УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОРУЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Найдено 2 определения термина УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

раздел древнерусской письменности. Представлен дидактическими жанрами (11 - начало 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучительные беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У.л. носит название "Слово". Широкое распространение на Руси У.л. получила после принятия христианства (988). Воспитанию человека, живущего по моральным принципам, закрепленным текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов Церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Извлечения из творений отцов Церкви, их "слов", поучений, бесед составили содержание ранних сборников У.л. Древнейшим дошедшим до нас образцом ее можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведенный с греческого на древнеславянский язык в Болгарии при царе Симеоне (конец 9 - начало 10 вв.). На славянской почве возник нравственно-дидактический "Изборник 1076 года", посвященный решению вопроса "как христианам жить". В нем помещено "Слово некоего отца к сыну", побуждающее к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое". Популярным на Руси сборником был "Златоструй", включавший "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т.ч. приписываемые ему) и "слова" других отцов Церкви. В 11-14 вв. на Руси формировались сборники т.н. уставных чтений, в которые входили поучения, полемические и торжественные "слова", в т.ч. "Пчела". Широко распространенным был "Измарагд" (изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и нескольких редакциях. Например, 2-я редакция книги, предназначенная для домашнего чтения, наряду со "словами" отцов Церкви включала произведения древнерусских писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также практические советы по бережному отношению к книге. Отдельное "слово" в сборнике посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека. С 11 в. произведения У.л. создавали епископ Новгородский Лука Жидята, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий - автор 11 дидактических произведений, и др. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произведениях Климент Смолятич (середина 12 в.). События 13 в., связанные с монголо-татарским нашествием, отразил в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский. Свой вклад в окончательное падение монголо-татарского ига внес Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский, направивший свое знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III, в котором побуждал князя к активным действиям. В 15 в. расширился круг переводной У.л., куда входит полный перевод философско-дидактических творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника и др. Большую работу по собиранию "святых книг, которые в Русской земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе которого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также сборник "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церковной литературы 16 в.). С середины 17 в. У.л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях. Печатались новые переводы творений отцов Церкви. Епифаний Славинецкий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") и его современник Симеон Полоцкий были создателями мн. учительных и торжественных "слов" и ориентировались на западноевропейские традиции, проникавшие в Россию. В них развиваются барочные идеи ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованы образы античной мифологии, поставлены философские проблемы и пр. Барочные традиции получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Приверженцем греческой, византийской традиции, противостоявшей латинской образованности, был Епифаний Чудовский, произведения которого отличает простота изложения. В своих произведениях он обращает внимание на положение нищих, обездоленных, призывает людей к милосердию, состраданию. Важную роль в развитии У.л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своем творчестве русскую православную культурную традицию с западноевропейской ученостью. Частью его литературного наследия стали проповеди, в которых он осуждал невежество и пьянство, прославлял просветительскую деятельность Петра Великого. Гл. его труд - "Минеи-Четьи" (1684-1705), основу которых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из западноевропейских источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см.Школьный театр). В начале 18 в. У.л. приобрела новые качества гражданской политической речи, что проявилось в творчестве Феофана Прокоповича и отчасти Стефана Яворского. .21,6(2)312

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

раздел др.-рус. письменности. Представлен дидактич. жанрами (11 - нач. 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучит. беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У. л. носит назв. «Слово», среди них выделяются особые жанровые разновидности: «слова» торжественные - панегирические, посвященные прославлению святого, христ. праздника, ист. события; «слова» учительные, т. е. «поучения», «наказания» (наставления), адресованные как мирянам, так и монастырской братии; «слова» обличительные (инвективы), направленные против язычества и его пережитков, еретич. учений, отвергавших догмы ортодоксального вероучения, а также против разл. человеческих пороков. Помимо собственно У. л. характерную дидактич. направленность имели многие жанры др.-рус. лит-ры: исторические (повесть, сказание, обычно входившие в состав летописей). и агиографические (житийные). Летописи ставили своей целью не только сохранить для потомков известия о знаменат. событиях прошлого, но и на ист. примерах подготовить «правителей земли Русской», предостеречь их от ошибок, внушить сознание ответственности перед Богом и людьми за целостность страны и благосостояние народа. Нравств.-воспитат. идеи несла в себе житийная лит-ра, прославлявшая величие и красоту духовных подвигов мучеников веры, исповедников, святителей (церк. пастырей). и др.

Широкое распространение на Руси У. л. получила после принятия христианства (988). Воспитание человека, живущего по моральным принципам, закрепленным текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов церкви 4—8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др.

Извлечения из творений отцов церкви, их слов, поучений, бесед составили содержание ранних сб-ков У. л. Древнейшим, дошедшим до нас образцом ее можно считать «Изборник великого князя Святослава 1073 года», переведенный с греческого на др.-слав. яз. в Болгарии при царе Симеоне (кон. 9 - нач. 10 вв.). Сб-к дает ответы на вопросы, связанные с пониманием текстов Евангелия, Апостола, сообщает ряд ист. сведений, включает индексы книг истинных и ложных.

На слав, почве возник нравств.-дидактич. «Изборник 1076 г.», посвященный решению вопроса: «как христианам жить». «Изборник» открывает «Слово некоего калугера (монаха). о почитании книжном», где разъясняется значение книги в нравств. воспитании и дается ряд метод, указаний, как надлежит читать книги, чтобы постичь мудрость. «Слово некоего отца к сыну» побуждает к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание и наказание от отца к сыну» в «Домострое». Большое место в «Изборнике 1076 г.» занимают афористич. изречения, подобранные в определенной тематич. последовательности с целью наставить читателя на «правый путь спасения», отвратить его от греха. Разъясняются обязанности человека по отношению к князю, церкви, «священническому и иноческому чину», бедным, неимущим. В качестве осн. добродетелей называются кротость, смирение, почитание старших, «покаяние, слезы и милостыня».

Популярным на Руси сб-ком У. л. был «Златоструй», включавший в свой состав «слова» и поучения Иоанна Златоуста (в т. ч. приписываемые ему), а также «слова» др. отцов церкви. Его составители считали, что чтение книги принесет пользу душе и телу, отмывая их «златыми струями сладких речей».

В У. л. Древней Руси получили распространение произведения др.-болг. писателей Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского, Константина Пре-славского, Козьмы Пресвитера. Их сочинения также входили в состав сб-ков У. л. наряду со «словами» визант. отцов церкви и позднее произведениями, созданными др.-рус. авторами.

В 11—14 вв. на Руси формировались сб-ки т. н. уставных чтений, в к-рые входили поучения, полемич. и торжественные «слова»: Прологи, Торжественники, Златоусты, «Пчела», «Измарагд», «Златая цепь», «Златая матица», «Маргарит».

Пролог и Торжественник - календарные сб-ки У. л., в них «слова» и поучения располагались по дням и месяцам солнечного, а также лунного календаря (Торжественник триодный).

Широко распространенным сб-ком был «Измарагд» (Изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и неск. редакциях. Примечательна 2-я редакция книги, предназначавшаяся для домашнего назидательного чтения. Наряду со «словами» отцов церкви она включает произведения др.-рус. писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Большое внимание уделяется «почитанию книжному», даются практич. советы бережного отношения к книге. Чтение книги сравнивается с нырянием в морскую глубину с целью добычи драгоценного жемчуга - мудрости. Развиваются мысли, заложенные в известной «Похвале книжному учению», помещенной в «Повести временных лет» под 1037 годом. Отдельное «слово» в сб-ке посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека - «Како не достоит забывати учителей своих». Последовательно и настойчиво обличаются пьянство, языческие верования, суеверия и предрассудки.

Ориг. произведения У. л. начали создаваться с 11 в., их авторами были епископ Новгородский Лука Жидята (умер в 1059), игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии (умер в 1074). Лука разъясняет в «Поучении» символ христ. православной веры, наставляет свою паству правилам благочинного поведения в церкви, призывает людей к взаимоуважению и любви, говорит о необходимости милосердия и сострадания, кротости и смирения. Автор осуждает «бесовские игрища», шутовство, срамословие, излагает заповеди общечеловеческой морали.

Феодосии Печерский - автор 11 дидактич. произведений. Среди них выделяется «Слово о терпении и любви, и о посте». Возможно, ему принадлежит также «Слово о вере христианской и латинской», отстаивающее принципы православия. Однако Феодосии призывает киевского князя Изяслава миловать и избавлять от бед всякого человека, независимо от веры, ибо все люди «одинаковое имеют попечение от Бога». «Слова» Луки Жидяты и Феодосия Печерского обращены к слушателю, не искушенному в книжной премудрости.

К лицам, «преизлиха насытившимся премудрости книжного учения», адресовал свое «Слово о законе и благодати» митрополит. Иларион (сер. 11 в.). Он наполняет свое «слово» злободневным полит. содержанием, прославляет «великого кагана» (князя). Рус. земли Владимира, свершившего подвиг приобщения Руси к благодати - христианству, равный подвигу апостолов. «Слово» Ила-риона проникнуто пафосом любви и гордости за родную землю, к-рая «знаема и слышима во всех концах мира».

Кирилл Туровский (12 в.), названный современниками «вторым Златоустом», - автор 8 дошедших до нас торжественных «слов», 2 поучений и 22 молитв. «Слова» этого писателя посвящены разъяснению смысла христ. праздников; украшенное «слово», органически сливающееся с церк. песнопением, должно было содействовать возвышенному настрою души слушателя. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произв. Климент Смолятич (сер. 12 в.).

События 13 в., связанные с монго-ло-тат. нашествием, запечатлел в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275). Ему принадлежат 5 «Слов», к-рые стали связующим звеном киевских традиций У. л. с лит-рой Сев.-Вост. Руси.

В период подъема нац. самосознания, вызванного победой на Куликовом поле в 1380, в У. л. постепенно набирает силу жанр публицистич. полемич. послания, расцвет к-рого падает на 2-ю пол. 15- 16 вв. Свой вклад в окончательное падение монголо-тат. ига внес архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, направивший свое знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III. Вассиан побуждал своим посланием великого князя к активным действиям, «воспитывая» его примерами мужества и воинской доблести его славных предков.

В 15 в. расширился корпус переводной У. л., куда входят полный перевод фи-лос.-дидактич. творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Диоптра» («Зерцало»). Филиппа Пустынника. Последнее произведение написано в форме диалога Души и Плоти. Трактат представляет собой «душезрительное зерцало», т.е. своеобразный учебник о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.

Формирование полит. теории «Москва - третий Рим» получило выражение в публицистич. посланиях Спиридона-Саввы о мономаховом венце и старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III (1523). Распространение ереси «жидовствующих» (кон. 15 - нач. 16 вв.). вызвало к жизни появление обличит, назидательных «слов» Иосифа Волоцкого (Санина, умер в 1515), объединенных в сб. «Просветитель».

Нил Сорский (умер в 1508). в своем «Уставе» излагал учение о «мысленном делании, необходимом монаху для борьбы и победы над страстными (злыми). помыслами».

Важную роль в развитии У. л. сыграл митрополит. Даниил (умер в 1547), автор 16 «слов» («наказаний»), посвященных религ.-догматич., обрядовым и чисто бытовым вопросам. Ряд «слов» представляет собой конкретные яркие бытовые зарисовки нравов московской молодежи из знатных родов. В формы аллегорическо-филос. «слов», посланий облекает свои поучения Максим Грек. Большую работу по собиранию «святых книг, к-рые в Рус. земле обретаются», предпринял митрополит. Макарий, по инициативе к-рого в 30—40-х гг. 16 в. были созданы «Великие Четьи-Минеи», а также учительный сб. «Златоструй» (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церк. лит-ры 16 в.).

В нач. 17 в. остро поставил проблемы воспитания и образования молодого поколения князь Иван Хворостинин в «слове» «Нечто к родителям о воспитании чад». По мысли автора, главное - это приобретение знаний, к-рое драгоценнее всякого богатства, оставляемого родителями в наследство своим детям. Учение - источник всякой правды и благоразумия, поэтому царь должен окружать себя образованными, мудрыми советниками.

К сер. 17 в. трансформировался тра-диц. жанр поучения отца к сыну: в «Беседе отца с сыном о женской злобе» назидание сочетается с занимательными сюжетными рассказами, «беседа» приобретает характер диалога-спора.

С сер. 17 в. У. л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях: в 1641—96 восемь раз издавался Пролог, выпущены «Маргарит», «Поучения Ефрема Сири-на». Печатались новые переводы творений отцов церкви. Епифаний Славинец-кий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских»). был и создателем мн. учительных и торжественных «слов» (сохранилось 48). Как и его современник Симеон Полоцкий, Епифаний ориентируется на зап.-европ. традиции, проникавшие в Россию. Учительные слова Епифа-ния Славинецкого и Симеона Полоцкого связаны с развитием барочных идей («жизнь есть сон», «помни о смерти»), использованием образов антич. мифологии, условностью форм, с постановкой филос. проблем.

Свои «слова» и поучения Симеон Полоцкий объединил в сб-ки «Обед душевный», включивший 109 морали-стич. «слов» (изд. в 1681), и «Вечеря душевная» (содержит 78 панегириков и 29 поучений на разные случаи; изд. в 1683). Оба сб-ка построены по календарному принципу. Цель их создания - «польза народная», общее благо. Идеалом представлен мудрый, просвещенный правитель, пекущийся о благе подданных, их защитник и покровитель. Себя писатель считает врачом общества, предлагающим читателям «горькую», «горячую» пищу для их же блага. Критерий деятельности человека - «общественная польза». Успехи гос-ва автор рассматривает в тесной связи с образованностью общества.

Барочные традиции У. л. получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева, помогавшего своему учителю в работе над сб-ками, и Кариони Истомина.

Приверженцем греч., византийской, традиции, противостоявшей лат. образованности, был Евфимий Чудовский, произведения к-рого отличает простота изложения. Таково, напр., «Слово о милости» (70-е гг. 17 в.), где проповедник обратил внимание общества на положение нищих и бездомных, призвал людей к милосердию, состраданию к нуждам бедняков, действенной им помощи. Однако в то же время он обличает тунеядцев-попрошаек, праздных гуляк. Устранить бедность может только единение всего общества, «общесложение», утверждает Евфимий.

Развитию У. л. в 17 в. способствовало также издание сочинений Петра Скарги, «Меч духовный» (1666). и «Трубы словес проповедных» (1674). Лазаря Барановича, появление риторик Макария, Иоанникия Галятовского, А. X. Белобоцкого и др.

Важную роль в развитии У. л. на рубеже 17—18 вв. сыграл духовный писатель митрополит. Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своем творчестве рус. православную культурную традицию с зап.-европ. ученостью. Частью его лит. наследия явились проповеди, в к-рых он осуждал невежество и пьянство, увещевал раскольников, прославлял просветит, деятельность Петра Великого, упрекая его в то же время за вспыльчивость и нек-рые др. личные свойства, наставлял паству на путь кротости и терпения. Гл. труд Димитрия Ростовского - «Минеи-Четьи» (1684—1705, многократно переиздавались), основу к-рых составили «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария, дополненные из зап.-европ. источников. С учительными целями были написаны также драмы «Рождественская» и «Успенская» (см. Школьный театр).

В нач. 18 в. У. л. приобрела новые качества гражд. полит. речи, что ярко проявилось в творчестве Феофана Про-коповича и отчасти Стефана Яворского.

Публ.: Памятники др.-рус. церк.-учительной лит-ры, под ред. А. И. Пономарева, в. I- , СПБ, 1894—98; Молдован А. М., «Слово о законе и благодати» Илариона, К., 1984; Красноречие в Др. Руси (XI-XVII вв.). Сост., вступ. ст. Т. В. Черторицкой, М., 1987; Памятники лит-ры Др. Руси. Сост. и ред. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, XII-XVII вв., [кн. 1—7], М., 1980-«9.

Лит.: Ж м а к и и В., Митрополит. Даниил и его сочинения, М., 1881; Петухов Е., Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в., СПБ, 1888; Еремин И П, Лит наследие Кирилла Туровского, ТОДРЛ, 1955, т. 11; его же, Иосиф Волоцкий как писатель, в его кн.: Лит-ра Др. Руси (этюды и характеристики), М. - Л, 1966; А д p и а -нова-Перетц В. П., Человек в учительной лит-ре Др Руси, ТОДРЛ, 1972, т. 27; С и и и ц ы и а Н. В., Максим Грек в России, М., 1977; Рус. старопечатная лит-ра (XVI - первая четв. XVIII в.), М., 1978; Симеон Полоцкий и его книгоиздат. деятельность, М., 1980; Творогов О. В., Др.-рус. четьи сборники XII-XIV вв., ТОДРЛ, 1988—93, т. 41, 44, 47; Елеонская А. С., Рус. ораторская проза в лит. процессе XVII в., М., 1990.

В. В. Кусков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — 0

Найдено научныех статей по теме УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — 0

Найдено книг по теме УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — 0

Найдено презентаций по теме УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — 0

Найдено рефератов по теме УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — 0