю пол. 15- 16 вв. Свой вклад в окончательное падение монголо-тат. ига внес архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, направивший свое знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III. Вассиан побуждал своим посланием великого князя к активным действиям, «воспитывая» его примерами мужества и воинской доблести его славных предков.
В 15 в. расширился корпус переводной У. л., куда входят полный перевод фи-лос.-дидактич. творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Диоптра» («Зерцало»). Филиппа Пустынника. Последнее произведение написано в форме диалога Души и Плоти. Трактат представляет собой «душезрительное зерцало», т.е. своеобразный учебник о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.
Формирование полит. теории «Москва - третий Рим» получило выражение в публицистич. посланиях Спиридона-Саввы о мономаховом венце и старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III (1523). Распространение ереси «жидовствующих» (кон. 15 - нач. 16 вв.). вызвало к жизни появление обличит, назидательных «слов» Иосифа Волоцкого (Санина, умер в 1515), объединенных в сб. «Просветитель».
Нил Сорский (умер в 1508). в своем «Уставе» излагал учение о «мысленном делании, необходимом монаху для борьбы и победы над страстными (злыми). помыслами».
Важную роль в развитии У. л. сыграл митрополит. Даниил (умер в 1547), автор 16 «слов» («наказаний»), посвященных религ.-догматич., обрядовым и чисто бытовым вопросам. Ряд «слов» представляет собой конкретные яркие бытовые зарисовки нравов московской молодежи из знатных родов. В формы аллегорическо-филос. «слов», посланий облекает свои поучения Максим Грек. Большую работу по собиранию «святых книг, к-рые в Рус. земле обретаются», предпринял митрополит. Макарий, по инициативе к-рого в 30—40-х гг. 16 в. были созданы «Великие Четьи-Минеи», а также учительный сб. «Златоструй» (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церк. лит-ры 16 в.).
В нач. 17 в. остро поставил проблемы воспитания и образования молодого поколения князь Иван Хворостинин в «слове» «Нечто к родителям о воспитании чад». По мысли автора, главное - это приобретение знаний, к-рое драгоценнее всякого богатства, оставляемого родителями в наследство своим детям. Учение - источник всякой правды и благоразумия, поэтому царь должен окружать себя образованными, мудрыми советниками.
К сер. 17 в. трансформировался тра-диц. жанр поучения отца к сыну: в «Беседе отца с сыном о женской злобе» назидание сочетается с занимательными сюжетными рассказами, «беседа» приобретает характер диалога-спора.
С сер. 17 в. У. л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях: в 1641—96 восемь раз издавался Пролог, выпущены «Маргарит», «Поучения Ефрема Сири-на». Печатались новые переводы творений отцов церкви. Епифаний Славинец-кий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских»). был и создателем мн. учительных и торжественных «слов» (сохранилось 48). Как и его современник Симеон Полоцкий, Епифаний ориентируется на зап.-европ. традиции, проникавшие в Россию. Учительные слова Епифа-ния Славинецкого и Симеона Полоцкого связаны с развитием барочных идей («жизнь есть сон», «помни о смерти»), использованием образов антич. мифологии, условностью форм, с постановкой филос. проблем.
Свои «слова» и поучения Симеон Полоцкий объединил в сб-ки «Обед душевный», включивший 109 морали-стич. «слов» (изд. в 1681), и «Вечеря душевная» (содержит 78 панегириков и 29 поучений на разные случаи; изд. в 1683). Оба сб-ка построены по календарному принципу. Цель их создания - «польза народная», общее благо. Идеалом представлен мудрый, просвещенный правитель, пекущийся о благе подданных, их защитник и покровитель. Себя писатель считает врачом общества, предлагающим читателям «горькую», «горячую» пищу для их же блага. Критерий деятельности человека - «общественная польза». Успехи гос-ва автор рассматривает в тесной связи с образованностью общества.
Барочные традиции У. л. получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева, помогавшего своему учителю в работе над сб-ками, и Кариони Истомина.
Приверженцем греч., византийской, традиции, противостоявшей лат. образованности, был Евфимий Чудовский, произведения к-рого отличает простота изложения. Таково, напр., «Слово о милости» (70-е гг. 17 в.), где проповедник обратил внимание общества на положение нищих и бездомных, призвал людей к милосердию, состраданию к нуждам бедняков, действенной им помощи. Однако в то же время он обличает тунеядцев-попрошаек, праздных гуляк. Устранить бедность может только единение всего общества, «общесложение», утверждает Евфимий.
Развитию У. л. в 17 в. способствовало также издание сочинений Петра Скарги, «Меч духовный» (1666). и «Трубы словес проповедных» (1674). Лазаря Барановича, появление риторик Макария, Иоанникия Галятовского, А. X. Белобоцкого и др.
Важную роль в развитии У. л. на рубеже 17—18 вв. сыграл духовный писатель митрополит. Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своем творчестве рус. православную культурную традицию с зап.-европ. ученостью. Частью его лит. наследия явились проповеди, в к-рых он осуждал невежество и пьянство, увещевал раскольников, прославлял просветит, деятельность Петра Великого, упрекая его в то же время за вспыльчивость и нек-рые др. личные свойства, наставлял паству на путь кротости и терпения. Гл. труд Димитрия Ростовского - «Минеи-Четьи» (1684—1705, многократно переиздавались), основу к-рых составили «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария, дополненные из зап.-европ. источников. С учительными целями были написаны также драмы «Рождественская» и «Успенская» (см. Школьный театр).
В нач. 18 в. У. л. приобрела новые качества гражд. полит. речи, что ярко проявилось в творчестве Феофана Про-коповича и отчасти Стефана Яворского.
Публ.: Памятники др.-рус. церк.-учительной лит-ры, под ред. А. И. Пономарева, в. I- , СПБ, 1894—98; Молдован А. М., «Слово о законе и благодати» Илариона, К., 1984; Красноречие в Др. Руси (XI-XVII вв.). Сост., вступ. ст. Т. В. Черторицкой, М., 1987; Памятники лит-ры Др. Руси. Сост. и ред. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, XII-XVII вв., [кн. 1—7], М., 1980-«9.
Лит.: Ж м а к и и В., Митрополит. Даниил и его сочинения, М., 1881; Петухов Е., Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в., СПБ, 1888; Еремин И П, Лит наследие Кирилла Туровского, ТОДРЛ, 1955, т. 11; его же, Иосиф Волоцкий как писатель, в его кн.: Лит-ра Др. Руси (этюды и характеристики), М. - Л, 1966; А д p и а -нова-Перетц В. П., Человек в учительной лит-ре Др Руси, ТОДРЛ, 1972, т. 27; С и и и ц ы и а Н. В., Максим Грек в России, М., 1977; Рус. старопечатная лит-ра (XVI - первая четв. XVIII в.), М., 1978; Симеон Полоцкий и его книгоиздат. деятельность, М., 1980; Творогов О. В., Др.-рус. четьи сборники XII-XIV вв., ТОДРЛ, 1988—93, т. 41, 44, 47; Елеонская А. С., Рус. ораторская проза в лит. процессе XVII в., М., 1990.
В. В. Кусков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
476.90 кб

Учительная миссия современной литературы: перезагрузка-2009

Черняк Мария Александровна
Подводить итоги литературного года сложно, так как слишком еще свежи новинки (пожалуй, единственный пример, когда свежесть не является знаком абсолютного качества), слишком неопределенны тенденции, слишком высока степень возможной